ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-445/2023 от 05.06.2023 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №...

г. Уфа 05 июня 2023 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Фаизова З.Ф.,

при секретаре Галимове Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 19 октября 2022 года и решение судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении ... ФИО1,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее – УФАС по Республике Башкортостан) ФИО3. по делу №... от 19 октября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 февраля 2023 года, ... (далее также по тексту – ГКУ РБ «...», учреждение) ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей (т. 1, л.д. 35 – 43, 180 – 186).

Не согласившись с принятыми по делу актами должностного лица и судьи, ФИО1 подала жалобу в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.9 КоАП РФ, в которой просит их отменить, ссылаясь на незаконность, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Обсудив возможность рассмотрения жалобы в отсутствие надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания ФИО1, заслушав ее защитника Шаймухаметову С.М., поддержавшую жалобу, в качестве свидетеля представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан ФИО4., изучив материалы дела, проверив доводы заявителя, прихожу к следующему.

Частью 2 ст. 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе).

Из материалов дела следует, что Комиссией УФАС по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в соответствии с ч. 3 ст. 106 Закона о контрактной системе рассмотрена жалоба ООО «...» в отношении комиссии по осуществлению закупок Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан «...» (далее – комиссия закупкам) при осуществлении закупки №... «...».

Решением Комиссии УФАС по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок №... от 14 сентября 2022 года по результатам рассмотрения жалобы в действиях комиссии учреждения по осуществлению закупок установлено нарушение требований подп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе (т. 1, л.д. 87 – 91).

В соответствии с подп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07 сентября 2022 года заявка ООО «...» отклонена по мотиву несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе. Причина несоответствия: заявка на участие в закупке признана не соответствующей требованиям (п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе), а именно, заявка не содержит копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Участником в составе заявки на закупку представлен договор №... от 29 июля 2020 года на выполнение работ по капитальному ремонту ... (замене ...) на сумму ... рублей.

Комиссия УФАС по Республике Башкортостан пришла к выводу о том, что ООО «...» выполнил требования участника закупки, установленные в извещении о проведении электронного аукциона.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона (№...) от 07 сентября 2022 года в состав комиссии по осуществлению закупок вошли члены комиссии: ФИО1, ФИО5. (т.1, л.д. 123).

Комиссией по осуществлению закупок заявка ООО «...» была отклонена, поскольку комиссия пришла к выводу о том, что данный участник закупки не подтвердил опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, либо опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, либо опыт выполнения участником закупки, являющегося застройщиком работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейных объектов.

В отношении ... ФИО1 04 октября 2022 года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, который послужил основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности постановлением должностного лица УФАС по Республике Башкортостан от 19 октября 2022 года (т. 1, л.д. 54 – 60).

С выводами должностного лица УФАС по Республике Башкортостан о признании ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, согласился судья Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан.

Между тем, должностным лицом УФАС по Республике Башкортостан и судьей районного суда не учтено следующее.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

В силу положений п. 1«а» Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2021 года № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению к настоящему постановлению.

Позицией 10 раздела II Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2021 года № 2571 установлено требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства

(за исключением линейного объекта);

2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства

(за исключением линейного объекта);

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Доказательством наличия опыта исполнения договора на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства является:

1) исполненный договор;

2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона начальная максимальная цена контракта составляет ... рублей (т. 2, л.д. 6 – 11).

Вместе с договором №... от 29 июля 2020 года на выполнение работ по капитальному ремонту ... (замена ...) ООО «...» в подтверждение опыта работы представил акты выполненных работ формы КС-2 на сумму ... рублей, что меньше 20% от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, прихожу к выводу о том, что Комиссия по осуществлению закупок Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан «...» обоснованно отклонила заявку ООО «...» на участие в закупке. Следовательно, в действиях ... ФИО1 состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, отсутствует.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении принимается решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, постановление должностного лица УФАС по Республике Башкортостан от 19 октября 2022 года и решение судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 подлежат отмене, а производство по делу - прекращению ввиду отсутствия в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 19 октября 2022 года и решение судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 февраля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении ... ФИО1 отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан З.Ф. Фаизова

Справка: судья районного суда Ивченкова Ю.М. (дело №...)