Судья: Романюк Л.А. Дело № 77-356(282)2023
РЕШЕНИЕ
Судья Омского областного суда Старостина Г.Г., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении акционерного общества «Наш Сервис» (далее – АО «Наш Сервис», общество) по жалобе защитника Глинко Л. В. на постановление заместителя главного государственного инспектора Советского административного округа г. Омска по пожарному надзору от 14 марта 2023 года, решение заместителя главного государственного инспектора Омской области по пожарному надзору от 6 апреля 2023 года, решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 20 июля 2023 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Советского административного округа г. Омска по пожарному надзору от 14 марта 2023 года, оставленным без изменения решением заместителя главного государственного инспектора Омской области по пожарному надзору от 6 апреля 2023 года, АО «Наш Сервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Защитник общества Глинко Л.В. обжаловала постановление в районный суд.
Решением судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 20 июля 2023 года вышеназванные постановление и решение изменены, размер назначенного обществу административного штрафа снижен до 40 000 рублей.
В жалобе, поданной в Омский областной суд, защитник АО «Наш Сервис» Глинко Л.В. просит постановление и решения отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что установка перегородок с дверьми, ведущими на лестничную площадку жилого дома, имела место действиями собственников многоквартирного дома в соответствии с решением внеочередного собрания, оформленного протоколом, в связи с чем, управляющая организация не может идти против данного решения. Также общество не может без согласия собственников демонтировать данные перегородки. Договор управления с АО «Наш Сервис» заключен 22 февраля 2022 года, вместе с тем, перегородки установлены собственниками помещений многоквартирного дома задолго до этого, что свидетельствует о том, что дом был получен уже с нарушениями. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что у управляющей организации имелась возможность предпринять меры для предотвращения или устранения нарушений, не установлено. Полагает, что обществом предприняты все меры, направленные на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Вина во вмененном административном правонарушении отсутствует.
Защитник АО «Наш Сервис» Глинко Л.В. в судебном заседании жалобу поддержала в полном объеме по изложенным в ней доводам. Также пояснила, что в настоящее время общество обратилось в Первомайский районный суд г. Омска с иском об обязании собственников убрать перегородки, иск принят к производству суда.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, старший инспектор Шарыпова Ю.А. выразила согласие с решением судьи районного суда.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитника АО «Наш Сервис» и должностное лицо административного органа, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 названного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 названной статьи.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ, пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя названный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Согласно ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе таким способом является управление управляющей организацией.
В соответствии с п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно пп. «а» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила содержания общего имущества) в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Из п. 10 Правил содержания общего имущества следует, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (пп. «е» п. 11 Правил содержания общего имущества).
Из п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 (далее – Правила противопожарного режима) следует, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений (в части освещенности, количества, размеров и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов, а также наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которой в случае, если положениями названного Федерального закона (за исключением положений ст. 64, ч.1 ст. 82, ч. 7 ст.83, ч. 12 ст.84, ч. 1.1 и 1.2 ст. 97 названного Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений названного Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений названного Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования названного Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
В силу требований п. 16 «ж» Правил противопожарного режима (действующего на момент выявления административного правонарушения и утратившего силу с 1 марта 2023 года) при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается размещать мебель (за исключением сидячих мест для ожидания) и предметы (за исключением технологического, выставочного и другого оборудования) на путях эвакуации, у дверей эвакуационных и аварийных выходов, в переходах между секциями, у выходов на крышу (покрытие), а также демонтировать лестницы, поэтажно соединяющие балконы и лоджии, лестницы в приямках, блокировать люки на балконах и лоджиях квартир.
Аналогичные требования закреплены в действующем в настоящее время подп. «б» п. 27 Правил противопожарного режима.
Из материалов дела следует, что на основании решения заместителя главного государственного инспектора Советского административного округа г. Омска по пожарному надзору № <...>рс от 13 февраля 2023 года (учетный номер выездной проверки в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий – 5№ <...>) Территориальным отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Советскому административному округу г. Омска 17 февраля 2023 года проведен внеплановый инспекционный визит АО «Наш Сервис», осуществляющего деятельность в объекте защиты по адресу: г. Омск, <...>, по результатам которого выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений (в части количества и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов) на 9 этаже левая секция установлена перегородка с дверьми ведущая на лестничную клетку);
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений (в части количества и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов) на 9 этаже правая секция установлена перегородка с дверьми, ведущая на лестничную клетку);
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений (в части количества и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов) на 8 этаже левая секция установлена перегородка с дверьми, ведущая на лестничную клетку);
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений (в части количества и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов) на 8 этаже правая секция установлена перегородка с дверьми ведущая на лестничную клетку);
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений (в части количества и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов) на 7 этаже левая секция установлена перегородка с дверьми, ведущая на лестничную клетку);
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений (в части количества и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов) на 6 этаже левая секция установлена перегородка с дверьми, ведущая на лестничную клетку);
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений (в части количества и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов) на 6 этаже правая секция установлена перегородка с дверьми, ведущая на лестничную клетку);
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений (в части количества и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов) на 5 этаже левая секция установлена перегородка с дверьми, ведущая на лестничную клетку); - при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений (в части количества и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов) на 5 этаже правая секция установлена перегородка с дверьми, ведущая на лестничную клетку);
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений (в части количества и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов) на 4 этаже левая секция установлена перегородка с дверьми, ведущая на лестничную клетку);
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений (в части количества и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов) на 4 этаже правая секция установлена перегородка с дверьми, ведущая на лестничную клетку);
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений (в части количества и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов) на 3 этаже правая секция установлена перегородка с дверьми, ведущая на лестничную клетку);
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений (в части количества и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов) на 3 этаже левая секция установлена перегородка с дверьми, ведущая на лестничную клетку);
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений (в части количества и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов) на 3 этаже левая секция в общем коридоре установлена металлическая решетка);
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений (в части количества и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов) на 2 этаже правая секция установлена перегородка с дверьми ведущая на лестничную клетку);
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений (в части количества и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов) на 2 этаже левая секция установлена перегородка с дверьми ведущая на лестничную клетку);
- при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений (в части количества и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов) на 1 этаже установлена перегородка с дверьми ведущая на лестничную клетку);
- размещается мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, в местах выходов на наружные эвакуационные лестницы;
- размещается мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, в местах выходов на наружные эвакуационные лестницы (на 3 этаже левая секция);
- размещается мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, в местах выходов на наружные эвакуационные лестницы (на 7 этаже левая секция);
- размещается мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, в местах выходов на наружные эвакуационные лестницы (на 6 этаже левая секция).
Выявленные нарушения послужили поводом для составления 28 февраля 2023 года в отношении АО «Наш Сервис» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, а также последующего привлечения к административной ответственности постановлением заместителя главного государственного инспектора Советского административного округа г. Омска по пожарному надзору от 14 марта 2023 года.
Обстоятельства дела и виновность АО «Наш Сервис» в совершении названного административного правонарушения установлены и подтверждаются: актом внепланового инспекционного визита от 17 февраля 2023 года (т. 1 л.д. 64-68); протоколом осмотра от 17 февраля 2023 года (т. 1 л.д. 69-72); решением о проведении внепланового инспекционного визита от 13 февраля 2023 года, согласованным с Прокуратурой Омской области (т. 1 л.д. 75-78), протоколом об административном правонарушении от 28 февраля 2023 года (т. 1 л.д. 80-83); техническими паспортами (т. 2 л.д. 86-102); фототаблицей (т. 2 л.д. 162-164); ответом из БУ «Омский Центр КО и ТД» (т. 2 л.д. 179); оцененными в совокупности с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Деяние АО «Наш Сервис» правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Рассматривая жалобу защитника АО «Наш Сервис», судья районного суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, не связанный доводами жалобы, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов в полном объеме проверил законность и обоснованность вынесенного постановления, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований отмены постановления и решения должностных лиц пожарного надзора.
При этом, судья районного суда правильно применил нормы Федерального закона № 123-ФЗ и Правил противопожарного режима, сделав вывод о том, что эксплуатации эвакуационных путей препятствуют самостоятельно возведенные (не предусмотренное строительным проектом дома) перегородки, мебель и другие предметы, что является нарушением правил содержания общего имущества многоквартирного дома в целях обеспечения пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что АО «Наш Сервис» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Омск, <...>, на основании договора, заключенного с собственниками помещений в названном многоквартирном доме, и, как следствие, несет обязанность по содержанию общего имущества в соответствии с требованиями пожарной безопасности.
Факт наличия нарушений требований пожарной безопасности АО «Наш Сервис» не оспаривается.
Доводы защитника общества об отсутствии в действиях АО «Наш Сервис» вины в совершении административного правонарушения, подлежат отклонению как несостоятельные.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные в ходе производства по делу об административном правонарушении обстоятельства указывают на то, что АО «Наш Сервис» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности.
Направление собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Омск, <...>, уведомлений с просьбой об устранении нарушений не свидетельствует об обратном.
В названных уведомлениях содержится разъяснение о запрете наличия на дверях эвакуационных выходов их поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток запоров, препятствующих их свободному открыванию. Вместе с тем, законность нахождения ограждающих конструкций в секциях многоквартирного дома, материалами дела (технической документацией на дом, ответом Омского ЦКО) также не подтверждена.
Сам по себе факт отказа собственников жилых помещений от демонтажа ограждающих конструкций, наличие которых нарушает Правила противопожарного режима, обстоятельством, исключающим административную ответственность, также не является.
Выявленные на объекте защиты нарушения требований пожарной безопасности в случае возникновения пожара могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также вероятность повреждения (уничтожения) имущества.
Соответственно, АО «Наш Сервис», будучи ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в местах общего пользования, должно было принять иные меры для соблюдения таких требований, в том числе в судебном порядке.
Административное наказание АО «Наш Сервис» по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ назначено с применением ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ.
Постановление о привлечении АО «Наш Сервис» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, при производстве по настоящему делу не усматривается.
Таким образом, жалоба подлежит отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора Советского административного округа г. Омска по пожарному надзору от 14 марта 2023 года, решение заместителя главного государственного инспектора Омской области по пожарному надзору от 6 апреля 2023 года, решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 20 июля 2023 года, оставить без изменения, жалобу защитника АО «Наш Сервис» Глинко Л.В. – без удовлетворения.
Судья Г.Г. Старостина