Судья: Шмидт Н.В Дело № 77-45(31)/2020
РЕШЕНИЕ
28 января 2020 года г. Омск
Судья Омского областного судаСтаростина Г.Г., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении М.В.Н. по жалобе представителя потерпевшего Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее по тексту – ПАО «МРСК Сибири», общество) М.С.Н. на решение судьи Нововаршавского районного суда Омской области от 16 декабря 2019 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Нововаршавскому району Д.Б.М. от 23 октября 2019 года производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.19 КоАП РФ в отношении М.В.Н. прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Данное постановление обжаловано ПАО «МРСК Сибири» в районный суд.
Решением судьи Нововаршавского районного суда Омской области от 16 декабря 2019 года вышеназванное постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения; при этом в резолютивной части постановления указано на прекращение производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.19 КоАП РФ в отношении М.В.Н. в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Омский областной суд, представитель ПАО «МРСК Сибири» по доверенности М.С.Н. просит решение судьи районного суда отменить, направить дело на новое рассмотрение. Полагает, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 7.19 КоАП РФ, составляет один год. Также указывает на неверное определение судьей районного суда дня обнаружения длящегося административного правонарушения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ПАО «МРСК Сибири» Ч.Д.В., поддержавшую жалобу по изложенным в ней доводам, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 7.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.19 КоАП РФ, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, прекращая по итогам проведенного административного расследования производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.19 КоАП РФ, в отношении М.В.Н., должностное лицо полиции исходило из того, что в действиях М.В.Н. отсутствует состав административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Судья районного суда, рассматривая жалобу представителя потерпевшего, просившего о направлении дела на новое рассмотрение, посчитал, что направлению дела на новое рассмотрение в порядке п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ препятствует истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
При этом судья районного суда исходил, что срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.19 КоАП РФ составляет два месяца и подлежит исчислению с момента обнаружения административного правонарушения, являющегося длящимся, – с 21 августа 2019 года.
Фактически изменив постановление должностного лица полиции указанием на иное основание прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении М.В.Н., судья районного суда пришел к выводу о том, что постановление от 23 октября 2019 года вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Доводы жалобы представителя ПАО «МРСК Сибири» о том, что день обнаружения длящегося административного правонарушения определен судьей районного суда неправильно, заслуживают внимания.
По правилам ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
С учетом п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности начинает течение с момента поступления в ОМВД России по Нововаршавскому району Омской области заявления начальника Нововаршавского РЭС Н.В.В. – 23 августа 2019 года – и на момент вынесения постановления о прекращении производства по делу от 23 октября 2019 года не истек.
Выводы судьи районного суда об истечении срока давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.19 КоАП РФ на момент рассмотрения жалобы общества являются верными.
Соответственно, доводы жалобы заявителя о том, что по делу подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности, подлежат отклонению в связи со следующим.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, об электроэнергетике, в области охраны собственности (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.3, 7.5 названного Кодекса) по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 261-ФЗ) законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из названного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В ст. 2 Федерального закона № 261-ФЗ даны понятия энергоснабжения и энергетической эффективности.
Так, энергосбережение - реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).
Энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
Статьей 37 Федерального закона № 261-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, в частности ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ дополнена указанием на применение годичного срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а глава 9 дополнена статьей 9.16, предусматривающей административную ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее по тексту – Федеральный закон № 35-ФЗ) законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, названного Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
В силу ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ под электроэнергетикой понимается отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.
Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области электроэнергетики, а также в Кодекс введена ст. 9.15, предусматривающая административную ответственность субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии за нарушение стандартов раскрытия информации.
Самовольное подключение и использование электрической энергии наносит материальный ущерб производителям и поставщикам такого вида энергии и ведет к неконтролируемому использованию энергетических ресурсов, в связи с чем установлена административная ответственность по ст. 7.19 КоАП РФ.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.19 КоАП РФ, являются отношения собственности на энергетические ресурсы. При этом названный состав не относится к перечисленным в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составам административных правонарушений в области охраны собственности (ст. ст. 7.3, 7.5 КоАП РФ), для которых предусмотрен годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ (с учетом ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ) по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При изложенных обстоятельствах решение судьи районного суда, вынесенное по жалобе на постановление должностного лица административного органа, подлежит изменению.
Существенных нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенных по делу актов, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Нововаршавского районного суда Омской области от 16 декабря 2019 года изменить, исключив указание на прекращение дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.19 КоАП РФ в отношении М.В.Н. в связи истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В остальной части решение судьи оставить без изменения, жалобу представителя ПАО «МРСК Сибири» М.С.Н. – без удовлетворения.
Судья Г.Г. Старостина