ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-359(637 от 29.06.2021 Омского областного суда (Омская область)

Судья: Васильева Т.А. Дело № 77-359(637)/2021

РЕШЕНИЕ

29 июня 2021 года г. Омск

Судья Омского областного судаСтаростина Г.Г., при секретаре Зинченко А.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника директора ООО «Сибирь-Энергоресурс» Павлова Ю.А. Максимова Юрия Александровича на решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 22 апреля 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении директора ООО «Сибирь-Энергоресурс» Павлова Юрия Александровича,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 24 февраля 2021 года директор ООО «Сибирь-Энергоресурс» Павлов Ю.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г. Омска от 22 апреля 2021 года постановление должностного лица Омского УФАС от 24 февраля 2021 года оставлено без изменения, жалоба защитника директора ООО «Сибирь-Энергоресурс» Павлова Ю.А. Максимова Ю.А. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Омский областной суд, защитник директора ООО «Сибирь-Энергоресурс» Павлова Ю.А. Максимов Ю.А. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что судом была дана ненадлежащая оценка представленным доказательствам. Павлов Ю.А. исполнил требование антимонопольного органа, что исключает событие правонарушения. Запрашиваемая антимонопольным органом информация была размещена в системе ФГИС ЕИАС, на сайте госзакупок, о чем было сообщено Омскому УФАС России. Выводы об отсутствии доступа у Омского УФАС России к информации в указанной системе являются необоснованными. Интересующие антимонопольный орган сведения были также размещены на сайте общества. Общество действовало в соответствии с законодательством о теплоснабжении и стандартами раскрытия информации.

В отзыве на жалобу должностное лицо Омского УФАС России просит в удовлетворении жалобы отказать. Указывает, что решение Центрального районного суда г. Омска от 22 апреля 2021 года законно и обосновано. Омским УФАС России проводился ежегодный мониторинг нерегулируемых цен на пар, тепловую энергию (мощность), теплоноситель, устанавливаемые по соглашению сторон. Запрос Омского УФАС России содержал четкие требования к информации, учитывая особенности запрашиваемых данных, они не могут быть отнесены к информации, подлежащей обязательному раскрытию в соответствии со Стандартами раскрытия, которые не ограничивают антимонопольный орган в объемах, сроках и порядке запрашиваемой информации. Запрос Омского УФАС России являлся мотивированным, должностное лицо знало о необходимости представления запрашиваемой информации, имело возможность исполнить запрос, однако не приняло все зависящие от него меры.

В судебное заседание Павлов Ю.А. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Защитник Павлова Ю.А. по доверенности Максимов Ю.А. поддержал жалобу в полном объеме по изложенным в ней доводам.

Представители Омского УФАС России по доверенностям Попова Т.А. и Астахова Н.Н. просили в удовлетворении жалобы отказать. Начальник аналитического отдела Омского УФАС России Попова Т.А. также пояснила, что в свободном доступе отсутствовала запрашиваемая информация, поскольку запрос касался информации о заключенных договорах поставки тепловой энергии (теплоносителя) по нерегулируемым ценам и в том числе планируемых объемах оказания услуг на 2021 год. Такая информация не относится к информации, размещаемой согласно соответствующим стандартам раскрытия. Ссылка на сайт госзакупок была дана без указания конкретной закупки. Полагает, что фактически ответ общества сводился к предложению антимонопольному органу самостоятельно поискать информацию.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника и представителей административного органа, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии с ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ административным правонарушением признается непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 названной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 названной статьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках исполнения поручения ФАС России от 22 января 2019 года № ВК/3844/19 Омским УФАС России сделан запрос в адрес руководителя ООО «Сибирь-Энергоресурс» от 18 декабря 2020 года № 02-12761 о представлении информации о заключенных договорах поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по нерегулируемым ценам на 2020 (факт) и 2021 (план) периоды в соответствии с приложением, форма которого разработана ФАС России в семидневный срок с момента получения запроса, запрос был получен адресатом 25 декабря 2020 года.

По состоянию на 19 февраля 2021 года запрашиваемая информация в соответствии с предусмотренной в запросе Омского УФАС России формой от ООО «Сибирь-Энергоресурс» не поступила.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении директора ООО «Сибирь-Энергоресурс» Павлова Ю.А. протокола об административном правонарушении от 19 февраля 2021 года и последующего привлечения к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 19 февраля 2021 года (л.д. 76-82); поручениями ФАС России (л.д. 42, 43); запросом Омского УФАС России в адрес ООО «Сибирь-Энергоресурс» (л.д. 44-45); ответом ООО «Сибирь-Энергоресурс» (л.д. 48) и другими материалами дела.

Всем собранным по настоящему делу об административном правонарушении доказательствам была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Деяние Павлова Ю.А. правильно квалифицировано по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.

Рассматривая жалобу защитника, судья районного суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, не связанный доводами жалобы, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов в полном объеме проверил законность и обоснованность вынесенного постановления, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований отмены постановления должностного лица антимонопольного органа.

Таблица в приложении к запросу предусматривает указание следующих сведений: о покупателях (организационно-правовая форма, наименование, ИНН и КПП); о заключенных нерегулируемых договорах с покупателями (наименование договора, номер, дата, наименование доп. соглашения к договору, номер, дата); об основании заключения договора (ссылка на статьи 8, 10 или 12 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении»); реквизиты решения органа регулирования об отмене регулирования и реквизиты решения федерального антимонопольного органа о согласовании отмены регулирования (в случае, если договор заключен на основании статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»); о сроке действия договора; о типе потребителей («является монопотребителем» или «нет» в соответствии с пунктом 3 части 2.1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»); о виде товара в сфере теплоснабжения (тепловая энергия (мощность) в виде пара/теплоноситель в виде пара/ тепловая энергия (мощность) в виде ГВС/ теплоноситель в виде ГВС); об объемах поставки тепловой энергии (мощности) (Гкал)/теплоносителя (м3) и цене (руб. за 1 Гкал./l мЗ) за 2020 (факт) и 2021 (плановые показатели) годы в разбивке по полугодиям.

Судья районного суда принял во внимание доводы ООО «Сибирь-Энергоресурс» о том, что информация по запросу направлялась Омскому УФАС России, однако посчитал данный ответ недостаточным, предоставленную информацию неполной, что свидетельствует об отсутствии оснований для освобождения директора ООО «Сибирь-Энергоресурс» Павлова Ю.А. от административной ответственности.

Оснований не согласиться с выводами судьи нижестоящего суда не имеется.

Доводы жалобы о возможности получения антимонопольным органом запрашиваемой информации из единой информационной системы в сфере закупок либо из единой информационно-аналитической системы во внимание не принимаются.

Действительно, в силу ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, органы регулирования обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования.

Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования (далее - Стандарты) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 года № 570.

Размещение информации в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования» (ФГИС ЕИАС) является одним из способов раскрытия информации (подп. «а» п. 3 Стандартов).

Согласно п. 9 Стандартов в случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети «Интернет» и (или) в официальных печатных изданиях, регулируемая организация, а также единая теплоснабжающая организация, теплоснабжающая организация и теплосетевая организация в ценовых зонах теплоснабжения вправе сообщить, не раскрывая информацию по письменному запросу, адрес указанного официального сайта и (или) наименование и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена запрашиваемая информация.

Кроме того, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, в которой содержится информация согласно названному Федеральному закону и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, в указанных информационных системах не содержится всей информации, необходимой Омскому УФАС России для исполнения поручения ФАС России и заполнения формы «INFO.ORG.UNREG.PRICE.WARM.2021», в частности, какие договоры были заключены по нерегулируемым ценам, типе потребителей, о договорах на теплоснабжение, планируемых к заключению в 2021 году.

Фактически, ответом ООО «Сибирь-Энергоресурс» поиск соответствующей информации был возложен на административный орган через указанные ресурсы zakupki.gov.ru и ФГИС ЕИАС, в то время как действия Омского УФАС России по истребованию информации не носили произвольный характер, были мотивированы необходимостью осуществления Омским УФАС России возложенных на него задач и функций.

Стандарты не ограничивают антимонопольный орган в объемах, сроках и порядке предоставления информации, запрашиваемой в рамках исполнения возложенных на антимонопольный орган полномочий. Объем запрашиваемых сведений, порядок и сроки их представления определяются антимонопольным органом в каждом конкретном случае в зависимости от предмета проверки и иных существенных обстоятельств.

Административное наказание Павлову Ю.А. назначено в пределах, установленных санкцией ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, и является минимальным.

Порядок привлечения Павлова Ю.А. к административной ответственности соблюден.

Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Прядок рассмотрения жалобы на постановление по делу, вынесенное в связи с выявлением административного правонарушения против порядка управления, соблюден.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 22 апреля 2021 года оставить без изменения, жалобу защитника директора ООО «Сибирь-Энергоресурс» Павлова Ю.А. Максимова Ю.А. – без удовлетворения.

Судья Г.Г. Старостина