Председательствующий: Боронко Н.Д. Дело № 77-413(224)/2022
Р Е Ш Е Н И Е
31 мая 2022 года г. Омск
Судья Омского областного суда Круглов В.В., при секретаре Груша А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе начальника отдела Исилькульское лесничество Главного управления лесного хозяйства Омской области ФИО1 на решение судьи Исилькульского городского суда Омской области от , которым постановлено:
«Отменить постановление по делу об административном правонарушении от 08 февраля 2022 № 03-01-122/АП, вынесенное в отношении администрации Москаленского муниципального района Омской области о привлечении к административной ответственности по ст. 8.31 ч. 1 КоАП РФ, производство по делу прекратить»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела Исилькульское лесничество Главного управления лесного хозяйства Омской области от 08 февраля 2022 года Администрация Москаленского муниципального района Омской области привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде предупреждения.
Как следует из постановления, юридическое лицо признано виновным в том, что при образовании земельного участка с кадастровым номером № без согласования его расположения на кадастровом плане территории с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ - Омской области, осуществило самовольное занятие и использование лесного участка с кадастровым номером № . Для указанной цели администрацией по результатам рассмотрения заявления ФИО2, принято распоряжение № 298 от 28.04.2008 «О передаче в аренду земельного участка на кадастровом плане территории», в состав земельного участка включены лесные насаждения породы береза количеством не менее 10 объектов. Впоследствии, земельный участок передан в собственность ФИО2 по договору и акту приемки-передачи от 20.07.2012.
С 12.07.2021 собственником земельного участка является ФИО3, которым деревья породы береза количеством не менее трех объектов уничтожены в период 27-28.09.2021 года путем рубки с причинением ущерба в размере 152872 руб. 00 коп. Уничтожение биологических объектов оказывает неблагоприятное воздействие на леса, то есть повреждение лесной растительности и иное нанесение вреда лесам, приводящее к ухудшению санитарного или лесопатологического состояния лесов, потерям лесных ресурсов.
Указанное является нарушением требований ст. т. 6.1, 7, 24, 25, 60.3, 75-77 Лесного Кодекса РФ, Лесного плана Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 26.01.2009 № 10 «Об утверждении Лесного плана Омской области» (приложение № 4), Лесохозяйственного регламента отдела Исилькульское лесничество, утвержденного Приказом Главного управления лесного хозяйства Омской области от 13.08.2018 № 15-п (раздел 1, таблица № 3-приложение), ст. 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах», ГОСТа Р-57973-2017 «Санитарная безопасность в лесах».
Не согласившись с постановлением, представитель Администрации Москаленского муниципального района Омской области обжаловал его в городской суд.
Судьей городского суда постановлено изложенное выше решение.
В жалобе начальник отдела Исилькульского лесничества Главного управления лесного хозяйства Омской области ФИО1 просит решение отменить. Указывает, что основанием для привлечения Администрации явилось то, что в нарушение лесного законодательства, без проведения предусмотренных законом процедур, она произвольно включила в состав земель населенных пунктов защитные леса, входящие в состав единого лесного участка с кадастровым номером № и приняла решение о его предоставлении (сформированного с кадастровым номером № ) для строительства (ИЖС), которое предполагает полное уничтожение лесных насаждений и создание угрозы их дальнейшего уничтожения, то есть нарушение санитарной безопасности в лесах. Ссылается, что судом не был исследован вопрос о незаконности вырубки леса ФИО3 при наличии у него разрешительных документов. Отмечает, что дела о лесах связаны со специальными познаниями и не могут быть основаны на субъективном усмотрении судьи.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 8.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах.
Положениями ст. 7.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Судом установлено и следует из Лесохозяйственного регламента Исилькульского лесничества, что в состав Москаленского сельского № лесничества входит урочище Екатериновское сельское поселение, квартал 107. Сопоставление картографической основы и границ лесного участка № выявило совпадение с границами Москаленского муниципального района, что свидетельствует о расположении в границах указанного участка защитных лесов, управление которыми осуществляется Исилькульским лесничеством.
Из заключения ФГБУ «Кадастровая палата Омской области» от 22 декабря 2021 года следует, что насаждения с координатами точек: 54 градусов 56,363 минут северной широты и 71 градусов 53,607 минут восточной долготы; 54 градусов 56 минут 22,03 секунд северной широты и 71 градусов 53 минут 35,52 секунд восточной долготы; 54 градусов 56 минут 21,34 секунд северной широты и 71 градусов 53 минут 37,62 секунд восточной долготы определяются в границах земельного участка с кадастровым номером № В соответствии с актом натурного осмотра территории в месте обнаружения рубки насаждений породы береза установлена рубка 10 объектов с диаметрами 16, 20, 24, 28 см, что соответствует по шкале бонитетов по возрасту и высоте порослевых насаждений возрасту 45-47, предшествующих дате обнаружения.
В связи с выявленными нарушениями, обнаруженными 28 сентября 2021 года в ходе патрулирования лесов, должностным лицом Исилькульского лесничества 30 сентября 2021 года возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
17 января 2022 года в отношении администрации Москаленского муниципального района составлен протокол об административном правонарушении по ст. 7.9, ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ.
Постановлением начальника отдела Исилькульское лесничество Главного управления лесного хозяйства Омской области от 08 февраля 2022 года производство по ст. 7.9 КоАП РФ в отношении юридического лица прекращено по п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Отменяя постановление должностного лица отдела Исилькульского лесничества Главного управления лесного хозяйства Омской области от 08 февраля 2022 года, судья городского суда обоснованно исходил из того, что вырубку деревьев (породы береза) на земельном участке с кадастровым номером № , расположенном по адресу: Омская область, , , «А» совершил его собственник ФИО3, в то время как ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение Правил санитарной безопасности в лесах, соответственно субъект административного правонарушения установлен неверно.
В настоящей жалобе должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, просит об отмене состоявшегося по настоящему делу об административном правонарушении судебного акта, указывая на то, что администрацией Москаленского муниципального района принято незаконное решение, которым в состав земель населенных пунктов включены защитные леса, входящие в состав единого лесного участка с кадастровым номером № и о его предоставлении (сформированного с кадастровым номером № ) для целей строительства (ИЖС).
Вместе с тем, вынесенный судьей городского суда судебный акт по указанным доводам жалобы отменен быть не может.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.31. КоАП РФ выражается в действии или бездействии, нарушающем правила санитарной безопасности в лесах и не связана с наступлением какого-либо реального ущерба.
В данном случае, с учетом фактических обстоятельств дела, исходя из события правонарушения, возможность привлечения администрации Москаленского муниципального района к административной ответственности по части 1 статьи 8.31 КоАП РФ исключается, поскольку указанные заявителем действия не охватываются диспозицией данной статьи.
Таким образом, принятие решения о передаче в состав земель населенных пунктов защитных лесов и передаче земельного участка, входящего в состав единого лесного участка физическому лицу для целей строительства, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, в связи с чем привлечение администрации Москаленского муниципального района по данному факту к административной ответственности следует признать необоснованным.
Необходимо отметить, что, вопреки доводу заявителя, проверка законности указанного решения относится к предмету рассмотрения в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, и в рамках рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проведена быть не может.
Кроме того, как следует из постановления должностного лица, юридическому лицу - администрации Москаленского муниципального района вменяется нарушение требований п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 года № 607 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах» (действовали на момент обнаружения правонарушения).
На основании пункта 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 года № 607 при использовании лесов не допускалось: загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса; невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Осуществление вырубки лесных насаждений, либо создание угрозы их уничтожения данными Правилами санитарной безопасности не предусмотрено.
С учетом вышеизложенного судья городского суда сделал правильный вывод о том, что администрация Москаленского муниципального района не является субъектом вышеуказанного правонарушения, так как вышеназванный земельный участок находится в собственности физического лица – ФИО3
Доводы, приведенные должностным лицом отдела Исилькульское лесничество Главного управления лесного хозяйства Омской области основаны на неверном понимании норм материального права, не опровергают обстоятельства, установленные судьей городского суда, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Довод об отсутствии в судебном акте указания на конкретное основание прекращения производства по делу не влечет отмену решения поскольку из его содержания безусловно следует, что в действиях юридического лица отсутствует состав правонарушения.
С учетом указанных обстоятельств вмешательство в постановленное судом решение для целей удовлетворения довода жалобы по формальным основаниям является нецелесообразным.
При производстве по делу юридически значимые обстоятельства определены правильно, нарушений процессуальных норм судьей городского суда допущено не было, в связи с чем, в удовлетворении жалобы следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Исилькульского городского суда Омской области от 14 апреля 2022 года оставить без изменения, жалобу начальника отдела Исилькульское лесничество Главного управления лесного хозяйства Омской области ФИО1 - без удовлетворения.
Судья: В.В. Круглов