ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-447(347 от 16.07.2019 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Сафронов М.М. Дело № 77-447(347)/2019

РЕШЕНИЕ

16 июля 2019 года г. Омск

Судья Омского областного суда Черноморец Т.В., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Омской области ПАН на решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 05 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ, в отношении специалиста-эксперта Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области СЭА

установил:

постановлением и.о. руководителя Управления Федерального казначейства по Омской области (далее – УФК по Омской области) ПАН№ <...> от <...> специалист-эксперт Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области СЭА признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, СЭА обратился с жалобой в Центральный районный суд г. Омска, по результатам рассмотрения которой судьей районного суда 05 июня 2019 года вынесено решение, которым постановление УФК по Омской области о назначении административного наказания № <...> от <...> в отношении СЭА,<...> года рождения по ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях СЭА состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Омский областной суд, заместитель руководителя УФК по Омской области ПАН просит решение судьи Центрального районного суда г. Омска отменить, приводя доводы о его незаконности в связи с неправильным толкованием норм материального права, что привело к принятию неправильного решения. Указывает на то, что СЭА, являясь уполномоченным лицом на утверждение плана закупок в информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет», сформировал и утвердил план закупок на 12 дней позже установленного законом срока, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ. Вывод суда о том, что СЭА не наделен правом утверждения плана закупок (без учета воли руководителя управления) не соответствует действующему нормативному регулированию и фактическим обстоятельствам дела.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, выслушав представителя УФК по Омской области РЕЮ, поддержавшего жалобу, СЭА, полагавшего решение судьи районного суда законным и обоснованным, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок.

Согласно ч. 1 ст. 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон №44-ФЗ) планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона, а также с учетом установленных статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Частью 7 ст. 17 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Аналогичные требования содержатся в Правилах формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 №552 (подпункт «а» пункта 2).

В соответствии с письмом Минфина России от 23.10.2018 № 21-02-04/75903 формирование и утверждение планов закупок на 2019 финансовый год и плановый период 2020-2021 гг. федеральными государственными бюджетными учреждения осуществляется в модуле формирования и ведения планов закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подсистемы управления закупками системы «Электронный бюджет», оператором которой является Минфин России.

Из материалов дела следует, что <...> в ТУ Росимущества в Омской области поступило письмо Росимущества от <...>№ <...>, которым до территориального органа доведена Бюджетная роспись на 2019 финансовый год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденная заместителем руководителя Росимущества <...>.

Следовательно, план закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2019 финансовый год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - План закупок) подлежал формированию и утверждению в срок не позднее <...>.

Вместе с тем, согласно информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), План закупок был утвержден в ЕИС специалистом-экспертом ТУ Росимущества в Омской области СЭА<...>, с нарушением установленного законом срока на 12 рабочих дней, что явилось основанием для составления в отношении СЭА как должностного лица, уполномоченного на утверждение Плана закупок в информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет», протокола об административном правонарушении от <...> по ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ и вынесения <...> постановления о назначении административного наказания.

Отменяя данное постановление, судья районного суда исходил из того, что согласно объяснений, данных СЭА административному органу, приказа от <...>№ <...>-п ТУ Росимущества в Омской области, План закупок на 2019 год (одновременно с планом-графиком) был утвержден и.о. руководителя ТУ Росимущества УМП только <...> (на бумажном носителе) (л.д. 33-34).

В этот же день, утверждённый План закупок был размещен в ЕИС и подписан электронной цифровой подписью СЭА

В такой ситуации, по мнению судьи Центрального районного суда г. Омска, в действиях СЭА отсутствует вина в совершении вменяемого ему административного правонарушения, поскольку приказом от <...>СЭА был уполномочен только работать с программой «Электронный бюджет» и размещать информацию в ЕИС, что невозможно сделать до утверждения Плана закупок руководителем территориального органа на бумажном носителе.

С данными выводами судьи районного суда согласиться нельзя, поскольку, вопреки требованиям ст. 30.6 КоАП РФ, они сделаны без проверки дела в полном объеме, выяснения всех обстоятельств, имеющих значение и их должной правовой оценки.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

В данном случае судьей районного суда не было учтено, что в силу положений ст. ст. 11, 12 Федерального закона №44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №44-ФЗ планирование закупок осуществляется исходя из определенных с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения: планов закупок; планов-графиков.

В соответствии с действующим нормативным регулированием государственные заказчики осуществляют формирование планов закупок, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов и их последующее направление главным распорядителям в подсистеме бюджетного планирования государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», оператором которого является Министерство финансов Российской Федерации.

Возможность размещения государственными заказчиками планов закупок, сформированных в личных кабинетах ЕИС (на бумажном носителе), вне указанного порядка, приостановлена.

В данной связи факт утверждения Плана закупок руководителем на бумажном носителе не имеет правового значения для определения соблюдения установленного законом срока его утверждения.

Кроме того, в соответствии с формой Плана закупок, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от <...>№ <...> «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд», лицом, которое может утвердить План закупок, является как руководитель, так и иное уполномоченное лицо.

В материалах дела имеются приказы руководителя ТУ Росимущества в Омской области № <...>-п от <...> и № <...>-п от <...> «О наделении полномочиями в системе управления «Электронный бюджет», которыми специалист-эксперт отдела организационной работы, финансового и правового обеспечения СЭА наделен полномочиями по формированию и ведению бюджетных смет (ввод данных, подписание, просмотр, согласование, утверждение), а также по формированию и ведению Плана закупок (ввод данных, подписание, просмотр, согласование, утверждение), что противоречит объяснениям СЭА о наличии у него полномочий только на размещение информации в ЕИС, чему судом не дано должной оценки, как и тому обстоятельству, что утверждение плана в ЕИС им произведено как уполномоченным лицом за своей электронной подписью.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При рассмотрении дела судьей оставлено без внимания то обстоятельство, что уполномоченным лицам государственных заказчиков в целях формирования Планов закупок необходимо предварительно обеспечить формирование проекта бюджетной сметы и соответствующих обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, на основе которых будут в автоматизированном режиме формироваться планы закупок.

В процессе судебного разбирательства не было выяснено, когда был сформирован План закупок, по какой причине он не был утвержден в установленный законом срок и что было сделано СЭА как уполномоченным должностным лицом для соблюдения данного срока.

При данных обстоятельствах прекращение производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица, утвердившего План закупок с нарушением установленного законом срока, не может быть признано законным и обоснованным.

Допущенные судьей районного суда нарушения имеют фундаментальный, принципиальный характер, поскольку подобное рассмотрение дела не отвечает установленным ст. 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

При указанных обстоятельствах, поскольку на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ, по данному делу не истек (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ), решение судьи Октябрьского районного суда г. Омска подлежит отмене, а дело об административном правонарушении возвращению в указанный суд на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела надлежит устранить отмеченные недостатки и принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

Решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 05 июня 2019 года отменить.

Дело возвратить в Центральный районный суд г. Омска на новое рассмотрение жалобы СЭА на постановление и.о. руководителя Управления Федерального казначейства по Омской области ПАН№ <...> от <...>.

Судья Черноморец Т.В.