Судья: Карев Е.П. Дело № 77-366(195)2022
РЕШЕНИЕ
12 мая 2022 года г. Омск
Судья Омского областного суда Старостина Г.Г., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении товарищества собственников недвижимости «Садоводческое некоммерческое товарищество «Водник» (далее – ТСН «СНТ «Водник», товарищество) по жалобе председателя ТСН «СНТ «Водник» ФИО1 на решение судьи Первомайского районного суда г. Омска от 23 марта 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Омского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Ростехнадзора от 19 января 2022 года № 35-10/358-юл ТСН «СНТ «Водник» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Товарищество обратилось с жалобой на данное постановление в районный суд.
Решением судьи Первомайского районного суда г. Омска от 23 марта 2022 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба председателя ТСН «СНТ «Водник» ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Омский областной суд, председатель ТСН «СНТ «Водник» ФИО1 просит постановление отменить как незаконное. Указывает, что товариществом предприняты все меры для устранения нарушений согласно предписанию административного органа. В связи со сложной экономической ситуацией часть требований предписания не была реально исполнимой в указанный в нем срок, что влечет освобождение от административной ответственности.
Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Проверив доводы жалобы, выслушав представителей Сибирского управления Ростехнадзора ФИО2 и ФИО3, изучив материалы дела об административном правонарушении, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
Статья 9.11 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Согласно пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) целями государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики являются обеспечение ее устойчивого, надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии.
На основании пункта 2 статьи 28 Федерального закона № 35-ФЗ в состав мер государственного регулирования надежности и безопасности в сфере электроэнергетики входят принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, осуществление федерального государственного энергетического надзора, аттестация по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики.
Указанными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются требования к функционированию объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок; безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок; подготовке работников в сфере электроэнергетики к работе на объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках.
Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года № 6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее – Правила).
Данные Правила в силу п. 1.1.2 распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В (далее - Потребители). Они включают в себя требования к Потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно. Правила не распространяются на электроустановки электрических станций, блок-станций, предприятий электрических и тепловых сетей, эксплуатируемых в соответствии с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей.
Согласно п. 1.2.2 Правил Потребитель обязан обеспечить, в частности:
содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями названных Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов (далее - НТД);
своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования;
подбор электротехнического и электротехнологического персонала, периодические медицинские осмотры работников, проведение инструктажей по безопасности труда, пожарной безопасности;
обучение и проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала;
надежность работы и безопасность эксплуатации электроустановок;
проведение необходимых испытаний электрооборудования, эксплуатацию устройств молниезащиты, измерительных приборов и средств учета электрической энергии;
выполнение предписаний органов государственного энергетического надзора.
Как следует из пункта 2.3.11 Правил, при осмотре ВЛ и токопроводов необходимо проверять состояние опор: не должно быть их наклонов или смещения в грунте, видимого загнивания деревянных опор, обгорания и расщепления деревянных деталей, нарушений целостности бандажей, сварных швов, болтовых и заклепочных соединений на металлических опорах, отрывов металлических элементов, коррозии металла, трещин и повреждений железобетонных опор, птичьих гнезд, других посторонних предметов на них. На опорах должны быть плакаты и знаки безопасности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ТСН «СНТ «Водник» является потребителем электрической энергии и осуществляет эксплуатацию кабельной линии электропередачи 0,4 кВ и электроустановок, расположенных по адресу: г. Омск, тер. СОСН Водник.
На основании решения заместителя руководителя Сибирского управления Ростехнадзора от 19 ноября 2021 года, в отношении ТСН «СНТ «Водник» в период с 30 ноября по 7 декабря 2021 года проведена внеплановая выездная проверка, предметом которой являлся контроль исполнения предписания должностного лица Сибирского управления Ростехнадзора от 30 сентября 2021 года № 35-8/П-ТСЭ-139 по п. 1-6, срок исполнения которых истек 17 ноября 2021 года.
По результатам внеплановой выездной проверки должностными лицами Сибирского управления Ростехнадзора 7 декабря 2021 года составлен акт № 35-8/А-КИП-180.
Согласно указанному акту, в ходе проверки должностным лицом выявлены нарушения обязательных требований, а именно: наклон опоры ВЛ-0,4 кВ, расположенной вблизи участка № 255 более 20 градусов (более допустимого значения); опора ВЛ-0,4 кВ, расположенная вблизи участка 281, имеет расщепление деревянных деталей (снизу).
Обстоятельства дела и виновность товарищества в совершении вышеназванного административного правонарушения установлены и подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 24 декабря 2021 года (л.д. 54-56); решением о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ТСН «СНТ «Водник» (л.д. 70-72, 77-79); протоколом опроса должностного лица ТСН «СНТ «Водник» (л.д. 81); протоколом осмотра (л.д. 82-84); актом выездной внеплановой проверки (л.д. 85-88, 109-111); предписанием об устранении выявленных нарушений (л.д. 89-90); протоколом осмотра территорий (л.д. 103-104, 107-108); фототаблицей (л.д. 104 оборот – 106); объяснениями законного представителя ТСН «СНТ «Водник» ФИО1 и должностного лица административного органа ФИО4, данными в судебном заседании (л.д. 119-120) и другими собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Деяние товарищества правильно квалифицировано по ст. 9.11 КоАП РФ.
Жалоба рассмотрена судьей районного суда с соблюдением требований главы 30 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Наличие на опоре ВЛ-0,4 расщепления деревянных деталей, является нарушением требований Правил. Вопреки доводам жалобы, должностным лицом административного органа в судебном заседании даны исчерпывающие объяснения о технической неисправности опоры, заявителем не оспаривается факт невнесения опоры в график замен. Указание на нарушение прав, необоснованное ограничение действий товарищества по обязательной замене данной опоры не основано на нормах права, подлежит отклонению.
У юридического лица имелась возможность для соблюдения действующего законодательства путем соблюдения правил и норм, установленных действующими Правилами. Однако ТСН «СНТ «Водник» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства, доказательств того, что товарищество предприняло исчерпывающие меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Вывод судьи районного суда о наличии в действиях ТСН «СНТ «Водник» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Ссылка в жалобе на тяжелую экономическую обстановку, сложность приобретения опор, не может являться основанием для освобождения ТСН «СНТ «Водник» от административной ответственности.
Постановление о привлечении ТСН «СНТ «Водник» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ТСН «СНТ «Водник» согласно санкции ст. 9.11 КоАП РФ и отвечает требованиям ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ.
Существенных нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу актов, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.
Таким образом, жалоба подлежит отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Первомайского районного суда г. Омска от 23 марта 2022 года оставить без изменения, жалобу председателя ТСН «СНТ «Водник» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Г.Г. Старостина