Председательствующий: Полоцкая Е.С. Дело № 77-509(285)/2021
РЕШЕНИЕ
25 мая 2021 года г. Омск
Судья Омского областного суда Филимонов Д.И., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Н.Н.М. на решение судьи Омского районного суда Омской области от 8 сентября 2020 года, которым постановлено:
«Постановление по делу об административном правонарушении № <...> от 16 июля 2020 года о привлечении Н.Н.М. к административной ответственности по ч. 6 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить снизив размер назначенного ему наказания в виде административного штрафа до 200 000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Омской области от 16 июля 2020 года Н.Н.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Н.Н.М. признан виновным в том, что 11 июля 2020 года в 05 ч. 36 мин. по адресу: а/д «Омск-Русская Поляна», 22 км + 200 м, водитель транспортного средства (в составе автопоезда) марки КАМАЗ 53213, государственный регистрационный знак № <...>, свидетельство о регистрации № <...>, в нарушение п. 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», двигался без специального разрешения с общей длиной № <...>,3 см, при предельно допустимой общей длине № <...> см (расхождение +1 359 см.), с общей массой 45,964 т., при предельно допустимой общей массе 44т. (расхождение +4,46%).
Н.Н.М. обжаловал постановление в районный суд.
Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.
В жалобе, поданной в Омский областной суд, Н.Н.М. просит постановление должностного лица изменить в части назначенного административного штрафа, поскольку он не является индивидуальным предпринимателем или руководителем юридического лица, перевозку груза (пчелосемьи) осуществлял в личных целях, соответственно, административный штраф должен быть ему назначен как водителю транспортного средства. Кроме того, ставит вопрос об объединении в одно производство дел по жалобам на два постановления должностного лица от 16 июля 2020 года, полагает, что им совершено продолжаемое административное правонарушение.
Кроме того, в жалобе содержится просьба о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу жалобы, так как копия решения судьи районного суда получена им только 29 марта 2021 года.
Заявитель в судебном заседании жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В связи с тем, что копия решения судьи районного суда направлена Н.Н.М. по адресу места жительства без указания номера корпуса дома и квартиры (указан только номер многоквартирного дома – г. Омск, <...>, – л.д.55), по правилам ст. 1.5 КоАП РФ следует исходить из утверждения заявителя о получении копии решения 29 марта 2021 года.
Таким образом, оснований для рассмотрения ходатайства о восстановлении срока обжалования решения судьи Омского районного суда Омской области от 8 сентября 2020 года, содержащегося в жалобе, не имеется, жалоба на это решение подана в установленный законом срок (8 апреля 2021 года – л.д.73) и подлежит рассмотрению по существу.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав заявителя, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ административным правонарушением признается движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов, что влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере пятисот тысяч рублей.
Согласно пункту 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее – Правила дорожного движения), движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями названной статьи.
При этом ч. 3 ст. 31 названного Федерального закона установлено, что требования к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В силу п. 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 (в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения), под крупногабаритным транспортным средством понимается транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают предельно допустимые габариты транспортного средства согласно приложению № 3.
Введенные в действие с 1 января 2021 года Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2020 года № 2200, устанавливает аналогичное понятые крупногабаритного транспортного средства (длина выступающего за заднюю точку габарита транспортного средства груза не должна превышать 2 м).
Положениями ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Из материалов дела усматривается, что 11 июля 2020 года в 5 часов 36 минут на 22 км + 200 м автодороги Омск – Русская Поляна водитель транспортного средства (в составе автопоезда) марки КАМАЗ 53213, государственный регистрационный знак № <...>, двигался без специального разрешения с общей длиной транспортного средства 3165,3 см (при предельно допустимой общей длине 2000 см), с общей массой 45,964 т (при предельно допустимой общей массе 44 т). Собственником транспортного средства на момент фиксации нарушения являлся Н.Н.М., что следует из свидетельства о регистрации транспортного средства (л.д.6).
Факт совершения Н.Н.М. административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, подтверждается данными специального технического средства «АРХИМЕД» (заводской номер ARW00121-DKS03040, свидетельство о поверке № <...>, действительно до 12 декабря 2020 года), работающего в автоматическом режиме (л.д.4-5).
Деяние Н.Н.М. правильно квалифицировано по ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Факт совершения данного административного правонарушения заявителем не оспаривается.
Рассматривая жалобу Н.Н.М., судья районного суда в соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ, изменил постановление должностного лица административного органа в части назначенного административного наказания, исходя из обстоятельств дела, личности правонарушителя применив положения ч. ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ. При этом судья районного суда пришел к выводу о недоказанности перевозки пчелосемей в личных нуждах.
Существенных нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения судьи районного суда, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.
Доводы жалобы о необходимости объединения данного дела в одно производство с делом об административном правонарушении в отношении Н.Н.М. по ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ по факту административного правонарушения, имевшему место 12 июля 2020 года, подлежат отклонению как безосновательные. В рассматриваемом деле в деянии Н.Н.М. выявлен оконченный состав административного правонарушения, событие которого имело место 11 июля 2020 года, и по факту 12 июля 2020 года не имелось продолжаемого правонарушения. Такой вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в п. 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Вместе с тем по доводам жалобы имеются основания для изменения судебного акта.
Согласно п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 года № 5-П до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений административный штраф, назначаемый собственнику (владельцу) тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 данного Кодекса в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, должен быть наименьшим в пределах размера штрафа для юридического лица, установленного соответствующей частью той же статьи; при этом, если в ходе рассмотрения жалобы не являющегося индивидуальным предпринимателем гражданина - собственника (владельца) тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства на постановление по делу об административном правонарушении будет доказано, что в момент выявления административного правонарушения принадлежащее ему транспортное средство перевозило груз для личных нужд, административный штраф, назначаемый данному гражданину за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должен быть наименьшим в пределах размера штрафа для водителя, установленного соответствующей частью той же статьи.
Размер административного штрафа для водителя транспортного средства согласно ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ установлен в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что Н.Н.М. имеет в пользовании земельный участок площадью 0,5 га в с. Неверовка Таврического района Омской области, на котором содержится 100 пчелосемей. Н.Н.М. является членом правления Омской региональной общественной организации «Областное общество пчеловодов» с 1991 года, занимается селекционной работой. В июне 2020 года Н.Н.М. вывез принадлежащие ему на праве личной собственности 100 пчелосемей на опыление донника в Новосибирскую область, в начале июля 2020 года началась гибель пчел в связи с обработкой пестицидами рапса в районе медосбора, в связи с чем, Н.Н.М. осуществил перевозку пчел (в том числе 11 июля 2020 года) в Омскую область.
Данные обстоятельства подтверждаются ветеринарно-санитарным паспортом пасеки (л.д.7-11); выпиской из похозяйственной книги (л.д.12); ходатайством правления Омской региональной общественной организации «Областное общество пчеловодов» (л.д.35-36); наличием членской книжки пчеловода-любителя, а также пояснениями Н.Н.М., данными в ходе разбирательства дела.
Анализ Ветеринарных правил содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства, утвержденных приказом Минсельхоза России от 19 мая 2016 года № 194, позволяет сделать вывод о том, что допускается вывоз ульев с пчелами на медосбор, при этом должны осуществляться профилактические мероприятия и диагностические исследования пчел в соответствии с законодательством Российской Федерации в области ветеринарии. В Российской Федерации отсутствует нормативно-правовое регулирование взимания платы за использование кормовой базы для пчел, так и за использование пчел для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений.
Н.Н.М. произвел кочевку пчелосемей с целью повышения медосбора и использования нектароносных растений в сроки их цветения.
Применительно к изложенному следует считать доказанным, что в момент совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, Н.Н.М. осуществлял перевозку груза для личных нужд. По данным ЕГРИП индивидуальным предпринимателем Н.Н.М. не является.
Таким образом, административное наказание Н.Н.М. должно быть назначено в размере 7 000 рублей, что влечет в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ изменение состоявшихся по делу актов.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Омской области от 16 июля 2020 года и решение судьи Омского районного суда Омской области от 8 сентября 2020 года, вынесенные в отношении Н.Н.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ, изменить, снизить размер назначенного Н.Н.М. административного штрафа до 7 000 рублей.
В остальной части указанные постановление и решение оставить без изменения, жалобу Н.Н.М. - без удовлетворения.
Судья Д.И. Филимонов