ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-381(210 от 17.05.2022 Омского областного суда (Омская область)

Судья: Пархоменко Г.Л. Дело № 77-381(210)/2022

РЕШЕНИЕ

17 мая 2022 года г. Омск

Судья Омского областного судаСтаростина Г.Г., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении главного юриста Акционерного общества «Нива» (далее – АО «Нива») Дункурса Романа Юрьевича по протесту Омского транспортного прокурора Козловского Д.В. на решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 30 марта 2022 года,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя начальника Омской таможни от 23 декабря 2021 года №10610000-1278/2021 должностное лицо – главный юрист АО «Нива» Дункурс Р.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Омский транспортный прокурор Козловский Д.В. обратился с протестом на постановление в районный суд.

Решением судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 30 марта 2022 года указанное постановление оставлено без изменения, протест – без удовлетворения.

В протесте, поданном в Омский областной суд, Омский транспортный прокурор Козловский Д.В. просит постановление и решение отменить. Указывает, что таможенным органом и судом неверно определена дата совершения правонарушения, что повлекло привлечение виновного лица к административной ответственности за пределами срока давности. Вывод о длящемся характере правонарушения, в связи с чем дата его совершения установлена 2 ноября 2021 года, противоречит разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации. Вопреки позиции таможенного органа и суда, поскольку соответствующая статистическая форма должна быть представлена в срок не позднее 10 июня 2020 года (т.е. к определенному сроку), невыполнение должностным лицом АО «Нива» предусмотренной нормативными правовыми актами обязанности к указанной дате свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Поскольку срок предоставления статистических форм является пресекательным, датой совершения главным юристом АО «Нива» Дункурс Р.Ю. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, является 11 июня 2020 года. Таким образом, на момент рассмотрения 23 декабря 2021 года дела об административном правонарушении в отношении Дункурс Р.Ю. срок давности привлечения к административной ответственности истек.

В возражениях на протест представитель Омской таможни по доверенности Маилян Ш.А. просит оставить решения суда без изменения.

В судебном заседании старший помощник Омского транспортного прокурора Пугаев В.С. поддержал протест по изложенным в нем доводам. Считает, что представленная несвоевременно статистическая информация потеряла свою актуальность, в связи с чем правонарушение может быть признано малозначительным.

Дункурс Р.Ю. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Должностные лица Омской таможни Маилян Ш.А., Сарызина И.М. возражали против удовлетворения протеста. Считают, что дата совершения административного правонарушения определена верно.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение № 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными Решением Коллегии ЕЭК от 19 декабря 2016 года № 167 «О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза».

В соответствии со ст. 276 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 289-ФЗ) в функции таможенных органов Российской Федерации входит, в том числе ведение таможенной статистики внешней торговли, статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и специальной таможенной статистики.

Согласно ч. 1 ст. 278 Федерального закона № 289-ФЗ статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и иных источниках информации.

В соответствии с ч. 2 ст. 278 Федерального закона № 289-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.

Порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения (на момент отгрузки товара АО «Нива» и возникновения обязанности по представлению статистической формы) установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза».

Согласно п. 5 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 1329) российское лицо, определенное Федеральным законом № 289-ФЗ, обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.

Пунктом 7 названных Правил установлено, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.

Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо дата отправки почтового отправления, либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.

С 24 июля 2020 года вступило в силу и подлежит применению постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 года № 891 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 1329». Постановлением от 19 июня 2020 года № 891 утверждены новые Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза (далее – Правила ведения статистики взаимной торговли).

Согласно пункту 9 Правил ведения статистики взаимной торговли статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 2 ноября 2021 года ООО «Нива» в Омскую таможню была представлена статистическая форма учета перемещения товаров (далее – статистическая форма) с системным номером ED20211102141630926 (регистрационный номер 10610000/021121/С497474), согласно которой из Российской Федерации на территорию Республики Казахстан вывезен товар (продавец – АО «Нива», покупатель – ТОО «АК Ниет»). 15 ноября 2021 года статистическая форма с системным номером ED20211102141630926 (регистрационный номер 10610000/021121/С497474) аннулирована в связи с выявленными ошибками в графе 10 «Документы» и взамен представлена статистическая форма с системным номером ED20211115134831456 (регистрационный номер 10610000/151121/С596842). В соответствии с графой 10 статистической формы товар отгружен АО «Нива» на основании контракта № 5 от 20 мая 2020 года, счета-фактуры №602 от 26 мая 2020 года, товарной накладной №544 от 26 мая 2020 года, CMR б/н от 26 мая 2020 года.

Согласно сведениям, указанным АО «Нива» в статистической форме – отчетный период – май 2020 года, дата заполнения документа – 2 ноября 2021 года.

Согласно товарной накладной № 544 от 26 мая 2020 года, CMR б/н от 26 мая 2020 года, товар отгружен в мае 2020 года.

Статистическая форма должна была быть представлена АО «Нива» не позднее 10 июня 2020 года, вместе с тем статистическая форма была представлена в таможенный орган по прошествии указанной даты, а именно 2 ноября 2021 года, т.е. несвоевременно.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 23 ноября 2021 года (л.д. 23-27); копией письма Дункурса Р.Ю. в адрес Омской таможни (л.д. 32); пояснением главного юриста АО «Нива» Дункурс Р.Ю.; статистической формой учета перемещения товаров с системным номером с ED20211102141630926 (л.д. 37); статистической формой с системным номером ED20211115134831456 (л.д. 38); копией контракта № 5 от 20 мая 2020 года (л.д. 39-40); копией счет-фактуры № 602 от 26 мая 2020 года (40-оборот); копией товарной накладной № 544 от 26 июня 2020 года (л.д. 41) ); копией CMR б/н от 26 мая 2020 года (л.д.41-оборот); копией приказа о назначении ответственного от 20 декабря 2020 (л.д. 50); копией должностной инструкции главного юриста (л.д. 51), иными доказательствами, оцененными в совокупности по правилам, предусмотренным ст. 26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Рассматривая протест транспортного прокурора, судья районного суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, не связанный доводами протеста, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов в полном объеме проверил законность и обоснованность вынесенного постановления, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований отмены постановления должностного лица таможни.

В протесте Омским транспортным прокурором оспаривается привлечение должностного лица Дункурса Д.Ю. к административной ответственности в связи с неверной оценкой фактических обстоятельств дела таможенным органом и судом при определении даты совершения правонарушения.

Доводы протеста о том, что совершенное Дункурсом Д.Ю. административное правонарушение не является длящимся, и, соответственно, годичный срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с 11 июня 2020 года, являются несостоятельными и подлежат отклонению. Судьей районного суда сделан верный вывод о длящемся характере правонарушения, с учетом правовой позиции, изложенной в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Кроме того, исходя из разъяснений, содержащихся в п. 14 названного постановления, длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Таким образом, несвоевременное представление информации, начинается с момента соответствующего бездействия и оканчивается вследствие действий допустившего его лица, направленных к прекращению противоправного деяния, или наступления событий, препятствующих его совершению (например, выявление противоправного деяния).

Дункурс Р.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.

Несвоевременное представление статистической формы учета за пределами установленного законом срока выражается в противоправных действиях заявителя по подаче таких статистических форм.

Правонарушение, начавшееся с момента бездействия, следует считать оконченным на дату представления статистической формы учета в таможенный орган.

Таким образом, административным органом и судом верно установлена дата совершения Дункурсом Р.Ю. правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении статистической формы учета – дата фактического представления статистической формы учета 2 ноября 2021 года.

Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, составляет один год.

Следовательно, постановление административного органа от 23 декабря 2021 года вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Административное наказание Дункурсу Р.Ю. назначено согласно санкции ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа, который является минимальным.

Применительно к ст. 2.9 КоАП РФ, разъяснениям, содержащимся в п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», исходя из характера содеянного, конкретных обстоятельств данного дела, оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется.

Существенных нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу актов, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.

Таким образом, протест подлежит отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 30 марта 2022 года оставить без изменения, протест Омского транспортного прокурора Козловского Д.В. – без удовлетворения.

Судья Г.Г. Старостина