ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-379/20 от 11.11.2020 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Гродникова М.В. Дело № 77-379/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 11 ноября 2020 года

Судья Кировского областного суда Мосеев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя министра финансов Кировской области ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 24 сентября 2020 года, принятое по жалобе ФИО2 на постановление заместителя министра финансов Кировской области ФИО1 № 41/2020 от 03 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении консультанта организационно-правового управления министерства социального развития Кировской области ФИО2,

установил:

постановлением заместителя министра финансов Кировской области ФИО1 от 3.08.2020 № 41/2020 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.14 КоАП РФ, в отношении консультанта организационно-правового управления министерства социального развития Кировской области ФИО2 в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения с объявлением устного замечания.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 24.09.2020 постановление заместителя министра финансов Кировской области ФИО1 от 3.08.2020 № 41/2020, отменено, производство по делу об административном правонарушении по ст. 15.15.14 КоАП РФ в отношении консультанта организационно-правового управления министерства социального развития Кировской области ФИО2, прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с принятым решением федерального судьи, заместитель министра финансов Кировской области ФИО1 обратился в Кировский областной суд с жалобой, в которой просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что судья федерального суда необоснованно указал на то, что срок о предоставлении информации о результатах рассмотрения дела в суде следует исчислять с момента получения министерством социального развития Кировской области судебного акта, что противоречит требованиям ст. 242.2 БК РФ согласно которой, сведения о результатах рассмотрения дела в суде необходимо направлять в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме.

Кроме того, с выводом судьи о том, что каких-либо распоряжений ФИО2 о направлении в министерство финансов Кировской области информации о результатах рассмотрения дела № 2а-1461/2020 на сопроводительном письме Ленинского районного суда не имеется, в связи с чем он не является субъектом данного административного правонарушения, также согласиться нельзя, так как материалами дела подтверждается, что в соответствии с должностным регламентом, ответственным за направление в министерство финансов Кировской области информации, является ведущий консультант организационно-правового управления министерства социального развития Кировской области ФИО2

Так же указывает, согласно п. 3 ст. 242.2 БК РФ взыскание денежных средств за счет казны субъекта возможно не только по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, и о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, однако суд принимая решение это во внимание не принял.

Представители министерства финансов Кировской области по доверенностям ФИО3, ФИО4 в судебном заседании доводы жалобы поддержали. Просили решение отменит, жалобу удовлетворить.

ФИО2, извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, прихожу к следующему

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 15.15.14 КоАП РФ несоблюдение главным распорядителем бюджетных средств, представлявшим в суде интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, срока направления в соответствующий финансовый орган информации о результатах рассмотрения дела, о наличии оснований и результатах обжалования судебного акта, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В силу п. 3 ст. 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.

Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, представлявший в суде интересы субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 3 ст. 158 настоящего Кодекса, обязан направить в финансовый орган субъекта Российской Федерации информацию о результатах рассмотрения дела в суде в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме.

Согласно п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:

1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;

2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств;

3) по иным искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.

Как следует из содержания п. 3 Порядка предоставления главными распорядителями средств областного бюджета информации о результатах рассмотрения дела в суде, наличие оснований для обжалования судебного акта и результатах обжалования судебного акта, утвержденного распоряжением министерства финансов Кировской области от 09.01.2019 № 2, ГРБС в течение 10 дней после даты вынесения (принятия) судебного акта первой инстанции в окончательной форме направляет в министерство финансов письмо с информацией о результатах рассмотрения дела в суде, а также с информацией о наличии (отсутствии) оснований для обжалования судебного акта с приложением копии судебного акта.

В п. 2 указанного Положения перечислены категории дел о результатах рассмотрения которых в суде, наличии оснований для обжалования судебного акта и результатах обжалования судебного акта, надлежит сообщать в министерство финансов:

по искам к субъекту Российской Федерации "Кировская область" о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти Кировской области или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами государственной власти Кировской области актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту;

по искам к субъекту Российской Федерации "Кировская область", предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю средств областного бюджета, являющемуся областным государственным казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств;

по искам к субъекту Российской Федерации "Кировская область" о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств областного бюджета;

по иным искам к субъекту Российской Федерации "Кировская область", по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочия ГРБС.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения консультанта организационно-правового управления министерства социального развития Кировской области ФИО2, к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.15.14 КоАП РФ, послужили следующие обстоятельства.

В соответствии с должностным регламентом, ответственным за направление в министерство финансов Кировской области информации, является ведущий консультант организационно-правового управления министерства социального развития Кировской области ФИО2 (л.д. 40-45)

14.01.2020 судебный пристав-исполнитель МРО СП по ИОИП УФССП России по Кировской области ФИО5 вынес постановление о взыскании исполнительского сбора с министерства социального развития Кировской области в размере 50000 руб. в рамках исполнительного производства №83495/19/43001-ИП от 13.12.2019.

Определением Ленинского районного суда г. Кирова от 16.03.2020 по делу № 2а-1461/2020 в удовлетворении заявления министерства социального развития Кировской области к МРО СП по ИОИП УФССП России по Кировской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора отказано (л.д. 32-34). Определение в полном объеме изготовлено 16.03.2020.

Из материалов дела видно, что информация о принятом судебном акте по делу № 2а-1461/2020 министерством социального развития Кировской области направлена в министерство финансов Кировской области 20.04.2020 служебной запиской № 17363-46-01-05-л.

Однако, в соответствии с п. 3 ст. 242.2 БК РФ информацию необходимо было направить в течение 10 дней после принятия судебного акта в окончательной форме, то есть в срок до 26.03.2020 включительно.

Рассматривая жалобу ФИО2 на постановление должностного лица по настоящему административному делу, судья федерального суда пришел к выводу о том, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, постановление - отменил, производство по делу прекратил.

Прекращая производство по делу в отношении ФИО2 судья районного суда сослался на то, что, информация о результатах рассмотрения дела в суде была направлена в министерство финансов Кировской области в установленный срок, так как определение Ленинского районного суда г. Кирова от 16.03.2020 получено министерством социального развития Кировской области 9.04.2020, следовательно, начало исчисления срока для направления информации о результатах рассмотрения дела в суде следует считать 10.04.2020, а окончание – 19.04.2020 (воскресенье). В случае, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть в данном случае 20.04.2020. Министерство социального развития Кировской области проинформировало министерство финансов Кировской области о принятом судебном акте служебной запиской 20.04.2020 в срок.

Так же судья исходил из того, что заявление об освобождении от взыскания исполнительского сбора, ходатайство об отложении дела, дополнения к заявлению, подготовлены консультантом организационно-правового управления министерства социального развития ФИО6 О дате судебного заседания 16.03.2020, по итогам которого вынесено определение об отказе в удовлетворении заявления министерства социального развития Кировской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, извещен под роспись также ФИО6 Каких-либо распоряжений ФИО2 о направлении в министерство финансов Кировской области информации о результатах рассмотрения дела № 2а-1461/2020 на сопроводительном письме Ленинского районного суда не имеется (л.д. 28 оборот).

Кроме того, ст. 242.2 БК РФ регулирует исключительно исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, что следует из ее названия и содержания.

Выводы суда, что срок направления информации министерством социального развития Кировской области был соблюден, а также то, что ФИО2 не является субъектом административного правонарушения, являются неверными.

Так, срок направления информации о результатах рассмотрения дела в суде, о наличии оснований для обжалования судебного акта определен абзацем 2 пункта 3 статью 242.2БК РФ, а также п. 3 Порядка предоставления главными распорядителями средств областного бюджета информации о результатах рассмотрения дела в суде, наличие оснований для обжалования судебного акта и результатах обжалования судебного акта, утвержденного распоряжением министерства финансов Кировской области от 09.01.2019 № 2 – 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме, а не с момента получения решения суда главным распорядителем средств бюджета.

Более того, как верно указано в жалобе на ФИО2 должностным регламентом государственного гражданского служащего, замещающего в министерстве должность государственной гражданской службы ведущего консультанта организационно-правового управления возложена обязанность за направление в министерство финансов Кировской области информации, указанной в а. 2, 3 п. 3 ст. 242 БК РФ.

Вместе с тем решение судьи отмене не подлежит, поскольку существенных нарушений процессуальных норм судьей допущено не было.

Исходя из буквального толкования положений ч. 3 ст. 158, а. 2, 3 п. 3 ст. 242 БК РФ, пп. 2, 3 Порядка предоставления главными распорядителями средств областного бюджета информации о результатах рассмотрения дела в суде, наличие оснований для обжалования судебного акта и результатах обжалования судебного акта, утвержденного распоряжением министерства финансов Кировской области от 09.01.2019 № 2, у ФИО2 не было обязанности сообщить о результатах рассмотрения судом заявления об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Данный вопрос разрешался судом не в исковом порядке, а в порядке рассмотрения вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства. Требования к субъекту Российской Федерации – Кировской области в данном деле никем не заявлялись.

Исходя из принципов законодательства об административных правонарушениях, расширительному толкованию положения ч. 3 ст. 158, а. 2, 3 п. 3 ст. 242 БК РФ, пп. 2, 3 Порядка предоставления главными распорядителями средств областного бюджета информации о результатах рассмотрения дела в суде, наличие оснований для обжалования судебного акта и результатах обжалования судебного акта, утвержденного распоряжением министерства финансов Кировской области от 09.01.2019 № 2, не подлежат: а соответственно расширить категорию дел, по которым направление информации в министерство финансов Кировской области в разрезе требований ст. 15.15.14 КоАП РФ, нельзя.

На основании изложенного, решение судьи отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда

решил:

решение судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 24 сентября 2020 года оставить без изменения, жалобу заместителя министра финансов Кировской области ФИО1 - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья