Судья Сунцова О.В. Дело № 77-349/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г.Киров 22 августа 2019 года
Судья Кировского областного суда Степанова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО1 на решение судьи Верхнекамского районного суда Кировской области от 2 июля 2019 года, принятое по жалобе на постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО1 № № от 18 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Приоритет»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО1 № № от 18 апреля 2019 года общество с ограниченной ответственностью «Приоритет» признанвиновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 52000 рублей.
Решением судьи Верхнекамского районного суда Кировской области от 2 июля 2019 года постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО1 № № от 18 апреля 2019 года отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием в действиях общества с ограниченной ответственностью «Приоритет» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, начальник отдела – главный государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО1 просит решение судьи районного суда отменить и возвратить дело на новое рассмотрение, указав, что должностным лицом государственной инспекции труда в Кировской области действия работодателя были квалифицированы правильно. За невыдачу средств индивидуальной защиты, отнесенных к 1 классу защиты согласно технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», общество с ограниченной ответственностью «Приоритет» привлечено к ответственности по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Начальник отдела – главный государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, в представленном суду ходатайстве просят о рассмотрении дела в отсутствие представителя Государственной инспекции труда в Кировской области.
Представитель ООО «Приоритет», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, в представленном суду ходатайстве просит о рассмотрении дела без его участия.
С учетом надлежащего извещения сторон считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно положениям статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
В силу статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену (статья 221 Трудового кодекса Российской Федерации).
Пунктами 4, 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 № 290н предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя.
Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность должностных лиц за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, назначение наказания в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно примечанию к статье 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
Как усматривается из материалов дела, в ходе плановой проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в период с 25 февраля 2019 года по 14 марта 2019 года, установлено, что работники общества с ограниченной ответственностью «Приоритет» надлежащим образом средствами индивидуальной защиты не обеспечиваются.
Так, в нарушение вышеуказанных требований, Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Минтруда России от 09.12.2014№ 997н, следующие работники не обеспечены средствами индивидуальной защиты: сторож К.С.Б. – костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий; уборщица производственных помещений Ж.М.А. комбинезоном для защиты от токсичных веществ и пыли из нетканых материалов, перчатками с полимерным покрытием, перчатками резиновыми или из полимерных материалов; водитель грузового автомобиля П.С.В. – костюмом для защиты от общих и производственных загрязнений и механических воздействий, водитель грузового автомобиля С.Д.С. – костюмом для защиты от общих и производственных загрязнений и механических воздействий; водитель легкового автомобиля Г.А.В. – костюмом для защиты от общих и производственных загрязнений и механических воздействий, перчатками резиновыми или из полимерных материалов; машинисты экскаватора А.С.А., Б.В.А., машинисты бульдозера Д.В.Н., С.С.Н., Б.В.Н.., машинисты насосных установок В.Е.В., М.С.Т., М.О.Н.., С.Е.Ю. – костюмами для защиты от общих и производственных загрязнений и механических воздействий;
Работодателем общества с ограниченной ответственностью «Приоритет» надлежащим образом карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты не ведутся: нормы выдачи средств индивидуальной защиты в карточках учета на каждого работника не указываются.
При рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом Государственной инспекции труда в Кировской области установлено, что выявленные нарушения в части не прохождения первичных и повторных инструктажей по охране труда работниками общества с ограниченной ответственностью «Приоритет»: водителями: П.С.В.С.Д.С., Г.А.В., машинистами бульдозера: Д.В.Н.С.С.Н.., операторами котельной установки: Т.В.В.Ф.А.А.., занятыми на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предусмотренными: пунктами 2.2.2, 2.1.4 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утвержденного постановлением Минтруда России, Минобразования России пот 13.01.2003 № 1/29 и Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 06.02.2018 № 59н, подпадают под санкцию части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем в данной части производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
14 марта 2019 года государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Кировской области в отношении общества с ограниченной ответственностью «Приоритет» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 18 апреля 2019 года вынесено постановление об его привлечении к административной ответственности.
Отменяя постановление должностного лица административного органа, судья пришла к выводу о том, что совершенное обществом с ограниченной ответственностью «Приоритет» противоправное виновное деяние, выразившееся в необеспечении работников средствами индивидуальной защиты, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и влечет административную ответственность по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Общество с ограниченной ответственностью «Приоритет» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением о назначении административного наказания № 747 (744) от 18.04.2019.
Пересматривая вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении, суд первой инстанции в нарушение задач производства по делам об административных правонарушениях, не принял меры к всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств данного дела и разрешению его в соответствии с законом, не принял во внимание примечание к статье 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, в примечании к статье 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разъяснено, что под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» вместе с "ТР ТС 019/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности средств индивидуальной защиты» принят решением Комиссии Таможенного союза N 878 от 09.12.2011.
В силу пункта 5.5 раздела 5 при выборе форм подтверждения соответствия средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю:
1) первый класс - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия;
2) второй класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.
Таким образом, основанием для привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является необеспечение работников такими средствами индивидуальной защиты, которые относятся ко второму классу.
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, относящимися к первому классу, является нарушением статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации и Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н.
Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, как следует из описательно-мотивировочной части постановления начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО1 № № от 18 апреля 2019 года, обществу с ограниченной ответственностью в нарушение вменено отсутствие в карточках учета выдачи средств индивидуальной защиты указания норм выдачи средств индивидуальной защиты.
В рамках проверки законности и обоснованности вынесенного административным органом постановления по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Приоритет» судом первой инстанции оценка указанному нарушению не дана.
В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенная неполнота исследования всех обстоятельств дела является существенным нарушением процессуальных требований, что влечет отмену принятого судебного решения.
Принимая во внимание изложенное, нахожу решение судьи районного суда подлежащим отмене, а дело возвращению в суд на новое рассмотрение, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по настоящему делу не истек.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения процессуальных требований и принять решение, отвечающее требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО1 удовлетворить.
Решение судьи Верхнекамского районного суда Кировской области от 2 июля 2019 года, принятое по жалобе на постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Кировской области ФИО1 № № от 18 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Приоритет» отменить, дело об административном правонарушении возвратить в Верхнекамский районный суд Кировской области на новое рассмотрение.
Судья Кировского областного суда | Е.А. Степанова |