ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-504/2015 от 08.12.2015 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Булатов Б.Б. Дело № 77-770(504)/2015

РЕШЕНИЕ

08 декабря 2015 года г. Омск

Судья Омского областного суда Климова В.В.,

при секретаре Смоляковой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора ООО «Управляющая компания «ЦентрЖилСервис-5» Севастюк О.В. на решение судьи Кировского районного суда г. Омска от <...>, которым постановлено:

«Жалобу законного представителя ООО «Управляющая компания «ЦентрЖилСервис-5» Севастюк О.В. удовлетворить частично.

Постановление заместителя главного государственного инспектора КАО г.Омска по ПН Парыкина А.И.№ <...> от <...> о назначении административного наказания, предусмотренного ч.1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ООО «Управляющая компания «ЦентрЖилСервис-5» изменить, назначить ООО «Управляющая компания «ЦентрЖилСервис-5» наказание в виде административного штрафа в размере <...> рублей. Исключить из описательно-мотивировочной части постановления по делу об административном правонарушении указание на нарушение, выразившееся в том, что по адресам: г. Омск, <...> в лестничной клетке на пути эвакуации расположены трубопроводы. В остальной части оставить без изменения»,

установил:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора КАО г. Омска по пожарному надзору от <...> ООО «Управляющая компания «ЦентрЖилСервис-5» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч.1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <...> рублей.

Из постановления следует, что в результате плановой выездной проверки деятельности обслуживающей организации ООО «Управляющая компания «ЦентрЖилСервис-5» по адресу: г. Омск, <...> в помещениях многоквартирных жилых домов выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно:

- в лестничной клетке, а также помещениях лифтового холла эксплуатируются светильники со снятыми колпаками,

- в помещении подвала располагается рабочее место слесаря,

- отсутствуют противопожарные люки 2-го типа в машинных отделениях лифтов,

- не предоставлены акты испытания лестниц и ограждения, расположенных на кровле дома,

- не предусмотрены приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах дверей лестничных клеток, ведущих в общий коридор и дверей лифтовых холлов,

- двери, ведущие непосредственно на кровлю здания, не противопожарные 2-го типа,

- отсутствует внутренний противопожарный водопровод,

- отсутствует система противодымной защиты здания,

- отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией в поэтажных коридорах многоквартирного дома,

- в лестничной клетке на пути эвакуации расположены трубопроводы.

Выявленные недостатки являются нарушениями требований: ст.ст. 4, 6, 56, 88, 89, 91,151 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пп. 23Б, 24, 42В Правил противопожарного режима в РФ; п. 7.22, п. 6.18, п. 6.26, п. 8.4* СНиП 21-01-97*, СниП II-А.5-70*, СП 5.13130.2009 приложение А, п. А3 табл. 1, СНиП 31-01-2003 п. 7.3.1, СП 7.13130, НПБ 110-03 табл. 1.

Не согласившись с постановлением, ООО «Управляющая компания «ЦентрЖилСервис-5» обжаловало его в районный суд.

Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.

В жалобе генеральный директор ООО «Управляющая компания «ЦентрЖилСервис-5» Севастюк О.В. просит отменить решение судьи, вынести новый судебный акт об отмене постановления должностного лица. Указывает, что суд не дал оценки тому обстоятельству, что изначально в многоквартирных домах отсутствовало противопожарное оборудование, которое управляющая организация должна надлежащим образом содержать. Несмотря на неоднократные предложения управляющей компании о необходимости проведения работ по установке в доме противопожарного оборудования и определения источника их финансирования, собственники отказываются финансировать данные работы. Часть нарушений была устранена во время проведения проверки, о чем имеется протокол испытаний вертикальных металлических пожарных лестниц и ограждений кровли от <...> и акты от <...> об устранении нарушений, касающихся эксплуатации в помещениях лифтового холла светильников со снятыми колпаками и расположении в помещении подвала рабочего места слесаря.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав защитника ООО «УК «ЦентрЖилСервис-5» Клычеву И.М., поддержавшую жалобу по довода, в ней изложенным, оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи не нахожу.

Частями 1, 3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ предусмотрена административную ответственность юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи; за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения; за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Применительно к ч.1 ст.6 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 21.12.1994 года №69-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года №69-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Согласно ч.ч.2 и 3 ст.4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения органа государственного надзора № <...> от <...> в отношении ООО «УК «ЦентрЖилСервис-5» проведена плановая выездная проверка на объектах по адресу: г. Омск, <...>, по результатам которой выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, ответственность за которые предусмотрена ч.ч.1, 3. 4 ст.20.4 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и вина ООО «УК «ЦентрЖилСервис-5» в совершении правонарушения подтверждаются: протоколами об административном правонарушении с описанием существа правонарушения; актом проверки; и другими материалами дела.

Представленные доказательства обоснованно признаны судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с требованиями закона, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Отказывая в удовлетворении жалобы Общества на постановление по делу об административном правонарушении, судья обоснованно исходил из того, что оспариваемое постановление является законным, вынесено полномочным административным органом с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности в пределах срока давности с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Согласно ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «УК «ЦентрЖилСервис-5» не представило доказательств, свидетельствующих о том, что им принимались все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства в области пожарной безопасности.

Относительно отсутствия в многоквартирных домах <...> противопожарного оборудования, Общество полагает, что для их устранения необходим капитальный ремонт здания с обеспечением собственниками финансирования всего объема работ.

В соответствии со ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Данные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Согласно ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Частью 2.3 ст.161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (пункт 16); в состав общего имущества включаются лестницы, лифтовые и иные шахты, внутридомовая система электроснабжения, состоящая из систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода (подпункт "а" пункта 2, пункт 7); содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (подпункт "е" пункта 11).

В Правилах противопожарного режима, национальных стандартах и сводах правил содержатся обязательные требования пожарной безопасности, которым в любом случае должно отвечать здание независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.

Положением о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 года №868, определено, что Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области обеспечения пожарной безопасности. Оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы.

Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило требования пожарной безопасности к жилым домам, непрерывное соблюдение которых необходимо обеспечивать за счет средств собственников силами управляющих компаний, и создало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований.

Следовательно, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в ст.162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение обязательных нормативов, в том числе, обязательных требований пожарной безопасности.

Все текущие, неотложные работы, направленные на соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.

Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

ООО «УК «ЦентрЖилСервис-5», приняв на себя обязанности по содержанию общего имущества многоквартирных жилых домов <...> в г. Омске, обязалось тем самым обеспечивать меры пожарной безопасности, следовательно, является субъектом административного правонарушения и несет административную ответственность, предусмотренную ч.ч.1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности были частично устранены в ходе проведения проверки, не свидетельствуют об отсутствии в действиях юридического лица состава административных правонарушений, предусмотренных ч.ч.1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.

Иные доводы в жалобе направлены на иную оценку исследованных судом доказательств в выгодном для заявителя свете и не свидетельствуют о неправильной квалификации действий юридического лица, об отсутствии события административного правонарушения.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения судьи, по делу не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.6 – 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Решение судьи Кировского районного суда г. Омска от <...> оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Управляющая компания «ЦентрЖилСервис-5» Севастюк О.В. - без удовлетворения.

Судья: Климова В.В.