Судья Змеев В.В. Дело № 77-508/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров 23 октября 2018 года
Судья Кировского областного суда Елсуков А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе ФИО1 на постановление заместителя министра финансов Кировской области ФИО2 № № от 29 июня 2018 года, решение судьи Уржумского районного суда Кировской области от 14 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора <данные изъяты> ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя министра финансов Кировской области ФИО2 № № от 29 июня 2018 года директор Кировского <данные изъяты> (далее – <данные изъяты>) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за что назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
По результатам рассмотрения жалобы ФИО3 на вышеуказанное постановление, решением судьи Уржумского районного суда Кировской области от 14 августа 2018 года постановление заместителя министра финансов Кировской области ФИО2 № № от 29 июня 2018 года оставлено без изменения.
С данным решением не согласился директор <данные изъяты> ФИО3, в жалобе, поданной в Кировский областной суд, просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду отсутствия события административного правонарушения. Полагает выводы должностного лица и суда о том, что работы по замене окон в Гимназии относятся к капитальному ремонту, ошибочными, основанными на неправильном толковании ГОСТ 23166-99 «Межгосударственный стандарт. Оконные блоки. Общие технические условия», сделанными без учета положений пункта 14.2 статьи 1, пунктов 6, 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, локальных нормативных правовых актов, разъяснений министерства строительства Кировской области и Минстроя России. Указывает, что средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг в сумме <данные изъяты> рублей были направлены на цели, соответствующие целям, определенным соглашением между министерством образования Кировской области и <данные изъяты>.
В отзыве министерства финансов Кировской области на жалобу представитель по доверенности ФИО4 полагала необходимым решение судьи районного суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и отзыва на жалобу, выслушав директора <данные изъяты> ФИО1, поддержавшего требования и доводы жалобы в полном объеме, представителей заместителя министра финансов Кировской области по доверенностям ФИО5, ФИО4, полагавших постановление должностного лица и решение судьи законными и обоснованными, а жалобу – не подлежащей удовлетворению, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Как усматривается из материалов дела, приказом министерства образования Кировской области от 01.02.2018 № 125-к ФИО1 назначен на должность директора <данные изъяты> на срок <данные изъяты> год с <дата>.
Постановлением Правительства Кировской области от 10.09.2013 № 22 утверждена государственная программа Кировской области «Развитие образования на 2014 - 2020 годы. Одной из задач Государственной программы является совершенствование социально-экономических условий для обеспечения равного доступа населения области к качественным услугам дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей в Кировской области.
В рамках Подпрограммы «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» Государственной программы реализуется отдельное мероприятие - «Модернизация и развитие инфраструктуры общего образования и дополнительного образования детей».
В рамках отдельного мероприятия Подпрограммы образовательным организациям, подведомственным министерству образования Кировской области из областного бюджета предоставляются субсидии на иные цели на реализацию мер, направленных на выполнение предписаний надзорных органов и приведение зданий в соответствие с требованиями, предъявляемыми к безопасности в процессе эксплуатации, в общеобразовательных организациях.
В соответствии с приказом министерства образования Кировской области от 23.12.2016 № 5-1309 «Об утверждении распределения целевых средств на 2017 и плановый период 2018-2019 годов между образовательными организациями, подведомственными министерству образования Кировской области» <данные изъяты> предусмотрен объем субсидии на выполнение предписаний надзорных органов и приведение зданий в соответствие с требованиями, предъявляемыми к безопасности в процессе эксплуатации в сумме <данные изъяты> рублей.
Между министерством образования Кировской области и <данные изъяты> заключено Соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидий областному государственному бюджетному (автономному) учреждению на иные цели от 17.01.2017. Дополнительным соглашением № 2 от 02.08.2017 предусмотрен объем субсидий на выполнение предписаний надзорных органов и приведение зданий в соответствие с требованиями, предъявляемыми к безопасности в процессе эксплуатации, в общеобразовательных организациях в сумме <данные изъяты> рублей.
Министерством образования Кировской области перечислено <данные изъяты> на лицевой счет по целевым средствам № средств Субсидии в общей сумме <данные изъяты> рублей: платежным поручением от <данные изъяты> в сумме <данные изъяты>. и платежным поручением от 01.11.2017 № <данные изъяты> в сумме <данные изъяты>.
В рамках Соглашения от <данные изъяты> между <данные изъяты> заключены договоры на выполнение работ по замене окон от 14.08.2017 б/н на сумму <данные изъяты> рублей и от 09.10.2017 б/н на сумму <данные изъяты>.
Согласно локальному сметному расчету от <данные изъяты> сметная стоимость в текущих ценах составила в сумме 399 <данные изъяты>. Вышеуказанная локальная смета проверена и утверждена <данные изъяты> 17.08.2017. Кроме того, дополнительно составлен локальный сметный расчет от <данные изъяты> сметная стоимость которого в текущих ценах составила в сумме <данные изъяты>.
По Договору от 14.08.2017 согласно акту о приемке выполненных работ от <данные изъяты> сданные <данные изъяты> фактически выполненные работы по замене окон в <данные изъяты> приняты <данные изъяты> в лице директора.
Общая стоимость выполненных работ и затрат согласно акту о приемке выполненных работ формы КС-2, справке о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 и счету на оплату составляет <данные изъяты>, что соответствует цене Договора от 14.08.2017.
Оплата за выполненные и принятые работы произведена платежным поручением от <данные изъяты> рубля с лицевого счета по целевым средствам № №.
По Договору от <данные изъяты> согласно акту о приемке выполненных работ от <данные изъяты> (форма КС-2) сданные <данные изъяты> фактически выполненные работы по замене окон в <данные изъяты> приняты <данные изъяты> в лице директора.
Общая стоимость выполненных работ и затрат согласно акту о приемке выполненных работ формы КС-2, справке о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 и счету на оплату составляет <данные изъяты>, что соответствует цене Договора от 09.10.2017.
Оплата за выполненные и принятые работы произведена платежным поручением от <данные изъяты> на сумму <данные изъяты> с лицевого счета по целевым средствам № № и от 25.10.2017 № № на сумму <данные изъяты> рубля с лицевого счета по субсидиям на государственное задание № №.
На основании изложенного должностным лицом сделан вывод о том, что в нарушение пункта 1.1 Соглашения на выполнение государственного задания средства областного бюджета в сумме <данные изъяты> рублей, выделенные <данные изъяты> на выполнение государственного задания, фактически израсходованы на оплату работ по капитальному ремонту (выполнение работ по замене окон) в <данные изъяты> на <адрес>, то есть направлены на цели, не соответствующие целям, определенным Соглашением на выполнение государственного задания, что является нецелевым использованием средств областного бюджета.
21.06.2018 в отношении директора <данные изъяты> ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
29.06.2018 заместителем министра финансов Кировской области вынесено оспариваемое постановление № №.
Приказом министерства образования Кировской области от 30.12.2015 № 5-1260 утвержден Порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и объемов субсидий учреждениям, подведомственным министерству образования Кировской области.
Согласно пункту 1.2 Порядка определения нормативных затрат объем субсидий областным бюджетным и автономным учреждениям рассчитывается с учетом нормативных затрат на оказание учреждениями государственных услуг из числа включенных в утвержденный ведомственный перечень государственных услуг (работ) министерства образования. Объем субсидий на выполнение государственного задания автономному или бюджетному учреждению складывается из нормативных затрат на оказание учреждением государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества.
Пунктом 2 Порядка определения нормативных затрат установлено, что нормативные затраты на содержание государственного имущества складываются из объема средств на содержание государственного имущества, закрепленного за учреждением, учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему на приобретение такого имущества, за исключением средств на проведение капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Статьей 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительная конструкция - часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.
Согласно «ГОСТ 23166-99 Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» оконный блок - светопрозрачная конструкция, предназначенная для естественного освещения помещения, его вентиляции и защиты от атмосферных и шумовых воздействий.
Привлекая директора <данные изъяты> к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, руководствуясь вышеприведенными нормами, должностное лицо исходило из того, что оконный блок является строительной конструкцией, выполняющей ограждающие функции, а работы по замене окон в здании <данные изъяты> относятся к капитальному ремонту.
С выводами должностного лица согласился судья районного суда, оставив постановление о привлечении директора <данные изъяты> ФИО1 к административной ответственности без изменения.
Вместе с тем выводы, изложенные в обжалуемых актах, не учитывают следующее.
В ходе производства по делу факт совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях директором <данные изъяты> последовательно отрицался. Заявитель жалобы указывает на то, что расходы на выполнение работ по замене окон в Гимназии относятся к текущему ремонту, в связи с чем полагает необоснованным вывод должностного лица и суда о нецелевом использовании бюджетных средств и наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изложенным доводам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судом надлежащая правовая оценка не дана. При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Пункт 14.2 статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит только общие положения. Более подробное и конкретизированное определение капитального, а также текущего ремонта содержится в ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312 и в «Положении о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений» МДС 13-14.2000, утвержденном постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279.
Указанные Положения являются обязательными для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий (пункт 1.2 Положения ВСН 58-88 (р) и пункт 1.4 Положения МДС 13-14.2000).
Пунктом 4.1 ВСН 58-88 (р) предусмотрено, что текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом прил. 3. Состав основных работ по текущему ремонту приведен в рекомендуемом прил. 7., согласно которому смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных, дверных витражных или витринных заполнений относится к перечню основных работ по текущему ремонту зданий и объектов.
Согласно пункту 5.1 ВСН 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
Кроме того, как следует из представленных в материалы дела, писем Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 33985-ОД/06 от 08.08.2018, министерства строительства Кировской области № 931-56-04-01 от 16.05.2018 работы по частичной замене окон относятся к перечню основных работ по текущему ремонту зданий и объектов.
Изложенное в отсутствие сведений об объеме и характере выполненных работ свидетельствует о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесены обжалуемые постановление должностного лица и судебное решение о привлечении директора <данные изъяты> ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть принято решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесенные в отношении директора <данные изъяты> ФИО1 постановление заместителя министра финансов Кировской области ФИО2 № № от 29 июня 2018 года и решение судьи Уржумского районного суда Кировской области от 14 августа 2018 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя министра финансов Кировской области ФИО2 № № от 29 июня 2018 года, решение судьи Уржумского районного суда Кировской области от 14 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора <данные изъяты> ФИО1 отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Кировского областного суда А.Л. Елсуков