ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-512(288 от 08.06.2021 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Ефремова И.В. Дело № 77-512(288)2021

РЕШЕНИЕ

8 июня 2021 года г. Омск

Судья Омского областного суда Филимонов Д.И., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника акционерного общества «Газпромнефть-Омский НПЗ» З.С.И. на решение судьи Советского районного суда города Омска от 22 марта 2021 года, которым постановлено:

«Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Б.Д.С. за № <...> от 21.12.2020 года, которым АО «Газпромнефть-Омский НПЗ», ИНН № <...>, КПП № <...>, ОГРН № <...> юридический и фактический адрес: 644040, г. Омск, <...>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей, оставить без изменения, жалобу без удовлетворения»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 21 декабря 2020 года, акционерное общество «Газпромнефть - Омский НПЗ» (далее – АО «Газпромнефть-ОНПЗ», общество) привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Защитник АО «Газпромнефть – ОНПЗ» З.С.И. обжаловал постановление в районный суд.

Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.

В жалобе и дополнениях к ней защитник АО «Газпромнефть – ОНПЗ» З.С.И. просит постановление и решение отменить, как незаконные, необоснованные, производство по делу прекратить. Указывает на то, что в 2019 году периодичность контроля ИЗАВ № 0428, 0992, 0114 соблюдалась, о чем свидетельствуют сводные отчеты за 2019 год. По состоянию на 13 ноября 2020 года текущей год не был окончен, в связи с чем, оснований констатировать нарушение указанного требования в 2020 году у административного органа отсутствовала. Ссылается на разъяснения Минприроды, данными в письме от 10 октября 2019 года, согласно которому до включения в перечень соответствующей методики расчета выбросов для определения выбросов загрязняющих веществ Минприроды полагает возможным использовать в части не противоречащей законодательству методики, рекомендованные АО «НИИ Атмосфера» г. Санкт-Петербург. Издание приказов Минприроды России не свидетельствует о недействительности данных инвентаризации, проведенной обществом, поскольку результаты инвентаризации действуют в течение пяти лет. Считает, что к проведенной экспертизе следует отнестись критически, поскольку эксперт В.Н.Д, не была предупреждена об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Указывает также на исключение из общего объема нарушений ряда эпизодов, однако постановление было оставлено без изменения.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника АО «Газпромнефть – ОНПЗ» З.С.И., поддержавшего доводы жалобы, представителя Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Т.А.Ю., возразившую против доводов жалобы, оснований для отмены либо изменения постановления и решения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.48 настоящего Кодекса.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 25 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Федеральный закон от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ) производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

На основании абз. 7 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в том числе осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В силу п. 1 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ) производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с требованиями п. 2 ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Согласно п. 3 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ программа производственного экологического контроля, среди прочего, содержит сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Из материалов дела усматривается и установлено судом, что в период с 13 октября по 10 ноября 2020 года в отношении АО «Газпромнефть-ОНПЗ», расположенного по адресу г. Омск, <...>, на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, Основная площадка № <...>П, категория риска – высокая, категория объекта – I, буферный пруд, № <...>П категория риска – высокая, категория объекта-I, на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 8 октября 2020 года № <...>, проведена внеплановая выездная проверка, в рамках которой установлены нарушения требований природоохранного законодательства.

В период проведения внеплановой выездной проверки установлено, что на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, были установлены обстоятельства, указывающие на несоблюдение требований природоохранного законодательства Российской Федерации, выразившиеся в следующем:

АО «Газпромнефть-ОНПЗ» имеет разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № <...> от 21 сентября 2020 года (срок действия с 21 сентября 2020 года по 21 сентября 2021 года). Нормативы предельно-допустимых выбросов (далее - ПДВ) от стационарных источников выбросов АО «Газпромнефть-ОНПЗ» утверждены приказом Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от 5 октября 2018 года № 1735. Проект нормативов предельно-допустимых выбросов для АО «Газпромнефь-ОНПЗ» разработан АО «Группа Компаний ШАНЭКО» и утвержден генеральным директором АО «Газпромнефть-ОНПЗ» ФИО1 в 2018 году. Ранее на Основную площадку АО «Газпромнефть-ОНПЗ» имелось разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 81/2018 от 5 октября 2018 года (срок действия с 5 октября 2018 года по 5 октября 2019 года).

Для объекта негативного воздействия на окружающую среду I категории негативного воздействия на окружающую среду № <...>-П Основная площадка (свидетельство о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № DGKKL1V3 от 11 июня 2019 года, адрес объекта:644040, Омская область, г. Омск, <...>, разработана Программа производственного экологического контроля (ПЭК), утвержденная заместителем генерального директора по ПБ, ОТ, ГЗ и ООС АО «Газпромнефть-Омский НПЗ» Г.В.Н. 24 декабря 2019 года. Ранее на предприятии имелась программа ПЭК для объекта негативного воздействия на окружающую среду № <...>-П (основная площадка), утвержденная заместителем генерального директора АО «Газпромнефть-ОНПЗ» Г.В.Н. 9 октября 2018 года.

Для контроля за соблюдением нормативов предельно-допустимых выбросов АО «Газпромнефть-ОНПЗ» разработан план-график производственного контроля за соблюдением нормативов предельно-допустимых выбросов на источниках загрязнения атмосферного воздуха (далее – план-график ПЭК) Основной площадки, в котором указаны наименования структурных подразделений, номера и наименования источников выбросов, контролируемые загрязняющие вещества, периодичность проведения контроля (приложение 2 к Программе ПЭК).

Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на объекте представлен АО «Газпромнефть-ОНПЗ» в Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора 24 марта 2020 года (вх. № 07/8540).

Согласно планам-графикам (Приложения 2 к Программе ПЭК), входящим в состав Программы ПЭК для объекта негативного воздействия на окружающую среду № <...> (Основная площадка), производственный контроль за соблюдением нормативов предельно-допустимых выбросов от указанных ниже стационарных источников выбросов имеют следующую периодичность контроля:

Источник № 0428 (Вентсистема В-3, 3а, Комплекс по очистным сооружениям, УПНШ. Цех № 44) - согласно программе, ПЭК осуществляется лабораторным методом по всем веществам 2 раза в год;

Источник № 0992 (Вентсистема ЕВ-1, Комплекс по очистным сооружениям, УПНШ. Цех № 44) – согласно программе, ПЭК осуществляется лабораторным методом по всем веществам: «Дигидросульфид» - 1 раз в квартал, «Смесь предельных углеводородов C6-C10», «Этилбензол» - 1 раз в 5 лет, остальные загрязняющие вещества 2 раза в год;

Источник № 0114 (Блок циклон БЦ и ЖКУ, Производство катализаторов микросферических цеолитсодержащих, Г-43-6 «К». Блок сушки и прокалки катализатора, установка Г-43-6) – согласно программе, ПЭК осуществляется лабораторным методом по всем веществам, за исключением «Пыли неорганической 70-20% SiO2 (ГОУ)» - 1 раз в год, «Пыль неорганическая: 70-20% SiO2 (ГОУ)» - 1 раз в квартал.

В ходе выборочного анализа осуществления производственного экологического контроля на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установлено:

Источник № 0428 – в 2019, 2020 г. г. - отсутствуют протоколы измерений промышленных выбросов при периодичности контроля по всем веществам 2 раза в год;

Источник № 0992 – 2019 год: для загрязняющего вещества «Дигидросульфид» отсутствуют измерения за 4 квартал (при периодичности контроля 1 раз в квартал);

Ист. № 0114 год: для загрязняющего вещества «Пыль неорганическая: 70-20% SiO2» отсутствуют измерения за 1 квартал (при периодичности контроля 1 раз в квартал), а также отсутствуют измерения остальных загрязняющих веществ источника, за исключением «Смеси предельных углеводородов С1-С5» при периодичности их контроля 1 раз в год.

Таким образом, АО «Газпромнефть-ОНПЗ» нарушена периодичность проведения производственного экологического контроля в 2019, 2020 годах на ист. № № 0428, 0992, 0114, нарушены требования п. п. 1, 2 ст. 67, абз.7 п. 3 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ ФЗ «Об охране окружающей среды»; п. 1 ст. 25, абз. 7 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 22 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года № 422, которым утверждены Правила разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, которые устанавливают порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - Правила).

Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном Приказом Минприроды России от 07 августа 2018 года N 352.

Пунктом 10, 28 Методики перечень выбрасываемых загрязняющих веществ для каждого стационарного источника выбросов составляется на основе анализа данных о технологических процессах, в результате которых образуются выбросы, включая документацию хозяйствующих субъектов, регламентирующую порядок проведения технологических операций и процессов на объекте ОНВ, проектную (конструкторскую) документацию оборудования, материальный баланс применяемых технологических процессов, информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям, разработанные и опубликованные в соответствии с пунктами 6, 7 и 9 статьи 28.1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», и методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов ЗВ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Для определения показателей выбросов расчетным методом применяются методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов ЗВ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 31 июля 2018 № 341 утвержден Порядок формирования и ведения перечня методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

В соответствии с экспертным заключением по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 9 ноября 2020 года № 1, выданного экспертом В.Н.Д. (свидетельство об аттестации эксперта, привлекаемого Росприроднадзором к проведению мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного экологического надзора от 26 августа 2020 года № 54-05/2020 выдано Сибирским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, диплом (с отличием) ОК № 53902 от 6 июня 2012 года (регистрационный № 109 от 8 июня 2012 года), выдан Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный университет инженерной экологии», стаж работы в области промышленной экологии 7 лет) на основании заявки Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 26 октября 2020 года № ВЧ-09-03-41/36535 на экспертное сопровождение в рамках обеспечения внеплановой проверки АО «Газпромнефть-ОНПЗ», в результате анализа отчета по инвентаризации источников выбросов, были выявлены стационарные источники, где качественные характеристики (наименование загрязняющих веществ и объемы) выбросов определены с применением расчетных методов.

Согласно п. 25 Порядка проведения инвентаризации, утвержденного приказом Минприроды России от 07 августа 2018 года № 352, использование расчетных методов для определения показателей выбросов организованных источников допускается в следующих случаях: отсутствие аттестованных методик измерения загрязняющего вещества, отсутствие практической возможности забора проб для определения инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих национальных стандартов; отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (например, высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давлениевнутри газохода, отсутствие доступа к источнику).

Согласно п. 17 Порядка проведения инвентаризации, утвержденного приказом Минприроды России от 7 августа 2018 года № 352, для определения показателей выбросов организованных источников используются преимущественно инструментальные методы.

Согласно содержанию указанного экспертного заключения, в результате анализа отчета по инвентаризации источников выбросов, экспертом был выявлен факт определения качественных характеристик (наименование загрязняющих веществ и объемы) выбросов для стационарных источников с применением расчетной методики, не включенной в Перечень методик в установленном порядке.

Так, на ИЗА № 4006 (ЗРА узла одоризационной установки), величина утечки газа в атмосферу через неподвижное уплотнение фланцевого типа для одного аппарата вычислена в соответствии с РД 51-31323949-05 «Методика определения технологических потерь газового конденсата на промысловых объектах ОАО «Газпром», не включенной в Перечень методик в установленном порядке.

На ИЗА № № 0056, 0057, 0058, 0379, 0525, 0920, 1032 применена методика расчета параметров выбросов и валовых выбросов вредных веществ от факельных установок сжигания углеводородных смесей, Москва, 1996 г., не включенная в Перечень методик в установленном порядке.

В представленном отчете по инвентаризации АО «Газпромнефть-ОНПЗ» отсутствует обоснование выбора и применения использованных расчетных методов для определения показателей выбросов для следующих источников: ИЗА № № 4006, 6039, 6102, 6106, 6107, 6121, 6196, 6198, 6199, 6200, 6204, 6205, 6206, 6215, 6250, 6303, 0056, 0057, 0058, 0379, 0525, 0920, 1032, 6333, 6334, 6335, 6232, 6281, 6285, 0579, 1022.

На ИЗА 0579 (Свеча сброса СГ в атмосферу), при определении количественного и качественного состава выбросов применена расчетная методика, однако в отчете по инвентаризации не указано наименование примененной методики для расчета выбросов загрязняющих веществ, что не позволяет установить обоснованность ее применения.

Таким образом, АО «Газпромнефть-ОНПЗ» были нарушены: ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, п. п. 1, 2 ст. 22, п. 1 ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ, п. п. 10, 17, 28 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 7 августа 2018 года № 352, п. 15 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года № 422.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 21 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности, среди прочего, устанавливаются нормативы допустимых выбросов. Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.

Аналогичные требования установлены п. п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 22 нормативы допустимых выбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» утверждено Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

Согласно п. названного 8 Положения, разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Разрабатываемая юридическим лицом документация в области охраны окружающей среды должна отвечать принципам корректности и достоверности, исходя из требований абз. 15 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ, согласно которым юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.

Согласно экспертному заключению В.Н.Д. по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 9 ноября 2020 года № 1, расчет нормативов выбросов для источников выбросов (например, ИЗА 6333, ИЗА 6334, ИЗА 6335, ИЗА 6232, ИЗА 6281, ИЗА 6285 и др.) выполнен по Методике расчетно-экспериментального определения выделения (выбросов) загрязняющих веществ с поверхностей испарения на предприятиях нефтехимии и нефтепереработки (АОЗТ «Кубаньэко», ЛТД, 1996 г.), которая предназначена для определения количества выбросов загрязняющих веществ от открытых поверхностей испарения неорганизованных источников (нефтеловушки, нефтеотделители, пруды отстойники и т.д.) и основана на инструментальных измерениях концентраций загрязняющих веществ и расчете газовоздушного баланса с наветренной и подветренной сторон от неорганизованных источников. При проведении инвентаризации и нормировании выбросов загрязняющих веществ вышеуказанная методика применена с учетом фактически отобранных проб согласно методике ПНД Ф 12.1.1-99 «Методические рекомендации по отбору проб при определении концентрации вредных веществ (газов и паров) в выбросах промышленных предприятиях», в которой изложены правила отбора проб выбросов из газоходов и проведения измерений объема отобранной пробы (приведенного к нормальным условиям), как одного из процессов в методиках выполнения измерений концентраций вредных веществ (газов и паров) в пробе. Согласно методике ПНД Ф 12.1.1-99 место для отбора проб и проведения измерений параметров потока выбросов выбирают с таким расчетом, чтобы эти измерения обеспечивали получение достоверных результатов. Измерительное сечение должно располагаться на прямолинейном участке газохода с установившимся газовым потоком, где отсутствуют возвратные или вращательные движения газа и пыли, и находиться как можно дальше от вентиляторов, циклонов, задвижек и т.д. При отсутствии достаточно длинных прямолинейных участков в газоходе оптимальным местом выбора измерительного сечения является расстояние, определяемое 5 - 6 диаметрами газохода перед местом проведения измерений и 3 - 4 диаметрами - после него.

Из изложенного следует, что отбор проб промышленных выбросов, выполненный по методическим рекомендациям ПНД Ф 12.1.1-99, в соответствии с которыми отбор проб промышленных выбросов проводится исключительно на организованных источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не применим для определения количества выбросов загрязняющих веществ от открытых поверхностей испарения неорганизованных источников и не может быть корректным.

Указанное обстоятельство является нарушением п. п. 1, 2 ст. 21, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, ст. 12, абз. 15 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ, п. 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года № 183.

В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Статьей 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, как указывалось выше, установлен производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль).

Исходя из требований п. 6 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления; о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений; об обращении с отходами производства и потребления; о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.

Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74, утверждены Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядку и срокам представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее – Требования к содержанию программы производственного экологического контроля).

Согласно п. 2 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, программа должна содержать разделы: общие положения; сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

В соответствии с п. 4 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, раздел «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» должен содержать: сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее- выбросы), ее последней корректировке; показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее - маркерные вещества); сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных.

АО «Газпромнефть-ОНПЗ» разработана программа производственного экологического контроля за состоянием окружающей среды для объекта НВОС № 52-0155-000461-П (Основная площадка), утвержденная заместителем генерального директора АО «Газпромнефть-ОНПЗ» В.Н. Генераловым 24 декабря 2019 года.

Согласно п. 7 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Требованиями к содержанию программы производственного экологического контроля, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду, должна разрабатываться и утверждаться программа производственного экологического контроля.

Согласно разделу 4 проекта предельно допустимых выбросов для основной площадки АО «Газпромнефть-ОНПЗ» контроль выбросов следует проводить по той методике, согласно которой эти выбросы были определены. Применение некорректной методики, на этапе инвентаризации, и использованных в последствие при производственном контроле, по определению повлекла за собой некорректность программы производственного экологического контроля и отчета о результатах производственного экологического контроля, что указывает на нарушение п. п. 1, 3, 6 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ, п. п. 2, 4 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении (т.1 л.д.29-42); приказом о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица (т.2 л.д.99-110), актом проверки АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» (т.1 л.д.43-65); проектом нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу для основной производственной площадки, включая площадку блока биологической очистки (т.1 л.д.67); планом-графиком контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов (т.1 л.д.73-77); сводным отчетом фактического выброса загрязняющих веществ в атмосферу № 650-ПрВ (т.1 л.д.81,84-87); экспертным заключением (т.1 л.д.115-126); отчетом по инвентаризации выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух для основной производственной площадки, включая площадку блока биологической очистки АО «Газпромнефть-ОНПЗ» (т.1 л.д.127-176); программой производственного экологического контроля за состоянием окружающей среды основной площадки на основную производственную площадку, включающую площадку блока биологической очистки АО «Газпромнефть-ОНПЗ» (т.1 л.д.176-213), оцененными с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении содержит сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, и позволяет установить событие административного правонарушения.

Представленные доказательства являются допустимыми, достаточными в их совокупности для квалификации правонарушения по ст. 8.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих принятие АО «Газпромнефть- ОНПЗ» всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения экологических требований в области охраны атмосферного воздуха и окружающей среды, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством об охране атмосферного воздуха и окружающей среды обязанностей, обществом не представлено.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств и доказательств. Ссылки в жалобе на наличие сводных отчетов фактических выбросов загрязняющих веществ, являлись предметом рассмотрения, оценки судьи районного суда, и обоснованно были отвергнуты по основаниям, указанным в решении.

Ссылки жалобы на разъяснение Минприроды, данными в письме № 12-50/12483-ОГ от 10 октября 2019 года, согласно которому до включения в перечень соответствующей методики расчета выбросов для определения выбросов загрязняющих веществ Минприроды полагает возможным использовать в части не противоречащей законодательству методики, рекомендованные АО «НИИ Атмосфера» г. Санкт-Петербург, также судьей районного суда обоснованно отклонены.

Согласно п. 28 Приказа Минприроды № 352 от 7 августа 2018 года, если перечень методик расчета выбросов, указанный в абзаце первом настоящего пункта, не содержит соответствующей методики расчета выбросов, для определения показателей выбросов расчетным методом используются расчеты на основе материально-сырьевого баланса технологического процесса, физико-химических закономерностей процессов образования выбросов или показателей удельных величин выбросов от однотипного оборудования.

Проверка правильности таких расчетов проверяется территориальным органом Росприроднадзора с привлечением аттестованных экспертов в рамках проведения контрольно-надзорных мероприятий.

В соответствии с внесенными изменениями в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года за № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностей в отношении разрешительной документации в 2020 году, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года за № 109 с 1 января 2021 года до 1 июля 2021 года при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировке ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду допускаются применения методик расчета выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень расчетных методик.

Вместе с тем, данное положение не применяется для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и расположенных на территории городов Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита (Особенности, установленные в Приложении № 18 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 440).

Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется.

Довод жалобы о том, что эксперт В.Н.Д, не была предупреждена об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения несостоятелен в силу того, что положениями ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что «органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля привлекают экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, и анализа соблюдения указанных требований, по проведению мониторинга эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них».

В материалы дела представлено экспертное заключение по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 9 ноября 2020 года № 1, выданного экспертом В.Н.Д. (свидетельство об аттестации эксперта, привлекаемого Росприроднадзором к проведению мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного экологического надзора от 26 августа 2020 года № 54- 05/2020 выдано Сибирским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, диплом (с отличием) ОК № 53902 от 6 июня 2012 года (регистрационный № 109 от 8 июня 2012 года), выдан Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный университет инженерной экологии», стаж работы в области промышленной экологии 7 лет) на основании заявки Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 26 октября 2020 года № ВЧ-09-03-41/36535 на экспертное сопровождение в рамках обеспечения внеплановой проверки АО «Газпромнефть-ОНПЗ».

В связи с чем, судьей районного суда сделан обоснованный вывод, что экспертное заключение от 9 ноября 2020 года № 1, составленное В.Н.Д. соответствует доказательствам, полученным в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Эксперт имеет специальное высшее образование, стаж работы в области промышленной экологии 7 лет. Выводы эксперта последовательны, не противоречивы, основаны на результатах анализа отчета по инвентаризации.

Исключение из общего объема части вмененных нарушений не повлияло на выводы о наличии в деянии юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, а фактическое изменение постановления по тексту решения на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.

Постановление о привлечении АО «Газпромнефть - ОНПЗ» к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание АО «Газпромнефть – ОНПЗ» назначено в пределах, установленных санкцией ст. 8.1 КоАП РФ, с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ.

Существенных нарушений требований КоАП РФ по делу об административном правонарушении не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Советского районного суда города Омска от 22 марта 2021 года оставить без изменения, жалобу защитника АО «Газпромнефть-ОНПЗ» З.С.И. – без удовлетворения.

Судья Д.И. Филимонов