Судья: Федоров К.Е. Дело №
РЕШЕНИЕ
Судья Омского областного суда Филимонов Д.И., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе директора автономной некоммерческой организации «Центр социальной помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации ФИО1 на решение судьи Калачинского городского суда Омской области от , которым постановлено:
«постановление главного государственного инспектора Калачинского и ов по пожарному надзору ФИО2 от № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении автономной некоммерческой организации «Центр социальной помощи людям, оставшимся в трудной жизненной ситуации оставить без изменений, жалобу без удовлетворения»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора Калачинского и ов по пожарному надзору от автономная некоммерческая организация «Центр социальной помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (далее - признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
обжаловала указанное постановление в городской суд.
Решением судьи Калачинского городского суда Омской области постановлено изложенное выше решение.
В жалобе, поданной в Омский областной суд, законный представитель ФИО1 просит постановление, решение отменить. Ссылается на то, что вина в совершении административного правонарушения у организации отсутствует, поскольку является ссудополучателем объекта недвижимости на основании соответствующего договора, заключенного с Омской области, и не обладает полномочиями по внесению изменений в планировку здания. Указывает, что выявленные в ходе проверки нарушения образовались еще до передачи объекта недвижимости в пользование ». Проверка проводилась в отношении Администрации Калачинского муниципального района Омской области, и участником проводимых контрольных мероприятий не являлась.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 названной статьи.
Согласно ст. 1 Федерального закона от № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту – Федеральный закон № 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 2 вышеназванного Федерального закона законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя названный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ).
Исходя из положений ст. 5 Федерального закона № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности содержатся в Правилах противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от № (далее по тексту – Правила).
Согласно п. 5 Правил в отношении здания или сооружения (кроме жилых домов), в которых могут одновременно находиться 50 и более человек (далее - объект защиты с массовым пребыванием людей), а также на объекте с постоянными рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации организует разработку планов эвакуации людей при пожаре, которые размещаются на видных местах.
При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается изменять направление открывания дверей, за исключением дверей, открывание которых не нормируется или к которым предъявляются иные требования (пп. Д п. 27 Правил).
В силу п. 54 Правил руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
В соответствии с ч. 7 ст. 83 Федерального закона № 123-ФЗ системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на прибор приемно-контрольный пожарный, устанавливаемый в помещении дежурного персонала, или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 с автоматическим дублированием этих сигналов в подразделение пожарной охраны с использованием системы передачи извещений о пожаре.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также выполнении требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ).
Приказом МЧС России от № утвержден свод правил СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (далее – СП 1.13130).
Согласно п. 4.2.9 СП 1.13130 не менее двух эвакуационных выходов, как правило, должны иметь этажи зданий класса Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4
Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек групп мобильности М2 - М4, НМ, НТ (п. 9.3.2 СП 1.13130).
В соответствии с п. 4.3.3 СП 1.13130 ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее: 1,2 м - для коридоров и иных путей эвакуации, по которым могут эвакуироваться более 50 человек; 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам; 1,0 м - во всех остальных случаях.
При дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную: на половину ширины дверного полотна - при одностороннем расположении дверей либо при двустороннем расположении дверей, если минимальное расстояние между любыми двумя дверями противоположных сторон коридора составляет 10 м и более; на ширину дверного полотна - при двустороннем расположении дверей (п. 4.3.3 СП 1.13130).
В силу п. 4.4.1 СП 1.13130 ширина пути эвакуации по лестнице, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее ширины любого эвакуационного выхода на нее, но не менее: а) 1,35 м - для лестниц, предназначенных для эвакуации посетителей зданий класса Ф1.1, Ф2.1, Ф2.2, Ф3.4, Ф4.1, а также для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 200 человек; б) 1,6 м - для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 600 человек; в) 1,2 м - для остальных зданий, за исключением зданий класса Ф1.3, Ф1.4, Ф5; г) 1,05 м - для зданий класса Ф1.3; д) 0,7 м - для лестниц, ведущих к одиночным рабочим местам или предназначенным для эвакуации не более 5 человек; е) 0,9 м - для всех остальных случаев. Высота пути эвакуации должна быть не менее 2,2 м.
Лестничные клетки, за исключением случаев, оговоренных в настоящем своде правил, должны иметь выход наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров и помещений перегородками с дверями, имеющими устройства для самозакрывания и уплотнения в притворах (п. СП 1.13130).
Согласно п. 9.1.1 СП 1.13130 на этажах общественных и производственных зданий, на которые организуется доступ МГН (в том числе в соответствии с заданием на проектирование), требуется предусматривать мероприятия, направленные на обеспечение их безопасности при пожаре.
В соответствии с п. 9.3.3 СП 1.13130 при нахождении в помещении людей, относящихся к группе М4, ширина эвакуационного выхода должна предусматриваться не менее 0,9 м, за исключением зданий класса Ф1.3.
В зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330 (п. СП 1.13130).
Выходы из помещений и этажей на лестничные клетки должны быть оборудованы дверями с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах, за исключением дверей квартир (п. 4.4.6 СП 1.13130).
В силу пп. Н п. 16 Правил помещения на объектах защиты запрещается эксплуатировать помещения, не отвечающие нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности;
Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя главного государственного инспектора и ов по пожарному надзору от проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в отношении Администрации Калачинского муниципального района Омской области (нежилое помещение по адресу: ).
Период проведения проверки определен с 17 по 28 января 2022 года.
В ходе проверки обнаружены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Не разработаны планы эвакуации людей при пожаре, которые должны размещаться на видных местах.
Не по направлению эвакуации открывается дверь выхода из первого этажа наружу.
Автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре находятся в неисправном состоянии. На объекте не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем. Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, не вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Система пожарной сигнализации не обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала, а также не обеспечено дублирование этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) тран6слирующей этот сигнал организации.
Из второго этажа здания не предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов, соответствующих требованиям к эвакуационным выходам, в том числе с учетом маломобильных граждан пребывающих в здании.
Менее 1 метра ширина эвакуационного пути по коридору второго этажа с учетом двустороннего открывания дверей, открывающихся из помещений в коридор.
Ширина пути эвакуации по лестнице, предназначенной для эвакуации людей, расположенной в лестничной клетке, менее 1.2 м.
Лестничная клетка не имеет выход наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно наружу.
На этажах здания, на которые организуется доступ маломобильных групп населения, не предусматриваются мероприятия, направленные на обеспечение их безопасности при пожаре.
При нахождении в помещениях людей, относящихся к группе М4, ширина эвакуационного выхода менее 0,9 м., фактически 0,78 м.
В задании на путях эвакуации не предусматривается аварийное освещение в соответствии с требованиями СП 52.133330.
Выходы с первого этажа на лестничную клетку не оборудованы дверями с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах.
Допущена эксплуатация здания, не отвечающего нормативным документам по пожарной безопасности в соответствии с новым классом функциональной пожарной опасности.
Выявленные нарушения послужили поводом для составления в отношении » протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, а также последующего привлечения организации к административной ответственности.
Факт совершения АНО «ЦСП «СКАЛА» административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении, актом проверки, представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, кадастровым паспортом помещения, договором № 4-б/21 от , оцененными с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Деяние АНО «ЦСП «СКАЛА» правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, здание по адресу: Омская область, передан комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Калачинского муниципального района в безвозмездное пользование на основании договора от № -б/21.
Согласно п. указанного договора ссудополучатель обязан содержать переданное имущество за свой счет в соответствии с эксплуатационными, санитарными, противопожарными, экологическими и иными нормами. Ответственности за соответствие эксплуатационным, санитарным, противопожарным, экологическим и иным нормам несет ссудополучатель.
В силу п. Договора ссудополучатель обязан своевременно и за свой счет производить текущий и капитальный ремонт имущества.
Должностными лицами ГУ МЧС России по Омской области проведена плановая выездная проверка указанного выше нежилого помещения, о чем организация была уведомлена. По результатам проверки, в которой принимал участие представитель учреждения по доверенности, составлен акт проверки; с которым представитель ознакомлен. Замечаний либо возражений со стороны представителя не поступило.
В силу ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности в данной ситуации не могли быть оставлены без внимания должностным лицом административного органа, в связи с тем, что пожарная безопасность объекта не была обеспечена должным образом, в том числе при эвакуации людей в случае возникновения пожара, имелась угроза безопасности людей.
Вопреки доводам жалобы, установив данные обстоятельства в ходе проведения мероприятий государственного контроля (надзора), административный орган пришел к правильному выводу о необходимости составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении что не противоречит примечанию к ст. 28.1 КоАП РФ.
Факт того, что выявленные входе проведения контрольного мероприятия нарушения возникли до заключения договора от № -б/21 основанием к отмене обжалуемых решения и постановления не является.
В силу требований Федерального закона № 69-ФЗ является надлежащим субъектом административной ответственности, и на организации, как на лице, владеющем и пользующимся имуществом, лежит обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности.
Выводы о привлечении к административной ответственности соответствуют ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Применительно к установленным обстоятельствам в системном толковании с положениями ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ не может служить основанием к освобождению от административной ответственности факт неуказания АНО «ЦСП «СКАЛА» в качестве контролируемого лица в рамках проведения проверки, в связи с чем соответствующий довод жалобы также подлежит отклонению.
Постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено с применением положений ст. 4.1.2 КоАП РФ.
Оснований для отмены постановления и решения по доводам жалобы не имеется, поэтому жалоба директора АНО «ЦСП «СКАЛА» ФИО1 подлежит отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Калачинского городского суда Омской области от оставить без изменения, жалобу директора ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Д.И. Филимонов