ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-378(207 от 17.05.2022 Омского областного суда (Омская область)

Судья: Пархоменко Г.Л. Дело № 77-378(207)/2022

РЕШЕНИЕ

17 мая 2022 года г. Омск

Судья Омского областного судаСтаростина Г.Г., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении генерального директора Акционерного общества «Омскметаллоопторг» (далее по тексту – АО «Омскметаллоопторг», общество) Бабикова Романа Игоревича по протесту Омского транспортного прокурора Козловского Д.В. на решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 29 марта 2022 года,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя начальника Омской таможни от 16 декабря 2021 года №10610000-1207/2021 должностное лицо – генеральный директор АО «Омскметаллоопторг» Бабиков Р.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Омский транспортный прокурор Козловский Д.В. обратился с протестом на постановление в районный суд.

Решением судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 29 марта 2022 года указанное постановление оставлено без изменения, протест – без удовлетворения.

В протесте, поданном в Омский областной суд, Омский транспортный прокурор Козловский Д.В. просит постановление и решение отменить направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что таможенным органом и судом неверно определена дата совершения правонарушения, что влияет на порядок исчисления срока давности привлечения виновного лица к административной ответственности. Вывод о длящемся характере правонарушения, в связи с чем дата его совершения установлена 2 сентября 2021 года, противоречит разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации. Вопреки позиции таможенного органа и суда, поскольку соответствующая статистическая форма должна быть представлена в срок не позднее 13 августа 2021 года (т.е. к определенному сроку), невыполнение должностным лицом АО «Омскметаллоопторг» предусмотренной нормативными правовыми актами обязанности к указанной дате свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Поскольку срок предоставления статистических форм является пресекательным, датой совершения Бабиковым Р.И. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, является 14 августа 2021 года.

В возражениях на протест представитель Омской таможни по доверенности Маилян Ш.А. просит оставить решения суда без изменения.

В судебном заседании старший помощник Омского транспортного прокурора Пугаев В.С. поддержал протест по изложенным в нем доводам.

Бабиков Р.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Должностные лица Омской таможни Маилян Ш.А., Сарызина И.М., Семаль М.В. возражали против удовлетворения протеста. Считают, что совершенное административное правонарушение является длящимся; имеет место факт несвоевременного представления информации, а не непредставление статистической информации.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение № 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными Решением Коллегии ЕЭК от 19 декабря 2016 года № 167 «О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза».

В соответствии со ст. 276 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 289-ФЗ) в функции таможенных органов Российской Федерации входит, в том числе ведение таможенной статистики внешней торговли, статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и специальной таможенной статистики.

Согласно ч. 1 ст. 278 Федерального закона № 289-ФЗ статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и иных источниках информации.

В соответствии с ч. 2 ст. 278 Федерального закона № 289-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.

Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения (на момент отгрузки товара АО «Нива» и возникновения обязанности по представлению статистической формы) установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза».

Согласно п. 5 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 1329) российское лицо, определенное Федеральным законом № 289-ФЗ, обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.

Пунктом 7 Правил установлено, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.

Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо дата отправки почтового отправления, либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.

С 24 июля 2020 года вступило в силу и подлежит применению постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 года № 891 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 1329». Постановлением от 19 июня 2020 года № 891 утверждены новые Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза (далее – Правила ведения статистики взаимной торговли).

Согласно пункту 9 Правил ведения статистики взаимной торговли статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 2 сентября 2021 года АО «Омскметаллоопторг» в Омскую таможню была представлена статистическая форма учета перемещения товаров (далее – статистическая форма) с системным номером ED20210902130946862 (регистрационный номер 10610000/020921/С173675), согласно которой из Российской Федерации на территорию Республики Казахстан вывезен товар (продавец – АО «Омскметаллоопторг», покупатель – ТОО «Строительное управление Энергострой»). 13 сентября 2021 года статистическая форма с системным номером ED20210902130946862 (регистрационный номер 10610000/020921/С173675) аннулирована в связи с выявленными ошибками в графе 10 «Документы» и взамен представлена статистическая форма с системным номером ED20210913054744205 (регистрационный номер 10610000/130921/С260068). В соответствии с графой 10 статистической формы товар отгружен АО «Омскметаллоопторг» на основании договора № 11-ААВ-190/21 от 27 мая 2021 года, счета-фактуры №20959/11 от 9 июля 2021 года.

Согласно сведениям, указанным АО «Омскметаллоопторг» в статистической форме – отчетный период – июль 2021 года, дата заполнения документа – 2 сентября 2021 года.

Согласно счету-фактуре №20959/11 от 9 июля 2021 года, CMR №20959/11 от 9 июля 2021 года, товар отгружен в июле 2021 года.

Статистическая форма должна была быть представлена АО «Омскметаллоопторг» не позднее 13 августа 2021 года, вместе с тем статистическая форма была представлена в таможенный орган по прошествии указанной даты, а именно 2 сентября 2021 года, т.е. несвоевременно.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 2 ноября 2021 года (т. 1, л.д. 136-139); статистической формой учета перемещения товаров с системным номером с ED20210902130946862 (т. 1, л.д. 143); статистической формой с системным номером ED20210913054744205 (т. 1, л.д. 151); копией договора на поставку товара от 27 мая 2021 года (т. 1, л.д. 152); копией счета-фактуры от 9 июля 2021 года (т. 1, л.д. 153); копией CMR №20959/11 от 9 июля 2021 года (т. 1, л.д. 154); копией протокола заседания совета директоров АО «Омскметаллоопторг» (т. 1, л.д. 170); копией приказа о вступлении в должность Бабикова Р.И. (т. 1, л.д. 171), иными доказательствами, оцененными в совокупности по правилам, предусмотренным ст. 26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Рассматривая протест транспортного прокурора, судья районного суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, не связанный доводами, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов в полном объеме проверил законность и обоснованность вынесенного постановления, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований отмены постановления должностного лица таможни.

В протесте Омским транспортным прокурором оспаривается привлечение должностного лица Бабикова Р.И. к административной ответственности в связи с неверной оценкой фактических обстоятельств дела таможенным органом и судом при определении даты совершения правонарушения.

Доводы протеста о том, что совершенное Бабиковым Р.И. административное правонарушение не является длящимся, и, соответственно, годичный срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с 14 августа 2021 года, подлежат отклонению как несостоятельные. Судьей районного суда сделан верный вывод о длящемся характере правонарушения, с учетом правовой позиции, изложенной в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Кроме того, исходя из разъяснений, содержащихся в п. 14 названного постановления, длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Таким образом, несвоевременное представление информации, начинается с момента соответствующего бездействия и оканчивается вследствие действий допустившего его лица, направленных к прекращению противоправного деяния, или наступления событий, препятствующих его совершению (например, выявление противоправного деяния).

Бабиков Р.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.

Несвоевременное представление статистической формы учета за пределами установленного законом срока выражается в противоправных действиях заявителя по подаче таких статистических форм.

Правонарушение, начавшееся с момента бездействия, следует считать оконченным на дату представления статистической формы учета в таможенный орган.

Таким образом, административным органом и судом верно установлена дата совершения Бабиковым Р.И. правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении статистической формы учета, – дата фактического представления статистической формы учета 2 сентября 2021 года.

Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, составляет один год.

Следовательно, постановление административного органа от 16 декабря 2021 года вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Административное наказание Бабикову Р.И. назначено согласно санкции ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа, который является минимальным.

Существенных нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу актов, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.

Таким образом, протест подлежит отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 29 марта 2022 года оставить без изменения, протест Омского транспортного прокурора Козловского Д.В. – без удовлетворения.

Судья Г.Г. Старостина