Судья Вычегжанин Р.В. Дело № 77-402/21
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров 4 августа 2021 года
Судья Кировского областного суда Зяблицев С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника - адвоката Шурьева О.И., действующего в интересах ФИО1, на постановление заместителя начальника государственной жилищной инспекции Кировской области ФИО2 № от 1 февраля 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 22 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении директора ООО «Управляющая компания Ленинского района» ФИО1,
установил:
Постановлением заместителя начальника государственной жилищной инспекции Кировской области ФИО2 № от 01.02.2021 г. директор ООО «УК Ленинского района» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, с назначением ему с учетом ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ административного наказания в виде штрафа в размере 50.000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 22.06.2021 г., по результатам рассмотрения жалобы защитника Шурьева О.И., постановление по делу об административном правонарушении № от 01.02.2021 г. оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, защитник ФИО1 - адвокат Шурьев О.И. выражает несогласие с постановлением должностного лица, которое считает незаконным, и решением судьи, просит их отменить, производство по делу прекратить.
Сообщает, что судьей не было учтено то, что решение инспекции от 23.06.2020 г. №, согласно которому в реестре лицензий из перечня домов был исключен спорный дом, не вступило в законную силу, было обжаловано в Арбитражный суд Кировской области (дело № А28-11810/2020). Заявление об оспаривании данного решения было принято арбитражным судом к своему производству 28.09.2020 г. и на момент составления протокола, вынесения постановления по делу об административном правонарушении от 01.02.2021 г. находилось на рассмотрении. С учетом изложенного полагает, что в действиях генерального директора ООО «УК Ленинского района» ФИО1 отсутствовал состав административного правонарушения, поскольку на момент рассмотрения дела об административном правонарушении он не обязан был передавать документы другой управляющей компании до конца рассмотрения спора.
В письменных возражениях на жалобу представитель ГЖИ Кировской области ФИО3 считает доводы жалобы несостоятельными, отмечая, что с даты внесения в реестр многоквартирных домов, находящихся под управлением <данные изъяты>», сведений о многоквартирном доме (далее - МКД), расположенном по адресу: <адрес> (01.07.2020 г.), у данной управляющей организации возникла обязанность по управлению указанным МКД, а у предыдущей управляющей организации - ООО «УК Ленинского района» возникла обязанность по передаче <данные изъяты> технической документации на этот МКД. На момент внесения в реестр лицензий сведений о спорном МКД (о прекращении управления данным МКД ООО «УК Ленинского района» и начале управления <данные изъяты>) соответствующие решения инспекции в установленном порядке недействительными не признавались, а ООО «УК Ленинского района» обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании решения инспекции незаконным только 24.09.2020 г. Таким образом, ФИО1, являвшийся в период с 20.02.2020 г. по 06.07.2020 г. лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, - вр.и.о. генерального директора ООО «УК Ленинского района», законно и обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ. На основании изложенного просит оставить обжалуемые постановление и решение без изменения, а жалобу защитника - без удовлетворения.
Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, - ФИО1, а также должностное лицо, вынесшее указанное постановление, - заместитель начальника ГЖИ Кировской области ФИО2 и представитель ГЖИ Кировской области ФИО3 извещены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, заявлений о его отложении не представили.
Представитель ГЖИ Кировской области ФИО3 в письменных возражениях на жалобу просила рассмотреть ее без участия представителя инспекции.
При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы и возражений на нее, заслушав защитника Шурьева О.И., который в судебном заседании доводы жалобы поддержал, прихожу к следующему.
Частью 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
В соответствии с примечанием 2 к ст. 14.1.3 КоАП РФ перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации.
Частями 1 и 2 ст. 8 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ) определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Часть 1 ст. 200 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) устанавливает, что лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном ст. 198 данного Кодекса, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована в соответствии со ст. 199 данного Кодекса, обязан передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, в течение трех рабочих дней со дня наступления событий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 200 ЖК РФ лицензиат, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 данного Кодекса обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до дня возникновения в соответствии с ч. 7 ст. 162 данного Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса.
Согласно ч. 7 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Часть 10 ст. 162 ЖК РФ предусматривает, что управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании).
В силу пп. «б» п. 3 Положения о лицензировании к числу лицензионных требований к лицензиату относится, помимо прочего, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ.
Подпунктом «е» п. 4(1) указанного Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований отнесено нарушение лицензионного требования, предусмотренного пп. «б» п. 3 данного Положения, в части отказа от передачи, осуществляемой в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимых для эксплуатации многоквартирного дома и управления им (далее - техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование), принявшим на себя обязательства по управлению многоквартирным домом управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, жилищно-строительному кооперативу, иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении общего собрания собственников помещений о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме, либо уклонение от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования указанным лицам, либо нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка и сроков передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования.
Согласно п. 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 416, техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491.
Из п. 19 указанных Правил следует, что организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное п. 18 данных Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном п. 22 данных Правил, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование, а также сведения, указанные в пп. «б» п. 4 данных Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного ч. 10 ст. 162 ЖК РФ.
Как следует из материалов дела, 20.07.2020 г. в государственную жилищную инспекцию Кировской области поступило обращение юридического лица, содержащее информацию о нарушении ООО «УК Ленинского района» лицензионного требования, связанного с исполнением обязанностей по договору управления многоквартирным домом в части уклонения от передачи технической документации на многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> (далее - МКД), в адрес <данные изъяты>
Решением ГЖИ Кировской области от 23.06.2020 г. № МКД исключен в реестре лицензий Кировской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами из перечня многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО «УК Ленинского района», а решением инспекции от 23.06.2020 г. № МКД включен в реестре лицензий в список домов, управление которыми осуществляет <данные изъяты>
МКД с 01.07.2020 г. включен в реестре лицензий в перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении <данные изъяты>
Таким образом, с учетом положений ч. 1 ст. 200 ЖК РФ ООО «УК Ленинского района» обязано было осуществить передачу технической и иной, связанной с управлением МКД, документации в срок не позднее 03.07.2020 г., однако добровольно требования ч. 1 ст. 200 ЖК РФ в установленный срок не исполнило, а именно, не передало в адрес <данные изъяты> техническую документацию на МКД в объеме предусмотренном: пп. «а», «а(1)», «б», «в», «в(1)» п. 24, пп. «а», «б», «г», «д», «д(1)», «д(2)», «д(3)» п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491; абз. 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9 пп. 1.5.1 п. 1.5, пп. 1.5.3 п. 1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170; пп. «б» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 416.
Непередача ООО «УК Ленинского района» вышеуказанной технической документации на МКД свидетельствует об уклонении и нарушении обществом предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка передачи такой документации, что в соответствии с пп. «е» п. 4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. № 1110, относится к грубым нарушениям лицензионных требований.
Единоличным исполнительным органом лицензиата, ответственным за деятельность организации в сфере управления многоквартирными домами, является генеральный директор данной компании, ответственный за последствия принимаемых решений, за соблюдения законности деятельности организации, в том числе за соблюдение нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени ООО «УК Ленинского района», являлся в период с 20.02.2020 г. по 06.07.2020 г. вр.и.о. генерального директора ФИО1
26.11.2020 г. по данному факту главным специалистом-экспертом юридического отдела ГЖИ Кировской области ФИО4 составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении вр.и.о. генерального директора ООО «УК Ленинского района» ФИО1, согласно которому в деянии последнего содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований в части отказа от передачи технической документации на МКД (л.д. 5 - 12).
01.02.2021 г. заместителем начальника ГЖИ Кировской области ФИО2 рассмотрено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и вынесено обжалуемое постановление №, которым директор ООО «УК Ленинского района» ФИО1 признан виновным в совершении данного правонарушения (л.д. 13 - 18). При этом, как следует из постановления, ООО «УК Ленинского района» обязано было осуществить передачу технической и иной документации, связанной с управлением МКД, в срок не позднее 03.07.2020 г., а, следовательно, правонарушение считается оконченным с 04.07.2020 г.
Судья районного суда по итогам рассмотрения жалобы защитника Шурьева О.И. на данное постановление также пришел к выводу о том, что факт совершения директором ООО «УК Ленинского района» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и его виновность подтверждаются сведениями, содержащимися в исследованных материалах дела, в том числе: протоколе об административном правонарушении, в котором указаны место, время и событие административного правонарушения; договоре управления многоквартирным домом № от 27.08.2013 г.; решении ГЖИ Кировской области от 23.06.2020 г. №; решении ГЖИ Кировской области от 23.06.2020 г. №; обращении <данные изъяты> об уклонении ООО «УК Ленинского района» от передачи технической документации и иных, связанных с управлением многоквартирным домом, документов на жилой дом по адресу: <адрес>, по состоянию на 13.07.2020 г.; а также в других материалах дела.
На основании представленных доказательств судья пришел к выводу, что действия директора ООО «УК Ленинского района» ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований, выразившимся в уклонении от передачи технической документации на многоквартирный дом, в связи с передачей данной документации не в полном объеме.
Оснований для переквалификации совершенного ФИО1 деяния на ч. 1 ст. 7.23.2 КоАП РФ судья, вопреки доводам защитника, не нашел, мотивировав свою позицию, а также счел справедливым назначенное ФИО1 наказание.
Каких-либо оснований не согласиться с принятыми по делу актами, в том числе выводами заместителя начальника ГЖИ Кировской области и судьи районного суда о виновности директора ООО «УК Ленинского района» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ, не нахожу, так как доказательства, положенные в основу данных выводов, отвечают требованиям ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, а нарушений закона при их получении не допущено. Представленным доказательствам дана надлежащая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного, всестороннего и объективного анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Убедительных аргументов в опровержение выводов должностного лица и судьи районного суда защитником Шурьевым О.И. не приведено.
Ссылку последнего в поданной в Кировской областной суд жалобе на то, что решение ГЖИ Кировской области от 23.06.2020 г. №, согласно которому из реестра лицензий Кировской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами был исключен дом по адресу: <адрес>, не вступило в законную силу, поскольку было обжаловано в Арбитражный суд Кировской области (в подтверждение чего приложена копия определения указанного суда от 28.09.2020 г. о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству и назначении предварительного судебного заседания по делу № - л.д. 49 - 50), а, следовательно, в деянии директора ООО «УК Ленинского района» ФИО1 отсутствовал состав вменяемого последнему административного правонарушения, нахожу несостоятельной.
Согласно ч. 2 ст. 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Как следует из ч. 3 ст. 198 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в ч. 2 данной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в ч. 2 данной статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (Минстроя России) от 25.12.2015 г. №.
В силу п. 14 данного Порядка (в редакции, действовавшей на момент принятия соответствующего решения) в случае принятия органом государственного жилищного надзора решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора с первого числа календарного месяца, следующего за датой, указанной в соответствующем решении, но не ранее срока, определенного в договоре управления многоквартирным домом и с которого лицензиат начинает осуществление деятельности по управлению указанным домом.
Согласно решению ГЖИ Кировской области от 23.06.2020 г. № изменения в реестр лицензий Кировской области вносятся с 01.07.2020 г.
Указаний на то, что решение о внесении изменений в реестр не вступает в законную силу и не порождает соответствующих обязанностей лицензиата в случае обжалования действий органа государственного жилищного надзора (в данном случае - ГЖИ Кировской области) в судебном порядке, ни указанный выше Порядок, ни Жилищный кодекс РФ не содержат.
Таким образом, оснований для переоценки установленных при рассмотрении дела должностным лицом административного органа и судьей районного суда обстоятельств не имеется, поскольку приведенные в жалобе доводы не свидетельствуют об отсутствии у ООО «УК Ленинского района» обязанности по передаче технической документации на МКД по адресу: <адрес>, <данные изъяты> в течение 3 рабочих дней с 01.07.2020 г., возникшей ввиду наступления предусмотренных ЖК РФ обстоятельств.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание ФИО1 определено должностным лицом в виде штрафа с применением положений ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ в размере, составляющем половину минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 14.1.3 КоАП РФ для должностных лиц.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в отношении ФИО1, допущено не было.
Доводы, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность оспариваемых актов, жалоба защитника не содержит.
Таким образом, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица, решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление заместителя начальника государственной жилищной инспекции Кировской области ФИО2 № от 1 февраля 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 22 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «Управляющая компания Ленинского района» ФИО1 оставить без изменения, а жалобу защитника Шурьева О.И. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Кировского областного суда С.В. Зяблицев