ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-42(23)/18 от 23.01.2018 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Глазкова Т.Г. Дело №77-42(23)/2018

РЕШЕНИЕ

23 января 2018 года г. Омск

Судья Омского областного суда Климова В.В.,

при секретаре Лянгасовой П.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда г.Омска от <...>, которым постановлено:

«Постановление по делу об административном правонарушении от <...>№ <...>, вынесенное исполняющим обязанности начальника Межрайонной ИФНС России №12 по Омской области ФИО2, которым конкурсный управляющий ООО «ПСК» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5.000 рублей, решение по результатам рассмотрения жалобы ФИО1, вынесенное <...> заместителем руководителя УФНС России по Омской области ФИО3, которым оставлено без изменения постановление по делу об административном правонарушении от <...>№ <...>, - оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения»,

установила:

Постановление исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России №12 по Омской области от <...>, оставленным без изменения решением заместителя руководителя УФНС России по Омской области от <...>, конкурсный управляющий ООО «ПСК» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5.000 рублей.

Из постановления следует, что ФИО1, являясь конкурсным управляющим ООО «Промышленная сетевая компания», в нарушение подпункта «в» п.1, п.5 ст.5, п.6 ст.11 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не представила в МИФНС России №12 по Омской области сведения об изменении адреса юридического лица.

Не согласившись с постановлением, ФИО1 обжаловала его в суд, и судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.

В жалобе ФИО1 просит отменить постановление должностного лица, решение по жалобе на постановление и решение суда, ссылается на отсутствие события административного правонарушения. Указывает, что предоставление сведений об изменении места нахождения ООО «ПСК» связано с необходимостью внесения изменений в Устав Общества общим собранием участников (единственным учредителем), при этом в соответствии с п.2 ст.20 Федерального закона №129-ФЗ с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица. Ссылается на то, что в уведомлении от 31 мая 2017 года МИФНС известило конкурсного управляющего об обеспечении явки 25 октября 2017 года для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, однако, протокол был составлен 21 августа 2017 года и постановление вынесено 24 августа 2017 года в ее (Лясман) отсутствие, что является существенным процессуальным нарушением при производстве по делу.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника ФИО1Моргунова А.А., поддержавшего жалобу по доводам, в ней изложенным, прихожу к следующему.

В силу подпункта «в» п.1 ст.5 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах его места нахождения.

Согласно п.п.2, 3 ст.54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

По общему правилу пункта 5 ст.5 Федерального закона N 129-ФЗ, если иное не установлено названным Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в данной норме, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 1 ст.25 Федерального закона N 129-ФЗ).

Частью 4 ст.14.25 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Омской области от 20 августа 2015 года ООО «Промышленная сетевая компания» (далее по тексту ООО «ПСК») признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника, конкурсным управляющим должника утверждена ФИО1

11 сентября 2015 года в ЕГРЮЛ внесена запись о том, что ФИО1 является физическим лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица ООО «ПСК» (л.д.17).

Определением Арбитражного суда Омской области от 23 августа 2017 года конкурсное производство в отношении ООО «ПСК» завершено, в определении указано, что конкурсное производство считается завершенным с даты внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

14 ноября 2017 года в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации должника.

В мае 2017 года ИФНС России по Октябрьскому административному округу г.Омска по поручению Межрайонной ИФНС России №12 по Омской области провела в отношении ООО «ПСК» проверочные мероприятия, в ходе которых выявлено, что ООО «ПСК» по адресу (месту нахождения) юридического лица: г.Омск, поселок Крутая горка, промплощадка №1, указанному в учредительных документах общества и сведениях, внесенных в ЕГРП юридических лиц, не располагается.

Согласно протоколу осмотра объекта недвижимости от <...>, по адресу: г.Омск, пос. Крутая горка, промплощадка №1 находится одноэтажное административное здание, местонахождении ООО «ПСК» по данному адресу не установлено, вывесок, информационных стендов, указывающих на нахождении ООО «ПСК» по данному адресу, не обнаружено. При опросе по телефону конкурсный управляющий ФИО1 сообщила о том, что ООО «ПСК» находится в стадии ликвидации, в настоящее время деятельность не осуществляет и по адресу регистрации не находится.

В связи с выявленной недостоверностью сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, относительно заявленного и фактического адреса (место нахождения) юридического лица 31 мая 2017 года Межрайонная ИФНС России №12 по Омской области уведомила руководителя ООО «ПСК» о необходимости предоставления достоверных сведений (л.д.5-7).

В ответ на данное уведомление конкурсный управляющий ООО «ПСК» ФИО1 направила в адрес МИФНС России №12 по Омской области информационное письмо от 20 июня 2017 года (получено налоговой инспекцией <...>, вх.№ <...>), в котором указала, что решением Арбитражного суда Омской области от <...> ООО «Промышленная сетевая компания» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, после введения процедуры конкурсного производства адресом ООО «ПСК» ИНН <***> является адрес: 644001, <...>.

Данный адрес отличается от сведений об адресе ООО «ПСК», указанных в ЕГРЮЛ, в тоже время заявление по форме Р14001 о смене юридического адреса в регистрирующий орган представлено не было.

10 июля 2017 года Межрайонная ИФНС №12 по Омской области направила в адрес конкурсного управляющего ФИО1 уведомление явиться 21 августа 2017 года для составления протокола об административном правонарушении по ст.14.25 КоАП РФ, с одновременным разъяснением о том, что рассмотрение дела состоится 24 августа 2017 года.

Согласно отчету об отслеживании почтового отправления, уведомление числится полученным адресатом 21.07.2017 года, факт получения уведомления со стороны ФИО1 не опровергнут.21 августа 2017 года старшим государственным налоговым инспектором юридического отдела МИФНС №12 по Омской области в отношении ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении по ч.4 ст.14.25 КоАП РФ.

24 августа 2017 года по результатам рассмотрения дела И.о. начальника МИФЯНС №12 по Омской области вынесено постановление о назначении ФИО1 административного наказания по ч.4 ст.14.25 КоАП РФ.

Обстоятельства вменяемого правонарушения и виновность ФИО1 в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы ФИО1 о том, что изменения в части адреса юридического лица невозможно внести в ЕГРЮЛ в отсутствие решения общего собрания участников Общества, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и признаны несостоятельными ввиду неправильного толкования норм материального права.

Согласно ч.2 ст.126 Федерального закона 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Согласно ч.ч.1, 2 ст.127 Федерального закона о банкротстве, при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Федерального закона, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве.

В соответствии с ч.1 ст.129 Федерального закона о банкротстве, с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Таким образом, с даты принятия решения об открытии конкурсного производства на конкурсного управляющего возлагаются полномочия руководителя юридического лица.

11 сентября 2015 года, на основании решения арбитражного суда от 20.8.2015 года о признании ООО «ПСК» несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства, в ЕГРЮЛ внесена запись о том, что конкурсный управляющий ФИО1 является физическим лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица ООО «ПСК» (л.д.17).

За совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, к административной ответственности привлекается должностное лицо юридического лица.

По смыслу ст.2.4 КоАП РФ статус должностного лица распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице независимо от формы собственности и подчиненности, а также на индивидуальных предпринимателей.

Лица, уполномоченные быть заявителями при изменении сведений о юридическом лице, перечислены в подпункте 1.3 п.1 ст.9 Федерального закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

К ним относятся руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, учредитель или учредители юридического лица при его создании, руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица, конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица, иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного Федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

В соответствии с п.2 ст.17 Федерального закона №129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

Таким образом, объективных препятствий для обращения в регистрирующий орган в установленном законом порядке для внесения в ЕГРЮЛ актуальной информации об адресе юридического лица, определяемом местом нахождения конкурсного управляющего, для целей осуществления связи с юридическим лицом, у ФИО1 не имелось.

Кроме того, в соответствии с п.6 ст.17 Федерального закона №129-ФЗ к заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.

Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы.

К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.

Положения настоящего пункта не распространяются на случаи изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Вопреки доводам жалобы, нарушения процедуры привлечения ФИО1 к административной ответственности по настоящему делу не допущено, о составлении протокола об административном правонарушении 21 августа 2017 года и рассмотрении дела 24 августа 2017 года ей было направлено уведомление от 10.07.2017 года, полученное адресатом 21.07.2017 года.

Уведомление от 31.05.2017 года было адресовано руководителю ООО «ПСК», в котором обязанность явиться 25 октября 2017 года обусловлена возможным неисполнением требований регистрирующего органа о необходимости предоставления достоверных сведений.

В целом доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки судьи районного суда, и обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном акте.

Действия ФИО1 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ, порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюден, административное наказание назначено согласно санкции ч.4 ст.14.25 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решила:

Решение судьи Октябрьского районного суда г.Омска от <...> оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья: В.В. Климова