ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-344(272 от 23.08.2023 Омского областного суда (Омская область)

Судья: Рерих Ю.С. Дело № 77-344(272)/2023

РЕШЕНИЕ

Судья Омского областного суда Ведерникова Н.В., при секретаре Речута Я.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Администрации города Омска ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 10 июля 2023 г., вынесенное в отношении Администрации города Омска по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 8.7, ч. 11 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 11 января 2023 г. № ТА-1320-в/1 Администрация города Омска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей (л.д. 91-97 т.2).

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от 11 января 2023 г. № ТА-1320-в/2 Администрация города Омска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.7 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 70 000 рублей (л.д. 94-101 т. 1).

Администрация города Омскаобжаловала постановления в районный суд.

Определением судьи Центрального районного суда г. Омска от 16 февраля 2023 г. дела об административных правонарушениях по жалобам Администрации города Омска объединены в одно производство на основании ст. 4.4 КоАП РФ (л.д. 127 т. 2).

Решением судьи Центрального районного суда г. Омска от 5 апреля 2023 г. постановление от 11 января 2023 г. № ТА-1320-в/2 о привлечении Администрации города Омскак административной ответственности по ч. 3 ст. 8.7 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения, постановление от 11 января 2023 г. № ТА-1320-в/1 о привлечении Администрации города Омскак административной ответственности по ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д. 197-221 т. 3).

Решением судьи Омского областного суда от 31 мая 2023 г. вышеназванный судебный акт районного суда отменен, дело возвращено в Центральный районный суд г. Омска на новое рассмотрение на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с нарушением процессуальных требований КоАП РФ (л.д. 84-90 т. 4).

По результатам нового рассмотрения дела решением судьи Центрального районного суда г. Омска от 10 июля 2023 г. постановление от 11 января 2023 г. № ТА-1320-в/2 о привлечении Администрации города Омскак административной ответственности по ч. 3 ст. 8.7 КоАП РФ (в решении районного суда ошибочно указан номер данного постановления ТА-1320-в/1) оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения; постановление от 11 января 2023 г. № ТА-1320-в/1 о привлечении Администрации города Омскак административной ответственности по ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ (в решении районного суда ошибочно указан номер данного постановления ТА-1320-в/2) изменено: снижен размер административного штрафа с 200000 рублей до 100000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения (л.д. 61-70 т. 6).

В настоящей жалобе защитник Администрации города Омска ФИО1 просит решение районного суда от 10 июля 2023 г. и постановления должностного лица Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора (далее – Росприроднадзор) от 11 января 2023 г. № ТА-1320-в/1 и № ТА-1320-в/2 отменить, производство по делу прекратить. Ссылается на отсутствие законных оснований для проведения проверки в отношении Администрации города Омска, осуществление проверочных мероприятий без согласования с органом прокуратуры, отсутствие в деянии Администрации города Омска составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 8.7, ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ. Полагает, что объекты накопленного вреда окружающей среде не могли являться предметом проверки в рамках экологического контроля (территории свалок, расположенных в Кировском и Ленинском административных округах г. Омска, не относятся к объектам размещения отходов, эксплуатация данных объектов прекращена); Администрация города Омска не является субъектом административного правонарушения, к зоне ее ответственности не применимы нормы о мониторинге (Администрация города Омска не является собственником размещенных отходов, отходы принадлежат ООО «Магнит»); мероприятия по обеспечению надлежащего содержания земель, мониторингу и анализу результата работ осуществляются в рамках реализации проектной документации по рекультивации земель на основании муниципальных контрактов, заключенных 12 декабря 2022 г. Также указывает, что оспариваемые постановления приняты с нарушением установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Судом нарушены требования ч. ч. 2, 6 ст. 4.4 КоАП РФ (объединив дела в одно производство, суд не применил правила назначения наказания, предусмотренные названными нормами) (л.д. 74-92 т. 6).

В судебном заседании защитник Администрации города Омска ФИО1 поддержала жалобу.

Представитель Росприроднадзора ФИО3 выразила согласие с постановленным районным судом решением.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалоб, выслушав участников процесса, прихожу к следующему.

Частью 3 ст. 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду или проведению работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей (введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 141-ФЗ).

Частью 11 ст. 8.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 141-ФЗ) предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что в соответствии с решением Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28 октября 2022 г., принятым на основании п. 3 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", абзаца 2 пп. «б» п. 3 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", во исполнение пп. «б» п. 9 Перечня поручений от 6 июля 2021 г. № Пр-1170 по итогам «Прямой линии» Президента РФ с гражданами Российской Федерации от 30 июня 2021 г., в периоды с 31 октября 2022 г. по 08 ноября 2022 г. и с 24 ноября 2022 г. по 29 ноября 2022 г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении деятельности Администрации г. Омска по распоряжению земельными участками (в Ленинском и Кировском административных округах г. Омска, на которых расположены объекты накопленного вреда окружающей среде), на предмет соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды.

В ходе проверки установлено, что в соответствии с выписками из ЕГРН правообладателем (собственником) земельных участков, на которых расположены территории закрытых свалок в Ленинском и Кировском административных округах г. Омска, является Администрация города Омска (решением Арбитражного суда Омской области от 15 сентября 2021 г. по делу № А46-10834/2021 договоры аренды указанных земельных участков расторгнуты между Администрацией г. Омска и ООО «Магнит»).

Распоряжениями Администрации г. Омска от 28 апреля 2022 г. № 69-р и № 70-р принято решение о закрытии территорий свалок, расположенных в Ленинском и Кировском административных округах г. Омска.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 10 сентября 2022 г. № 87 указанные свалки твердых коммунальных отходов (ТКО) исключены из территориальной схемы потоков ТКО, эксплуатация свалок прекращена.

Приказом Минприроды России от 14 сентября 2022 г. № 605 несанкционированный объект размещения отходов, расположенный в Кировском АО г. Омска, и закрытая свалка, расположенная в Ленинском АО г. Омска, включены в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

По результатам выездной проверки в деятельности Администрации г. Омска по распоряжению земельными участками выявлены нарушения требований законодательства об охране окружающей среды, за что Администрация г. Омска привлечена оспариваемыми постановлениями должностного лица Росприроднадзора к административной ответственности.

Так, постановлением от 11 января 2023 г. № ТА-1320-в/1 Администрация г. Омска привлечена к административной ответственности по ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ за неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления (с 14 сентября 2022 г. – объекты накопленного вреда окружающей среде), расположенных в Ленинском и Кировском административных округах г. Омска, в пределах их воздействия на окружающую среду.

Постановлением от 11 января 2023 г. № ТА-1320-в/2 Администрация г. Омска привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.7 КоАП РФ за неисполнение с 15 сентября 2021 г. обязанности по проведению контроля за состоянием (и его воздействием на окружающую среду) объектов размещения отходов производства и потребления, расположенных в Ленинском и Кировском административных округах г. Омска (с 14 сентября 2022 г. – объекты накопленного вреда окружающей среде), что выразилось в непринятии мер к предотвращению дальнейшего захоронения отходов, к возникновению возгораний на свалке (обнаружены «свежие» отходы, территория не огорожена, отсутствуют информационные и запрещающие знаки, имеются очаги тлений и возгораний).

Судья районного суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, не связанный доводами жалобы, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов проверил законность и обоснованность вынесенных должностным лицом постановлений и обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях Администрации г. Омска составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена вышеназванными нормами.

Деяние Администрации г. Омска правильно квалицировано по ч. 11 ст. 8.2 и ч. 3 ст. 8.7 КоАП РФ.

Совокупность установленных должностным лицом административного органа и судьей районного суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.

Приведенные в жалобе доводы являлись предметом рассмотрения районного суда и обоснованно признаны несостоятельными с подробным приведением соответствующих мотивов в решении.

Районным судом верно отклонено указание защиты на отсутствие оснований для проведения проверки.

Внеплановая проверка инициирована на законных основаниях, во исполнение поручения Президента Российской Федерации, в соответствии с вышеприведенными нормами Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и положениями Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", подлежащими применению.

Проведенные по этим же основаниям ранее внеплановые проверки осуществлялись Росприроднадзором в отношении земельных участков, принадлежащих Администрации г. Омска, расположенных в иных административных округах г. Омска, проверки округов проводились в установленной очередности.

Судьей районного суда обоснованно указано на то, что в соответствии с положениями абзаца 2 подпункта «б» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 №336 (в редакции, действовавшей на момент принятия решения о проведении внеплановой проверки) при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления по поручению Президента Российской Федерации внеплановые проверки проводятся без согласования с органом прокуратуры.

Ссылка защиты на судебные акты Центрального районного суда г. Омска, постановленные по гражданским делам в 2014 -2015 г.г., верно отклонена районным судом с приведением соответствующих мотивов, поскольку не свидетельствует об отсутствии составов административных правонарушений в действиях (бездействии) Администрации г. Омска в рамках настоящего дела.

Доводы защиты о том, что оспариваемые постановления приняты должностным лицом Росприроднадзора с нарушением установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, основаны на неверном толковании норм закона. Суд правильно указал на то, что правонарушения носят длящийся характер, в связи с чем срок давности подлежит исчислению со дня обнаружения нарушений в ходе проверки (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Законность постановления от 11 января 2023 г. № ТА-1320-в/2 о привлечении Администрации г. Омска к ответственности по ч. 3 ст. 8.7 КоАП РФ не вызывает у суда сомнений, поскольку факт административного правонарушения, вытекающий из диспозиции названной нормы, и виновность Администрации г. Омска в его совершении надлежаще установлены. Вышеуказанные нарушения, выявленные в ходе проверки, объективно свидетельствуют о неисполнении собственником земельных участков (после расторжения 15 сентября 2021 г. договора аренды спорных земельных участков с ООО «Магнит» и прекращения эксплуатации свалок) обязанности по проведению контроля за состоянием (и его воздействием на окружающую среду) объектов размещения отходов производства и потребления в Кировском и Ленинском административных округах г. Омска.

Объективная сторона обоснованно вмененного Администрации г. Омска административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 17.06.2019 N 141-ФЗ), выражается в неисполнении обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду.

В силу ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты размещения отходов могут являться объектами накопленного вреда окружающей среды, правовой режим которых определяется главой XIV.1 названного Закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. N 1030 утвержден Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.

Согласно ч. 3 названного Порядка мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется собственниками, владельцами объектов размещения отходов, а в случае передачи этих объектов в пользование - пользователями объектов размещения отходов (далее - лица, ответственные за проведение мониторинга).

Для объектов размещения отходов, выведенных из эксплуатации, мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду осуществляется в рамках контроля за их состоянием и воздействием на окружающую среду. Прекращение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях выведенных из эксплуатации объектов размещения отходов допускается по истечении срока, предусмотренного проектной документацией на вывод объекта размещения отходов из эксплуатации, при условии, если по результатам данного мониторинга подтверждено отсутствие негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Доказательств соблюдения обязательных требований закона защитой не представлено.

Из постановлений должностного лица Росприроднадзора следует, что Администрация г. Омска привлечена к административной ответственности за неисполнение предусмотренных законом обязанностей по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления, расположенных в Кировском и Ленинском АО г. Омска, в период после 15 сентября 2021 г. (то есть после прекращения действия договоров аренды земельных участков с ООО «Магнит» и эксплуатации свалок последним).

Последующее включение названных территорий в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде - с 14 сентября 2022 г., не свидетельствует о том, что в спорный период у Администрации г. Омска как собственника данных земельных участков отсутствовала предусмотренная законом обязанность проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях данных объектов и осуществлять контроль за их состоянием.

В связи с этим доводы жалобы о том, что Администрация города Омска не является субъектом административного правонарушения, к зоне ее ответственности не применимы нормы о мониторинге, а также о том, что вышеуказанные объекты не могли являться предметом проверки в рамках экологического контроля, являются несостоятельными.

Указание в жалобе на то, что проектная документация по рекультивации территорий в Кировском и Ленинском административных округах предусматривает раздел «Воздействие объекта на атмосферный воздух», то есть включает мероприятия по мониторингу, не свидетельствует о проведении Администрацией г. Омска мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях свалок в порядке, предусмотренном Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1030. Кроме того, муниципальные контракты на проведение мероприятий по рекультивации данных земель заключены только 12 декабря 2022 г. (после включения территорий в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среды.

Доказательств невозможности соблюдения органом местного самоуправления природоохранных норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по независящим от него причинам защитой не представлено и из материалов дела не усматривается.

По сути, доводы жалобы сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств и доказательств. Иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов должностного лица и судьи районного суда, жалоба не содержит.

Несогласие защиты с выводами о виновности общества в совершении правонарушения и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом административного органа и судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области охраны окружающей среды, подлежащих применению в деле, основанием для отмены обжалуемых актов не является.

Вместе с тем доводы жалобы в части необходимости применения правил назначения наказания, предусмотренных ч. ч. 2, 6 ст. 4.4 КоАП РФ, заслуживают внимание.

Согласно материалам дела, внеплановые надзорные (контрольные) мероприятия проведены в отношении земельных участков, расположенных в Ленинском и Кировском административных округах г. Омска, в единый период, на основании одного решения должностного лица Росприроднадзора о проведении внеплановой выездной проверки от 28 октября 2022 г., в отношении одного контролируемого лица (Администрации г. Омска), имеют единый предмет проверки - соблюдение контролируемым лицом обязательных требований в области охраны окружающей среды. Результаты проверки зафиксированы в одном акте. Рассмотрение дел подведомственно одному и тому же органу, должностному лицу (л.д. 57-62, 63-93 т. 1).

Нарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 3 ст. 8.7 и ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ, выявлены в ходе осуществления государственного контроля (надзора).

Дела об административных правонарушениях по жалобам Администрации города Омска объединены судьей районного суда в одно производство (л.д. 127 т. 2).

В соответствии с ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.

При таких обстоятельствах административное наказание юридическому лицу подлежит назначению с учетом положений ч. 6 ст. 4.4 КоАП РФ - в пределах санкции ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ, предусматривающей назначение более строгого административного наказания (от 200000 до 350000 рублей), а также, с учетом позиции судьи районного суда, с применением ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы для юридических лиц, - 100000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

жалобу защитника Администрации города Омска ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 11 января 2023 г. № ТА-1320-в/1 о привлечении Администрации города Омска к административной ответственности по ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ, а также постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 11 января 2023 г. № ТА-1320-в/2 о привлечении Администрации города Омска к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.7 КоАП РФ и решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 10 июля 2023 г. изменить:

назначить административное наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей, в остальной части вышеуказанные акты оставить без изменения, жалобу защитника Администрации города Омска ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Н.В. Ведерникова