ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-358/2014 от 31.12.9999 Омского областного суда (Омская область)

 Председательствующий: Вяткина Г.С.      Дело № <...> г.

 Р Е Ш Е Н И Е

 <...> г. Омск

 Судья Омского областного суда Круглов В.В., при участии секретаря Зопунян Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе первого заместителя начальника Главного управления финансового контроля Омской области Шугулбаева Т.М. на решение К. районного суда Омской области от <...>, которым постановлено:

 «жалобу Главы К. муниципального района Омской области Матиенко Л. И. на постановление первого заместителя начальника Главного управления финансового контроля Омской области Шугулбаева Т.М. от <...> о привлечении к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ удовлетворить.

 Постановление № <...> первого заместителя начальника Главного управления финансового контроля Омской области Шугулбаева Т.М.от <...> в отношении Главы К. муниципального района Омской области Матиенко Л. И. о привлечении к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ отменить.

 Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении Главы К. муниципального района Омской области Матиенко Л. И. о привлечении к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения»,

 УСТАНОВИЛ:

 Постановлением первого заместителя начальника Главного управления финансового контроля Омской области Шугулбаева Т.М. от <...> Глава К. муниципального района Омской области М. Л.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...> (двадцать) тысяч рублей.

 Глава К. муниципального района Омской области М. Л.И. обжаловал постановление в районный суд.

 Районным судом постановлено изложенное выше решение.

 В жалобе первый заместитель начальника Главного управления финансового контроля Омской области Шугулбаев Т.М. просит решение суда отменить. Указывает, что ненадлежащее исполнение служебных обязанностей Главой К. муниципального района Омской области М. Л.И. привело к нецелевому использованию бюджетных средств, выразившемся в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, образует состав правонарушения ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Постановлением Главы К. муниципального района Омской области М. Л.И. от <...> № 361-п, утвержден Порядок предоставления в 2013 году субсидий на возмещение части затрат гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство по производству молока, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по сбору, хранению, первичной обработке и транспортировке молока на промышленную переработку (заготовителям), что противоречит Долгосрочной целевой программе Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области (2013 – 2020 годы), утв. постановлением Правительства Омской области от <...> № 243-п, предусматривающей предоставление из областного бюджета субсидий местным бюджетам на софинансирование расходов по выплатам только гражданам, ведущим ЛПХ (производителям молока).

 В возражениях на жалобу Глава К. муниципального района М. Л.И. просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

 Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителей Главного управления финансового контроля Омской области Шишкина С.В., Клепцову А.В., нахожу решение районного суда подлежащим отмене в связи со следующими обстоятельствами.

 В соответствии с положениями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

 Согласно ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

 Приведенные требования закона при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены не были.

 Статья 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

 В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 Как следует из материалов дела, Главным управлением финансового контроля Омской области проведена проверка использования Кормиловским муниципальным районом Омской области средств субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат по производству молока, выделенных в 2013 году в форме межбюджетных трансфертов, и соблюдения требований бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

 В ходе проверки установлено ненадлежащее исполнение должностных обязанностей Главой К. муниципального района Омской области М. Л.А., выразившееся в утверждении постановлением от <...> № 361-п Порядка предоставления в 2013 году субсидий на возмещение части затрат гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство по производству молока, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по сбору, хранению, первичной обработке и транспортировке молока на промышленную переработку, которое нарушает условия предоставления субсидий, установленных подпрограммой «Поддержка малых форм хозяйствования» раздела 9 ДЦП Развитие сельского хозяйства. Также соглашения с А. сельских поселений не приведены в соответствие с действующими в 2013 году условиями предоставлений субсидий из областного бюджета.

 Указано на допущение Главой К. муниципального района Омской области М. Л.А. нецелевого использования бюджетных средств, выразившегося в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документам, являющимся правовым основаниям предоставления указанных средств.

 Прекращая производство по делу об административном правонарушении, районный суд пришел к выводу о том, что заключение Главой А. К. муниципального района Соглашений с А. сельских поселений и подписание Постановления от <...> № 361-п, предусматривающих выплату субсидий заготовителям молока не противоречит Постановлению А. К. муниципального района от <...> № 360-п об утверждении Долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия К. муниципального района Омской области (2013-2020 годы)» и приложению к нему – Долгосрочной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия К. муниципального района Омской области (2013-2020 годы)».

 Районный суд указал, что некорректное исполнение указанных Постановлений и Программы должностными лицами, приведшее к нецелевому использованию средств областного бюджета, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности за нецелевое использование средств областного бюджета Главы А. К. муниципального района Омской области М. Л.И.

 В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении должны быть установлены: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

 Согласно положениям ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление судьи по делу об административном правонарушении должно содержать обстоятельства, установленные при рассмотрении дела и мотивированное решение по делу.

 Из материалов дела следует, что решением Избирательной комиссии К. муниципального района Омской области от <...> № <...> М. Л.И. избран на должность Главы К. муниципального района.

 Глава К. муниципального района является высшим должностным лицом К. муниципального района и наделен полномочиями по решению вопросов местного значения, руководит А. на принципах единоначалия.

 Глава К. муниципального района официально представляет муниципальный район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями; возглавляет А. муниципального района; издает в пределах своих полномочий правовые акты; подписывает договоры и соглашения от имени муниципального района с иными публично-правовыми образованиями; распределяет обязанности между работниками А.; организует исполнение А. возложенных на нее полномочий (положения ст.ст. 27, 28 Устава К. муниципального района Омской области).

 Постановлением Главы К. муниципального района от <...> № 361-п, утвержден Порядок предоставления в 2013 году субсидий на возмещение части затрат гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, по производству молока, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по сбору, хранению, первичной обработке и транспортировке молока на промышленную переработку, согласно приложению к настоящему постановлению.

 Данное постановление вынесено с целью реализации постановления Правительства Омской области от <...> № 243-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области (2013-2020 годы)».

 <...> между А. К. муниципального района и А. Михайловского, Черниговского, Новосельского, Некрасовского сельскими поселениями заключены Соглашения о совместной деятельности по осуществлению отдельных мероприятий в сфере сельскохозяйственного производства не требующих капитальных затрат.

 В соответствии с постановлением Правительства Омской области от <...> № 92-п «О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определенных в 2013 году Министерству сельского хозяйства и продовольствия Омской области, на софинансирование отдельных видов расходов в сфере сельского хозяйства» К. муниципальному району в рамках Долгосрочная целевая программа Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области (2013-2020 годы)», утв. постановлением Правительства Омской области от <...> № 243-п, на возмещение части затрат по производству молока распределено <...> тысяч рублей.

 Сельскими поселениями, на основании указанных постановления от <...> № 361-п и соглашений от <...> года, были перечислены средства областного бюджета заготовителям молока ООО «Надежда», ИП Мкртычян Л.Г.

 <...> между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области и Кормиловским муниципальным районом Омской области заключено Соглашение о совместной деятельности по предоставлению субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов. Данным Соглашением выплаты субсидий заготовителям молока не предусмотрены.

     Вместе с тем, Долгосрочная целевая программа Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области (2013-2020 годы)», утв. постановлением Правительства Омской области от <...> № 243-п, предусматривает предоставление из областного бюджета субсидий местным бюджетам на софинансирование расходов по выплатам только гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство (производителям молока).

 Указанной Программой не предусмотрена возможность предоставления из областного бюджета субсидий местным бюджетам на софинансирование расходов по выплатам юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по сбору, хранению, первичной обработке и транспортировке молока на промышленную переработку.

 Исполнение должностными лицами А. К. муниципального района постановления Главы А. М. Л.И. от <...> № 361-п само по себе не свидетельствует об отсутствии вины Главы А. К. муниципального района Омской области, при том, что указанное постановление было им издано, и не является обстоятельством, исключающим административную ответственность.

 По сути, Главой А. К. муниципального района Омской области М. Л.И. изначально были изданы акты, противоречащие Долгосрочной целевой программе Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области (2013-2020 годы)», утв. постановлением Правительства Омской области от <...> № 243-п, что и позволило впоследствии использовать субсидии из областного бюджета на иные, непредусмотренные программой цели.

 В названной связи вывод районного суда об отсутствии доказательств, свидетельствующих о вине Главы А. К. муниципального района Омской области М. Л.И. в нецелевом использовании бюджетных средств, совершении административного правонарушения, не может быть признан правомерным.

 Ввиду допущенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение районного суда нельзя признать законным, следовательно, оно подлежит отмене по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 В соответствии с положениями ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок привлечения к административной ответственности по настоящему делу не истек, в связи с чем дело подлежит направлению на новое рассмотрение в районный суд.

 На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 РЕШИЛ:

 решение К. районного суда Омской области от <...> отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Главы К. муниципального района Омской области направить на новое рассмотрение в Кормиловский районный суд Омской области.

     Судья В.В. Круглов