ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-345/20 от 20.10.2020 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Сапожников А.Ю. Дело № 77-345/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. ФИО3 20 октября 2020 года

Судья Кировского областного суда Кощеев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 - Цариковой В.С. на решение судьи Первомайского районного суда г.Кирова от 11.09.2020, постановление заместителя руководителя управления – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Кировского УФАС России ФИО2 № 043/04/9.21-500/2020 от 09.07.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.21 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора филиала АО «Газпром газораспределение ФИО3» в г.Кирове ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя руководителя управления – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Кировского УФАС России ФИО2 № 043/04/9.21-500/2020 от 09.07.2020 должностное лицо – директор филиала АО «Газпром газораспределение ФИО3» в г.Кирове ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, за которое ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Первомайского районного суда г.Кирова от 11.09.2020 постановление о назначении административного наказания оставлено без изменений, жалоба ФИО1

В жалобе, поданной в Кировской областной суд, защитник ФИО1 – Царикова В.С., допущенная к участию в деле при рассмотрении последнего должностным лицом Кировского УФАС России, фактически ставит вопрос об отмене вышеприведенных постановления должностного лица и решения судьи. В обоснование жалобы указывает, что включение в технические условия других условий подключения (в том числе направленных на необходимость соблюдения обязательных условий нормативно технических документов) не противоречит Правилам подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314. Кроме того, указывает, что административным органом постановление о назначении административного наказания вынесено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности.

Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление в отзыве доводы жалобы отклонило, просило жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, его защитник в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

Представитель Кировского УФАС России – ФИО4 в судебном заседании доводы отзыва на жалобу поддержала, решение судьи, постановление должностного лица о назначении административного наказания просила оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав представителя административного органа, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по транспортировке газа по трубопроводам» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Правила подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила), определяют порядок подключения к сетям газораспределения объектов капитального строительства.

Согласно пункту 59 Правил подключения подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

В соответствии с пунктом 62 Правил подключения договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами. Договор о подключении заключается в письменной форме в 2 экземплярах (по одному для каждой из сторон).

Как следует из содержания пункта 72 Правил исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 83 Правил договор о подключении содержит, в том числе следующие существенные условия, перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, выполняемых заявителем и исполнителем, а также обязательства сторон по выполнению этих мероприятий. В случае если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя, в перечень мероприятий включаются только мероприятия по подключению, выполняемые заявителем, мероприятия по мониторингу исполнителем выполнения заявителем технических условий и фактическому присоединению.

Пункт 97 Правил подключения устанавливает, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя: а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении; б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий; г) мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий; д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).

Пункт 98 Правил предусматривает, что исполнитель обязан:

а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения;

б) осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения";

в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя;

г) по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению);

д) не позднее 20 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, уведомить заявителя об окончании срока действия договора о подключении.

В силу пункта 99 Правил, исполнитель имеет право:

а) участвовать в приемке скрытых работ при строительстве заявителем газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения в рамках осуществления мониторинга выполнения заявителем технических условий о присоединении в случаях, предусмотренных договором о подключении;

б) расторгнуть договор о подключении в одностороннем порядке в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 95 настоящих Правил.

Согласно пункту 100 Правил заявитель обязан:

а) выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению;

б) при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении в соответствии с подпунктом "б" пункта 98 настоящих Правил представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации);

в) в случае внесения изменений в проектную документацию, влекущих изменение указанной в договоре о подключении максимального часового расхода газа, в срок, оговоренный в договоре о подключении, направить исполнителю предложение о внесении соответствующих изменений в договор о подключении. Изменение заявленного максимального часового расхода газа не может превышать величины, указанной в технических условиях;

г) обеспечить доступ к объектам капитального строительства исполнителя для мониторинга выполнения заявителем технических условий;

д) внести плату за технологическое присоединение в размере и сроки, которые установлены договором о подключении.

Согласно пункту 104 Правил запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены настоящими Правилами.

Из материалов дела следует, что между АО «Газпром газораспределение ФИО3» и О.А.М.. заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределение № от 26.06.2019.

Согласно п. 1 Договора исполнитель принимает на себя обязательства по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома к сети газораспределения, принадлежащего заявителю на праве собственности или ином законном основании, с учётом максимальной нагрузки (часовым расходом газа) газоиспользующего оборудования. Заявитель принимает на себя обязательства по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению в пределах границ принадлежащего ему земельного участка, расположенного по адресу: Кировская область, <...> соответствии с условиями договора, а также оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).

В соответствии с п. 2 Договора подключение осуществляется в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение), являющимися неотъемлемой частью Договора.

Пунктом 3 Договора предусмотрено, что срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуска газа составляет 10 рабочих дней со дня подписания акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).

Пунктом 11 Договора предусмотрено, что порядок осуществления исполнителем мониторинга исполнения заявителем технических условий при строительстве газопроводов от газоиспользующего оборудования до точек подключения и порядок выдачи исполнителем необходимых рекомендаций в связи с осуществлением такого мониторинга устанавливаются в следующем порядке: не реже двух раз в период действия договора в согласованные сторонами дни заявитель обеспечивает исполнителю доступ к объектам капительного строительства заявителя в целях, установленных данным пунктом договора.

В ходе исполнения условий договора, письмом от 26.07.2019 № АО «Газпром газораспределение ФИО3» уведомило заявителя, что в рамках мониторинга выполнения заявителем технических условия в соответствии с Правилами подключения последним не представлена исполнительная документация на сеть законченный строительством объект (сеть газопотребления), расположенный по адресу: <адрес>. В рамках мероприятий по подключению к сети газораспределения газораспределительная организация сообщила о необходимости представить исполнительную документацию с целью дальнейшей подготовки акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению.

Письмом от 18.08.2019 представитель О.А.М.. – ФИО5, направленным в адрес Общества, сообщил, что при строительстве газопровода во исполнение обязательств заявителя, установленных договором о подключении, была привлечена организация ООО «АС-ПРИНТ». Строительство завершено 20.07.2019. По тогам строительства подписан акт приемки законченного строительством объекта сети газораспределения (газопотребления), составлен акт пневматических испытаний, акт проверки дымовых и вентиляционных каналов. В части документации на газовое оборудование, установленное в подключаемом объекте имеются паспорта на счетчик газа и газоиспользующее оборудование. Иной документации инсполнительно-технического характера у заявителя нет. Также в указанном письме содержится просьба осуществить мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении по адресу: <адрес>, 21.08.2019 в 10 час. 00 мин.

Из копии журнала регистрации следует, что АО Газпром газораспределение ФИО3» указало, что мониторинг выполнения технических условий о присоединении в отношении вышеуказанного объекта был произведен специалистом Общества в согласованную дату, а именно 21.08.2019.

Из письма АО «Газпром газораспределение ФИО3» от 26.08.2020, направленного в адрес ФИО5, следует, что в рамках мероприятий по подключению (технологическому присоединению) к сети газораспределения необходимо предоставить исполнительную документацию с целью дальнейшей подготовки акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению по форме, установленной постановлением Правительства РФ от 15.06.2017 № 713 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения».

Сведений о подключении (технологическому присоединению) объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома, принадлежащего заявителю к сети газораспределения в материалы дела не представлено.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения должностного лица АО «Газпром газораспределение ФИО3» оказывающего услуги по подключению (техническому присоединению) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, явилось нарушение пункта 104 требований Правил при подключении к сети газораспределения объекта капитального строительства индивидуального жилого дома, расположенного на принадлежащего потребителю О.А.М.. земельном участке.

Должностным лицом, на которое возложено организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции АО «Газпром газораспределение ФИО3», истребовавшим исполнительную документацию в отношении объекта О.А.М.. является ФИО1, назначенный на должность директора филиала АО «Газпром газораспределение ФИО3» в г. Кирове приказом от <данные изъяты>

Рассматриваемое нарушение выразилось в том, что в рамках заключенного между АО «Газпром газораспределение ФИО3» и О.А.М.. договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения для осуществления фактического присоединения объекта капитального строительства на потребителя (заявителя), были возложены обязательства, не предусмотренные действующими Правилами подключения, а именно: направить в адрес филиала АО «Газпром газораспределение ФИО3» в г. Кирове исполнительно - техническую документацию сети газопотребления заявителя.

Должностное лицо антимонопольного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что включение в технические условия договора вышеприведенных требований и последующее истребование исполнительно-технической документации сети газопотребления заявителя противоречит положениям пункта 104 Правил.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств, в том числе заявлением О.А.М.. об административном правонарушении; договором на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения № от 26.06.2019, заключенному с О.А.М.., техническими условиями приложенными к указанному договору; письмом филиала АО «Газпром газораспределение ФИО3» от 26.07.2019 о необходимости представления исполнительной документации; приказом о приеме на работу ФИО1; протоколом об административном правонарушении от 11.06.2020 которые оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что список требований Правил к техническим условиям, выдаваемым исполнителем, не является исчерпывающим, в связи с чем включение в технические условия других условий подключения (в том числе направленных на необходимость соблюдения обязательных условий нормативно технических документов) не противоречит Правилам подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314, не могут явиться основанием для удовлетворения жалобы.

Указанные Правила содержат запрет на требование от заявителя сведений и документов, не предусмотренных именно этими Правилами, как нормативным актом, на что имеется прямое указание в пункте 72 данных Правил.

Таким образом, должностное лицо ФИО1 обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Действия ФИО1 по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ квалифицированы правильно.

Наказание ФИО1 назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, с учетом требований статьи 4.1 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, порядок привлечения к административной ответственности соблюден.

По мнению подателя жалобы годичный срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента заключения договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределение № , т.е. с 26.06.2019.

Технические условия к договору, предусматривающие направление в адрес филиала АО «Газпром газораспределение ФИО3» исполнительно-технической документации сети газопотребления заявителя, тем не менее содержат условие о направлении этих документов лишь в случае, когда это предусмотрено законодательством РФ.

В рассматриваемом случае в силу положений части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектной документации при строительстве индивидуального жилого дома не является обязательной.

При таких обстоятельствах датой совершения административного правонарушения (необоснованного возложения на заявителя обязательств, не предусмотренных Правилами подключения) является дата направления письма с требованием о предоставлении исполнительно-технической документации, т.е. 26.07.2020, следовательно годичный срок исковой давности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел исчисляется с 27.07.2020.

Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления судьи, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Первомайского районного суда г.Кирова от 11.09.2020, постановление заместителя руководителя управления – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Кировского УФАС России ФИО2 № 043/04/9.21-500/2020 от 09.07.2020 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.

Судья А.В. Кощеев