Судья Филип Е.Е. Дело № 77-499/2015
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров 15 сентября 2015 года
Судья Кировского областного суда Степанова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации муниципального образования Нолинский муниципальный район Кировской области на постановление начальника отделения ГИБДД МО МВД России «Нолинский» ФИО1 от 16 июня 2015 года, решение судьи Нолинского районного суда Кировской области от 31 июля 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования Нолинский муниципальный район Кировской области,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением начальника отделения ГИБДД МО МВД России «Нолинский» ФИО1 от 16 июня 2015 годаадминистрация муниципального образования Нолинский муниципальный район Кировской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
По результатам рассмотрения жалобы администрации муниципального образования Нолинский муниципальный район Кировской области решением судьи от 31 июля 2015г. постановление о назначении административного наказания оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, представитель администрации муниципального образования Нолинский муниципальный район Кировской области (далее администрация Нолинского района) ФИО2 просит решение судьи отменить, прекратить производство по делу.
В обоснование жалобы указывает, что выводы суда являются необоснованными. Так, администрацией Нолинского района были представлены доказательства выделения дополнительно субсидии из областного бюджета на осуществление дорожной деятельности. В настоящее время определен подрядчик в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», со стороны подрядчика муниципальный контракт подписан. После подписания администрацией Нолинского района контракта подрядчик приступит к работам по устранению выявленных должностным лицом недостатков. Исходя из положений Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом МВД России от 30.03.2015 №380, при проверке должностным лицом должно было быть обеспечено участие представителей администрации Нолинского района, чего сделано не было при составлении двух актов из трех. Работы по ямочному ремонту дорог являются сезонными, осуществляются в течение летнего периода, в то время как проверка ГИБДД проводилась непосредственно после весенней распутицы, когда дороги по технологии не были готовы к ямочному ремонту. Меры, связанные с временным ограничением движения, требуют дополнительных финансовых затрат, возможность устройства объездных дорог, одностороннего движения отсутствует. Кроме того, обязанность по содержанию дорог по муниципальному заданию администрацией района передана КОГП «Вятавтодор» в соответствии с заключенным муниципальным контрактом.
Представитель администрации муниципального образования Нолинский муниципальный район Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Нахожу возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления; а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Согласно ч.4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно ч. 2 ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу п.6 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Из протокола об административном правонарушении от 09 июня 2015 года, составленным старшим государственным инспектором дорожного надзора отделения ГИБДД МО МВД России «Нолинский» майором полиции ФИО3, следует, что он составлен в отношении администрации Нолинского района в виду несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автодорог <адрес> и не принятие меры по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог и улиц, когда пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения с указанием на упомянутые выше нарушения.
В представленных актах проверки участка автомобильной дороги <адрес> от <дата>, дороги <адрес> от <дата>, дороги <адрес> от <дата> указаны нарушения ГОСТа на указанных участках дорог.
В перечне дорог, числящихся в муниципальной имущественной казне Нолинского муниципального района, указаны дороги <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Из Устава муниципального образования Нолинский муниципальный район Кировской области следует, что в силу ст. 8 к вопросам местного значения района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне населенных пунктов в границах муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области пользования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
По результатам исследования и оценки доказательств начальник отделения ГИБДД МО МВД России «Нолинский» ФИО1 пришел к выводу о том, что администрация Нолинского района совершила административное правонарушение, предусмотренное частью статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отказывая в удовлетворении жалобы, суд правильно руководствовался тем, что в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно п.6 ст. 13 этого Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 37 названного Закона).
Таким образом, в силу приведенных норм права лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения, является соответствующий орган местного самоуправления. Утверждение перечней объектов благоустройства, закрепление их за подрядчиками и финансирование этих работ относится к компетенции органов местного самоуправления.
Проанализировав Устав муниципального образования Нолинский муниципальный район Кировской области, применительно к фактическим обстоятельствам, установленным по делу, судья пришел к правильному выводу, что администрация Нолинского района является лицом, ответственным за содержание вышеуказанных дорог, и субъектом административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводам жалобы о том, что обязанность по содержанию дорог по муниципальному заданию администрацией района передана <данные изъяты> в соответствии с заключенным муниципальным контрактом, судом первой инстанции дана обоснованная оценка, не согласиться с которой оснований не имеется, поскольку данные доводыоснованы на ошибочном толковании норм материального права.
Материалы дела свидетельствуют, что при вынесении должностным лицом постановления по делу об административном правонарушении фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, подтверждаются представленными доказательствами, получившими правильную оценку в постановлении, действия администрации Нолинского района правильно квалифицированы по ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина заявителя выразилась в непринятии своевременных мер по устранению выбоин, пучин, занижению обочин на проезжей части автодорог района, также в предупреждении совершения дорожно-транспортных происшествий.
В случаях, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям государственного стандарта, на них в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
Доводы заявителя о проведении проверки в весеннее время, об отсутствии достаточного финансирования, при котором меры, связанные с временным ограничением движения, требуют дополнительных финансовых затрат, а также о невозможности организации объездных дорог и одностороннего движения на указанных дорогах, не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся постановления должностного лица и судебного акта, поскольку отсутствие должного финансирования не освобождает заявителя от выполнения возложенных на него полномочий по обеспечению надлежащего содержания объектов уличной дорожной сети, расположенных на территории Нолинского муниципального района. Организация объездных дорог и одностороннего движения не является единственно возможной мерой предупреждения совершения дорожно-транспортных происшествий.
Факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии подтверждается собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установив факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии и непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог, в отсутствие доказательств принятия всех зависящих мер к соблюдению действующего законодательства и руководствуясь положениями ГОСТ Р 50597-93, Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», судья дал верную юридическую оценку действиям администрации Нолинского район по ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица о назначении административного наказания.
Получение субсидии из областного бюджета в июле 2015 года и осуществление действий по определению подрядчика, подписанию контракта в августе 2015 года не свидетельствуют, вопреки доводам жалобы, о принятии юридическим лицом всех зависящих от него мер, направленных на обеспечение организации содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии и своевременное устранение помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог.
Администрация Нолинского района имела возможность для организации и контроля за соблюдением требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, но ею не были приняты все необходимые для этого меры, иного из материалов дела не следует.
Каких-либо юридически значимых доводов, опровергающих выводы о виновности администрации в совершении правонарушения, в жалобе не приведено.
Материалами дела подтверждено, что при проведении проверки участка автомобильной дороги <адрес><дата> представитель администрации Нолинского района ФИО4 присутствовал и подписал составленный по итогам проверки акт.
О проведении проверки автомобильной дороги <адрес>, по итогам проведения которой составлен акт от <дата>, представитель администрации Нолинского района был уведомлен <дата> согласно штампа входящей корреспонденции (вх. номер 1848), однако явку представителя на проверку не обеспечил.
Указанные внеплановые проверки проведены по заявлениям граждан С С.А., Ф Л.Н. соответственно.
Проверка автомобильной дороги <адрес> осуществлена <дата> с участием прокурора согласно абз. 3 п. 52 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом МВД России от 30.03.2015 №380, в соответствии с которым предварительное уведомление юридического лица не требуется.
Копии актов направлены в адрес администрации Нолинского района.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе производства по настоящему делу не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу решений не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление начальника отделения ГИБДД МО МВД России «Нолинский» ФИО1 от 16 июня 2015 года, решение судьи Нолинского районного суда Кировской области от 31 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования Нолинский муниципальный район Кировской области, оставить без изменения, жалобу администрации муниципального образования Нолинский муниципальный район Кировской области - без удовлетворения.
Судья
Кировского областного суда Е.А. Степанова