ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-424(233 от 07.06.2022 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Щеглаков Г.Г. Дело № 77-424(233)/2022

Р Е Ш Е Н И Е

07 июня 2022 года г. Омск

Судья Омского областного суда Круглов В.В., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Альберти Н.В. на решение судьи Центрального районного суда г. Омска от , которым постановлено:

«Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Альберти Н.В. № З-1287в/4 от , которым директор Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска Махиня Д.А. был привлечён к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и назначен штраф в размере 50 000 рублей, - отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 22 декабря 2021 года директор Департамента имущественных отношений Администрации города Омска Махиня Д.А. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Как следует из постановления, по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной в периоды с по и с по , было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером находится свалка твердых коммунальных отходов (ориентир - СНТ «Ромашка»). Согласно информации, представленной Администрацией г. Омска, эксплуатация свалки осуществлялась с 1976 по 1986 гг., площадь земельного участка с кадастровым номером , загрязненного отходами, составляет 35,8 га, ориентировочный объем накопленных отходов ~ 1 млн. т. В ходе проведения проверки установлено, что в настоящее время земельный участок с кадастровым номером не рекультивирован. Загрязнение грунтов под свалками происходит ливневыми водами, которые проходят через толщу отходов, а также от стока с поверхности свалок, загрязненных талых и ливневых вод. В целях обеспечения безопасной и комфортной для естественных экологических систем и здоровья человека окружающей среды, а также соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления необходима рекультивация (консервация) земельных участков, предоставленных под свалки. В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от , земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности Администрации г. Омска.

Таким образом, в ходе проверки было установлено, что директором департамента имущественных отношений Администрацией г. Омска Махиней Д.А. не приняты меры по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, выразившегося в разрастании и увеличении объекта негативного воздействия на окружающую среду (тела полигона), допущено захламление территории земельных участков: по результатам геодезических замеров, проведенных в ходе проверки, установлено, что площадь размещенных отходов составляет 28,6 га, из них: 26,7 га на земельном участке с кадастровым номером , за границами земельного участка, отведенного под свалку: 0,16га на земельном участке с кадастровым номером , 0,2477га на земельном участке с кадастровым номером : 0,1111 га на земельном участке с кадастровым номером ,и 1,13419 га на землях неразграниченной государственной собственности.

Указанное является нарушением требований ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 13, абз. 2, 4, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ.

Директор Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска Махиня Д.А. обжаловал постановление в районный суд.

Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.

В жалобе старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Альберти Н.В. просит решение отменить, направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что судьей районного суда в решении сделаны неверные выводы в части вменения выявленных нарушений, так как административным органом в постановлении не вменялся такой состав как не проведение рекультивации земель (ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ) или несоблюдение требований в области обращения с отходами (ст. 8.2 КоАП РФ). Ссылается, что в ходе проверки установлено, что директором департамента имущественных отношений Администрации г. Омска Махиней Д.А. не приняты меры по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, что повлекло разрастание и увеличение объекта негативного воздействия на окружающую среду (тела полигона), допущено захламление территории земельных участков, соответственно он является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения.

Обращает внимание, что решением судьи Центрального районного суда г. Омска от по гражданскому делу бездействие Администрации г. Омска по вопросу рекультивации свалки твердых бытовых отходов, расположенной в Центральном административном округе г. Омска рядом с СНТ «Ромашка» признано неправомерным; на Администрацию г. Омска возложена обязанность по проведению рекультивации свалки в срок до . Судом было установлено, что Администрацией г. Омска не выполняются требования нормативных актов. В их нарушение рекультивация свалки ТБО Центрального административного округа до настоящего времени не произведена, она эксплуатируется без разрешения.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В силу подп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Обязанности собственника использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы закреплены ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Частью 2 ст. 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Отменяя постановление должностного лица, судья районного суда исходил из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие, что директор Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска Махиня Д.А., либо вверенное ему структурное подразделение Администрации города Омска осуществляют хозяйственную деятельность в области обращения с отходами, что исключает привлечение как департамента, так и его директора к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Как отмечено судьей, органы местного самоуправления принимают лишь участие в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов, в то время как полномочиями в части организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов наделено Министерство природных ресурсов и экологии Омской области.

Кроме того, судьей обоснованно учтено, что постановлением Администрации г. Омска от 05 октября 2017 года № Ю99-п утверждена муниципальная программа г. Омска «Формирование комфортной городской среды». Постановлением Администрации г. Омска № 395-п в данную программу введена подпрограмма «Чистый и уютный город», в соответствии с которой включено мероприятие «Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среды на объектах накопленного вреда (несанкционированных свалок в границах городов)», включающее создание условии для ликвидации последствий причинения вреда окружающей среде при размещении отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, в рамках регионального проекта «Чистая страна», направленного на достижение целей федерального проекта «Чистая страна». 12 февраля 2019 года между Администрацией города Омска и Минприроды России заключено соглашение «О реализации проекта Регионального «Чистая страна» (Омская область) на территории Омской области» № 051-2019-G10052-1. Приказом Минприроды РФ от 03 марта 2021 года № 151 свалка бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером была включена в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде. Получены проектная документация по рекультивации, положительное заключение государственной экспертизы проекта.

Вместе с тем решение судьи подлежит изменению в связи со следующим.

Кроме организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов, мер по рекультивации земель, постановление должностного лица содержит выводы об отсутствии контроля над разрастанием и увеличением объекта негативного воздействия на окружающую среду (тела полигона), негативного воздействия на прилегающие земельные участки. Указанным обстоятельствам судья надлежащей оценки не дал, в связи с чем довод административного органа заслуживает внимания.

Вместе с тем, в силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и тоже административное правонарушение.

Согласно ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действия (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 22 декабря 2021 года директор Департамента имущественных отношений Администрации города Омска также признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв на земельном участке с кадастровым номером , и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Центрального районного суда г. Омска от 22 марта 2022 года вышеуказанное постановление должностного лица изменено, снижен размер назначенного наказания в виде штрафа до 25 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.

Решением судьи Омского областного суда от 07 июня 2022 года решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 22 марта 2022 года оставлено без изменения.

Принимая во внимание, что указанные выше нарушения земельного законодательства, выразившиеся в невыполнении обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв на земельных участках с кадастровыми номерами и , были выявлены при проведении должностными лицами Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора одного контрольного (надзорного) мероприятия в рамках проведения одной внеплановой выездной проверки, и ответственность за них предусмотрена одной и той же частью 2 статьи 8.7 Кодекса, директору Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска Махине Д.А. в соответствии с частью 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должно быть назначено административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

В связи с изложенным, с учетом положений ч. 5 ст. 4.4 КоАП РФ доводы жалобы должностного лица о незаконности прекращения производства по делу в связи с отсутствием в действиях Махини Д.А. состава административного правонарушения, не могут быть приняты во внимание, поскольку возможность его привлечения по указанным выше основаниям утрачена.

При таких обстоятельствах, решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 28 марта 2022 года, которым отменено постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 22 декабря 2021 года, и прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении Махини Д.А. подлежат изменению в части основания отмены постановления должностного лица с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ на п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 28 марта 2022 года, которым отменено постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 22 декабря 2021 года, и прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении директора Департамента имущественных отношений Администрации города Омска Махини Д.А. изменить в части основания отмены постановления должностного лица с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ на п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В остальной части указанное выше решение судьи Центрального районного суда г. Омска оставить без изменения, а жалобу старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Альберти Н.В. - без удовлетворения.

Судья В.В. Круглов