ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-364 от 15.08.2017 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Грухина Е.С. Дело № 77-364

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 15 августа 2017 года

Судья Кировского областного суда Елсуков А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя главного государственного инспектора Кировской области по использованию и охране земель отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области Брызгаловой Л.В. на решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 05 июля 2017 года по делу по жалобе Касаткина В.Ю. на определение заместителя главного государственного инспектора Кировской области по использованию и охране земель отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области Брызгаловой Л.В. от 30.03.2017 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Определением заместителя главного государственного инспектора Кировской области по использованию и охране земель отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области Брызгаловой Л.В. от 30.03.2017 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.

По результатам рассмотрения жалобы Касаткина В.Ю.решением судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 05 июля 2017 годаопределение заместителя главного государственного инспектора Кировской области по использованию и охране земель отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области Брызгаловой Л.В. от 30.03.2017 года отменено, материалы по заявлению Касаткина В.Ю. от 10.03.2017 года направлены в Управление Росреестра по Кировской области на новое рассмотрение.

Заместитель главного государственного инспектора Кировской области по использованию и охране земель отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области Брызгалова Л.В. обратилась в суд с жалобой, в которой просит решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 05.07.2017 года отменить. В обоснование доводов указала, что оспариваемое определение было вынесено по результатам анализа информации, содержащейся в информационных базах Управления Росреестра по Кировской области (ЕГРН и др.) и информации, полученной в ходе визуального осмотра госземинспектором предполагаемого места нарушения. В данной ситуации проведение административного обследования не требовалось. Вывод судьи о том, что фактически было проведено административное обследование, ошибочен. Результаты мероприятий в рамках Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ и результаты анализа имеющейся в Управлении информации (сведения ЕГРН и АиКС БД) явились законным основанием для вынесения определения об отказе в возбуждении дела об административных правонарушениях. Полагает, что заявление Касаткина В.Ю. проверено надлежащим образом, и в соответствии с действующим законодательством.

Касаткин В.Ю. и заместитель главного государственного инспектора Кировской области по использованию и охране земель отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области Брызгалова Л.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела,доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно части 6 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).

Согласно части 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Частью 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 утверждено Положение о государственном земельном надзоре.

Внеплановые проверки проводятся по основаниям, установленным ЗК РФ, Федеральным законом N 294-ФЗ и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 11 Положения).

Пунктом 3 части 6 статьи 71.1 Земельного кодекса РФ определено, что внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.

Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 486 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора

Согласно п.п. 2 п. 64 Административного регламента юридическим фактом - основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки является поступление в Росреестр (территориальный орган) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также сведений из средств массовой информации о нарушении имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.

Как следует из материалов дела, 10.03.2017 года Касаткин В.Ю. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении, указав, что дом <адрес> построен с нарушением норм действующего законодательства, самовольно захвачен земельный участок, обслуживающий дом <адрес>, сокращен по площади в границах пришкольный участок у школы № 58, а так же часть земельного участка занята без законных оснований. Просил проверить на предмет соответствия действительности эти сведения и возбудить дело об административном правонарушении.

Определением заместителя главного государственного инспектора Кировской области по использованию и охране земель отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области Брызгаловой Л.В. от 30.03.2017 года отказано в возбуждении дела об административном правонарушении на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Законность и обоснованность определения должностного лица проверена судьей районного суда, анализируя представленные материалы, суд пришел к правильному выводу о том, что заявление Касаткина В.Ю. от 10.03.2017 года должным образом должностным лицом не проверено.

Порядок пересмотра определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, установленный главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей соблюден.

Из смысла жалобы на определение, поданной в районный суд, следует, что должностным лицом установлено отсутствие нарушения законодательства при изменении местоположения границ смежных участков.

Из положения части 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не следует, что для возбуждения дела об административном правонарушении необходимо наличие доказательств совершения административного правонарушения. На стадии возбуждения дела об административном правонарушении административный орган, должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, исследует данные, то есть сведения, сообщенные ему заявителем либо полученные в ходе проверки жалобы.

При этом, вопреки доводам жалобы, из материалов дела не следует, что должностным лицом фактически проводилась предварительная проверка поступившей информации: не были приняты меры по запросу дополнительных сведений и материалов у лица, направившего заявление, не запрошены пояснения в отношении полученной информации, не проведено административное обследование объектов земельных отношений (при необходимости).

Полученные по запросу судьи районного суда материалы не позволяют проверить обоснованность вынесенного определения и соответствие содержащихся в нем выводов фактическим обстоятельствам, а потому само определение от 30.03.2017г. нельзя признать мотивированным.

При таких обстоятельствах обжалуемое определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное по мотиву отсутствия достаточных данных о наличии события правонарушения, обоснованно признано судьей Ленинского районного суда г. Кирова незаконным и отменено, с направлением материалов на новое рассмотрение в Управление Росреестра по Кировской области.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 05 июля 2017 года оставить без изменения, жалобу заместителя главного государственного инспектора Кировской области по использованию и охране земель отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области Брызгаловой Л.В. - без удовлетворения.

Судья

Кировского областного суда А.Л. Елсуков