ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-475/18 от 20.09.2018 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Автамонов А.Р. Дело № 77-475/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г.Киров 20 сентября 2018 года

Судья Кировского областного суда Опалев О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе директора общества с ограниченной ответственностью «Городское озеленение и благоустройство» ФИО1 на решение судьи Первомайского районного суда г. Кирова от 03 августа 2018 года, принятое по жалобе на постановление старшего государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды ФИО2 № от 20 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Городское озеленение и благоустройство» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды ФИО2 № от 20 июня 2018 года директор общества с ограниченной ответственностью «Городское озеленение и благоустройство» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Первомайского районного суда г. Кирова от 03 августа 2018 года, принятым по жалобе директора общества с ограниченной ответственностью «Городское озеленение и благоустройство» ФИО1, постановление старшего государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды ФИО2 № от 20 июня 2018 года оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными постановлением должностного лица и решением судьи, директор общества с ограниченной ответственностью «Городское озеленение и благоустройство» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит решение судьи Первомайского районного суда г. Кирова от 03 августа 2018 года отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Полагает, что при составлении протокола и вынесении постановления по делу об административном правонарушении допущен ряд существенных нарушений, нарушен принцип презумпции невиновности, не соблюдены требования части 1 статьи 24.4, 24.5, частей 1, 3, 6, 7 статьи 26.1, статьи 26.2, статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Директор общества с ограниченной ответственностью «Городское озеленение и благоустройство» ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

С учетом надлежащего извещения сторон считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Заслушав в судебном заседании областного суда защитника ФИО1 – Мезенцева В.А., поддержавшего требования и доводы жалобы, старшего государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды ФИО2, представителя министерства охраны окружающей среды Кировской области ФИО3, полагавших решение судьи районного суда законным и обоснованным, а жалобу – не подлежащей удовлетворению, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 51 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров; поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (пункт 3.7 СанПин 2.1.7.1322-03).

Как усматривается из материалов дела, основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью «Городское озеленение и благоустройство» согласно выписки из ЕГРЮЛ является деятельность по благоустройству ландшафта.

На основании муниципальных контрактов от 23.12.2016 № и от 26.12.2017 № общество с ограниченной ответственностью «Городское озеленение и благоустройство» в период с 01.01.2017 по настоящее время оказывает услуги по содержанию мест захоронения на Новомакарьевском кладбище, которое находится на земельном участке с кадастровым номером: . Данный земельный участок находится в собственности муниципального образования «Город Киров» и постоянном (бессрочном) пользовании муниципального казенного учреждения «<данные изъяты>».

Согласно пунктам 2.1.6, 2.1.7, 2.1.9 вышеуказанных муниципальных контрактов на оказание услуг в обязанности общества с ограниченной ответственностью «Городское озеленение и благоустройство» входит обеспечение: вывоза и размещения отходов (в том числе травы, кустарников, сухостоя, деревьев, валежника, мусора и пр.) на специализированной площадке, деятельность которой осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; содержание и уборка места оказания услуг с соблюдением всех норм технической безопасности, пожарной, экологической и производственной санитарии.

В техническом задании к муниципальным контрактам в перечне услуг (пункты 2 и 3) по содержанию кладбищ указано, что общество с ограниченной ответственностью «Городское озеленение и благоустройство» обязано обеспечить вывоз твердых бытовых отходов из контейнеров с последующей утилизацией по мере их наполнения, не допуская их переполнение, но не реже двух раз в неделю и обеспечивать уборку и вывоз мусора с последующей утилизацией, с внутриквартальных территорий и проездов осуществляется планово не реже двух раз в неделю или по заявке <данные изъяты> (срок исполнения три рабочих дня с момента получения заявки).

В соответствии с пунктом 2.1.9 вышеуказанных муниципальных контрактов на оказание услуг общество несет ответственность за соблюдение экологических и санитарных норм при оказании услуг.

16.05.2018 в министерство охраны окружающей среды Кировской области поступило обращение жителя г. Кирова и сжигании и складировании мусора на территории Новомакарьевского кладбища.

В период с 16.05.2018 по 22.05.2018 старшим государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды ФИО2 проведен плановый рейдовый осмотр территории по адресу: <адрес>, в ходе которого факты сжигания и складирования отходов подтвердились.

В ходе осмотра территории установлено, что отходы размещены в отсутствие твердого покрытия, без защиты от ветра и осадков в северной части <адрес>, на площадке не менее 1 га, объемом 100 куб. м. в пределах участка с кадастровым номером: . В момент осмотра осуществлялось сжигание отходов сотрудниками общества с ограниченной ответственностью «Городское озеленение и благоустройство». Также при осмотре обнаружены три выжженных костром места (кострище), что свидетельствует о неоднократном сжигании отходов. На площадке имеются свежие следы движения спецтехники. Морфологический состав отходов представлен отходами от уборки территорий кладбищ, колумбариев, бой стекла, лом бетонных изделий, покрышками пневматических шин, прочих несортированных древесных отходов из натуральной чистой древесины.

Кроме того, в ходе производства по делу установлено, что в 2017 году обществом с ограниченной ответственностью «Городское озеленение и благоустройство» заключен договор от 26.04.2017 № на оказание услуг по захоронению отходов от уборки территорий кладбищ, колумбариев, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства. Фактически отходы на полигон для захоронения от общества на полигон общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» не поступали.

15.05.2018 заключен договор между обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» и обществом с ограниченной ответственностью «Городское озеленение и благоустройство» № на оказание услуг по захоронению растительных отходов при уходе за зелеными насаждениями на территории производственных объектов практически не опасные. Согласно ведомостей выдачи талонов обществу за период с 15.05.2018 по 23.05.2018 выдано талонов на захоронение отходов в объеме 33 куб.м., при этом на 23.05.2018 в общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» передано отходов на захоронение в объеме 16 куб.м.

13.06.2018 старшим государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды ФИО2 в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Городское озеленение и благоустройство» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

20.06.2018 старшим государственным инспектором Кировской области в области охраны окружающей среды вынесено оспариваемое постановление № .

Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым должностным лицом и судом первой инстанции дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о назначении директору общества с ограниченной ответственностью «Городское озеленение и благоустройство» ФИО1 административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Совершенное директором общества с ограниченной ответственностью «Городское озеленение и благоустройство» ФИО1 деяние правильно квалифицировано по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы защитника ФИО1 – Мезенцева В.А. об отсутствии в действиях директора общества с ограниченной ответственностью «Городское озеленение и благоустройство» состава административного правонарушения ввиду того, что сжигание мусора осуществлялось подсобным рабочим Т.В.А., с 16 по 17 мая 2018 года находившимся в неоплачиваемом отпуске, не могут быть приняты во внимание.

Поскольку муниципальные контракты на оказание услуг по содержанию мест захоронения на Новомакарьевском кладбище от 23.12.2016 № и от 26.12.2017 № заключены с обществом с ограниченной ответственностью «Городское озеленение и благоустройство», именно директор указанной организации в рамках исполнения своих должностных обязанностей обеспечивает соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами от уборки территории кладбища.

Частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Поскольку совершенное правонарушение создало угрозу причинения вреда здоровью людей и окружающей среде государственный инспектор в области охраны окружающей среды и судья районного суда обоснованно не усмотрели законных оснований для замены административного штрафа на предупреждение.

Административное наказание директору общества с ограниченной ответственностью «Городское озеленение и благоустройство» ФИО1 назначено по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в наименьшем размере, предусмотренном санкцией статьи 8.2 названного Кодекса.

Вопреки доводам жалобы принцип презумпции невиновности судьей районного суда не нарушен.

Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не имеется.

Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение постановления должностного лица, судебного решения в настоящей жалобе не приведено, и оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи районного суда при рассмотрении настоящей жалобы и проверке законности обжалуемых постановлений не установлено.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся постановлений, в ходе производства по настоящему делу не допущено.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений, судья

РЕШИЛ:

постановление старшего государственного инспектора Кировской области в области охраны окружающей среды ФИО2 № от 20 июня 2018 года, решение судьи Первомайского районного суда г. Кирова от 03 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Городское озеленение и благоустройство» ФИО1 оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Городское озеленение и благоустройство» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья

Кировского областного суда

О.М. Опалев