Судья: Щеглаков Г.Г. Дело № 77-417(190)/2022
РЕШЕНИЕ
31 мая 2022 года г. Омск
Судья Омского областного суда Круглов В.В., при секретаре Груша А.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление судьи Центрального районного суда г. Омска от 04 апреля 2022 года, которым постановлено:
«Признать ФИО1, года рождения, уроженца , женатого, не имеющего лиц на иждивении, работающего, зарегистрированного и проживающего по адресу: г. Омск, , паспорт , выдан г. Омска, , виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей»,
установил:
ФИО1 признан виновным в том, что 06 марта 2022 года в 14 час. 10 мин., находясь на Соборной площади по адресу: г. Омск, , в составе группы граждан в количестве более 50 человек принял участие в проведении несогласованного с органом исполнительной власти публичном мероприятии в форме митинга, проводимом с целью выражения общественного мнения по факту несогласия с проведением специальной военной операции за пределами территории Российской Федерации, при этом на неоднократные требования сотрудников органов внутренних дел о прекращении участия в незаконном публичном мероприятии, в нарушение требований п. 11.2 Распоряжения Губернатора Омской области от 17 марта 2020 года №19-р «О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (Covid-19), п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях», не реагировал.
В жалобе, поданной в Омский областной суд, ФИО1 просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ему предъявлялись законные требования, связанные с нарушением порядка участия в публичном мероприятии, которые он умышленно бы не выполнил. Отмечает, что требования сотрудников полиции о прекращении публичного мероприятия были обращены не к конкретным гражданам, а неопределенному кругу лиц. Считает, что небольшое количество присутствующих на публичном мероприятии граждан какую-либо угрозу общественному порядку или общественной безопасности не создавало. Обращает внимание, что на представленных в дело видеозаписях никаких плакатов в его руках не было, они находились под курткой и были обнаружены только в ходе личного досмотра.
Заявитель также считает, что участие в несанкционированном публичном мероприятии само по себе не является событием административного правонарушения, поскольку данное деяние не содержит состава какого — либо административного правонарушения, даже если участнику было известно о несогласованности публичного мероприятия, так как за организацию и проведение несогласованного публичного мероприятия может нести ответственность только организатор. Полагает, что у полиции отсутствовали основания для его задержания и составления протокола об административном правонарушении.
Ссылается на нарушение права на свободу собраний, гарантированного ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Утверждает, что его задержание основывалось исключительно на формальных политических причинах и не было обусловлено какой-либо насущной социальной необходимостью.
Указывает на нарушение его права на справедливое судебное разбирательство, так как в судебном заседании не принимал участие прокурор.
Полагает, что судьба вещественных доказательств была определена неверно.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Часть 5 статьи 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
По правилам п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
Вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном, либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей и не нарушать установленные для участников запреты.
Кроме того, положениями п. 11.2 Распоряжения Губернатора Омской области от 17 марта 2020 года № 19-р «О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области» установлен запрет на проведение всех массовых и публичных мероприятий, включая молодежные форумы, слеты, фестивали, концерты под открытым небом, за исключением официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также мероприятий, предусмотренных решениями постоянно действующего штаба по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Омской области, по 31 марта 2022 года. Ограничения, предусмотренные настоящим пунктом в отношении публичных и иных массовых мероприятий, распространяются также на граждан, политические партии, другие общественные и религиозные объединения.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что ФИО1 принял участие в публичном мероприятии в форме митинга, не согласованном с исполнительным органом государственной власти, при этом не прекратил свое участие в нем, тем самым нарушил возложенные на него Законом обязанности участника публичного мероприятия выполнять все законные требования уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел.
Действия ФИО1 судом правильно квалифицированы по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина ФИО1 подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; рапортами сотрудников полиции г. Омска; объяснениями свидетелей ФИО2, ФИО3; протоколом доставления ФИО1; протоколом личного досмотра Пушкаря И.В; видеозаписью; постановлением о приобщении к делу вещественных доказательств в виде двух белых бумажных плакатов с надписями: «Миру Мир» и «Спец операция это аппендицит, когда убивают – война», черной маски с надписью белыми буквами «Нет войне», оцененными по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии ФИО1, которому под роспись были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, положения ст. 51 Конституции Российской Федерации, вручена копия протокола. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом – УУП ОП № УМВД России по г. Омску ФИО4, содержит сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, и вопреки доводам жалобы позволяет установить событие административного правонарушения.
Представленные доказательства являются допустимыми, достаточными для квалификации правонарушения по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Положениями ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» предусмотрено, что полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей представляется право обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.
Из представленной в материалы дела видеозаписи следует, что сотрудники полиции неоднократно уведомили лиц, участвующих в мероприятии о том, что оно не согласовано в установленном законом порядке и они могут быть подвергнуты задержанию за участие в мероприятии, данные требования были проигнорированы, в том числе и самим ФИО1
Вопреки доводам заявителя, действия сотрудников полиции по прекращению вышеназванного публичного мероприятия были законными, основанными на требованиях Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», с учетом того, что указанное публичное мероприятие в установленном законом порядке не было согласовано с органами исполнительной власти, проходило в центральной части города, в месте расположения особо значимых объектов и нахождения значительного скопления людей, обусловлены соображениями национальной безопасности и необходимостью защиты прав иных лиц.
Из видеозаписи также следует, что участники публичного мероприятия были предупреждены о запрете массовых публичных мероприятий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), установленным вышеназванным распоряжением Губернатора Омской области № 19-р.
Установив, что ФИО1 принимал участие в публичном мероприятии в форме митинга, не согласованном с органами исполнительной власти, что недопустимо, в ходе которого он использовал средство наглядной агитации в виде маски, о незаконности проведения такого публичного мероприятия он неоднократно был проинформирован сотрудниками правоохранительных органов, однако не покинул его, продолжив участвовать в нем, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в его действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Утверждение заявителя о незаконности его задержания является несостоятельным.
Согласно п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: доставление; административное задержание.
В силу ч. 3 ст. 27.2 КоАП РФ о доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.
Согласно ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 КоАП РФ, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 27.6 КоАП РФ).
Согласно материалам дела, в целях составления протокола об административном правонарушении к Пушкарю И.В. в порядке ст. 27.2 КоАП РФ была применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении - административное доставление, то есть принудительное препровождение в служебное помещение УМВД России по г. Омску, о чем составлен соответствующий протокол, содержащий все необходимые данные (л.д.14).
Применение к Пушкарю И.В. данной меры было вызвано необходимостью обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.
Сведения о том, что к Пушкарю И.В. применялась такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении как административное задержание, то есть содержание в специально отведенном для этого помещении УМВД России по г. Омску, в материалах дела отсутствуют.
Довод заявителя о нарушении принципа состязательности ввиду отсутствия в судебном процессе прокурора подлежит отклонению, так как основания для привлечения прокурора к участию в данном деле, предусмотренные частью 2 статьи 25.11 КоАП РФ отсутствовали.
Ходатайство о привлечении прокурора к участию в деле было рассмотрено при подготовке к рассмотрению дела с вынесением соответствующего определения.
Доводы ФИО1 о том, что он был ограничен в реализации прав на свободу мирных собраний, закрепленного в ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, также подлежат отклонению.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 апреля 2009 года № 484-О-П, гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу п. 2 ст. 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 года по делу «Махмудов против Российской Федерации», от 08 августа 2006 года по делу «Христианско-демократическая народная партия против Молдовы» и от 20 февраля 2003 года по делу «Джавит Ан (Djavit An) против Турции»).
С учетом изложенного, пресечение участия в публичном мероприятии, проводимом в нарушение требований Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ о согласовании указанного мероприятия с органом исполнительной власти, не свидетельствует о нарушении прав ФИО1 на свободу собраний.
Относительно судьбы вещественных доказательств необходимо отметить, что решение суда в полной мере соответствует требованиям ч.3 ст. 29.10 КоАП РФ.
Доводы жалобы заявителя, основаны на неверном толковании норм права и не влекут отмену или изменение судебного акта.
Назначенное судом наказание обусловлено характером совершенного правонарушения, объектом которого являются общественная безопасность и общественный порядок, является справедливым и соразмерным содеянному, а также соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Нарушений норм материального и процессуального права судьей не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Оснований для отмены или изменения постановления судьи не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Центрального районного суда г. Омска от 04 апреля 2022 года, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья В.В. Круглов