Председательствующий: Романюк Л.А. Дело № 77-513(339)/2018
Р Е Ш Е Н И Е
21 августа 2018 г. г. Омск
Судья Омского областного суда Филимонов Д.И., при секретаре Кабардиной А.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Ж.А.М. на решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 23 июля 2018 г., которым постановлено:
«Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Омской области № <...> от 04 мая 2018 года о привлечении Ж.А.М. к административной ответственности по ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить. Производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, ограничившись в отношении Ж.А.М. устным замечанием»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Омской области от 04 мая 2018 г., начальник финансово-экономического отделения – главный бухгалтер федерального государственного казенного образовательного учреждения «Омский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации» Ж.А.М. был привлечён к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Ж.А.М. признан виновным в том, что он, являясь начальником финансово-экономического отделения – главным бухгалтером ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» (Учреждение), нарушил требования ст. 162, ч. 2 ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктов 15, 20 Инструкции № 191н, что привело к искажению годовой бюджетной отчетности за 2016 г. на сумму 1 348 658,10 руб., а именно: баланса получателя бюджетных средств (ф. 0503130) на 01 января 2017 г. в части неправомерного увеличения стоимости основных средств Учреждения на начало и конец 2016 г. (строка 010 колонки 3, 5, 6, 8 Баланса) и неправомерного уменьшения стоимости основных средств Учреждения на начало и конец 2016 г. (строка 011 колонки 4, 5 Справки к Балансу).
Ж.А.М. обжаловал постановление в районный суд.
Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.
В жалобе Ж.А.М. просит решение изменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Ссылается на то, что он не совершал административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.15.6 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, оснований для отмены либо изменения решения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
Статьей 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) являются - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом;
Согласно ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств, среди прочего, обладает следующими бюджетными полномочиями: ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Статьей 264.1 БК РФ установлено, что бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.
План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок составления и предоставления годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджетов системы Российской Федерации определен Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
Пунктом 15 Инструкции № 191н в графах «На конец отчетного периода» показываются данные о стоимости активов и обязательств, финансовом результате на 1 января года, следующего за отчетным, с учетом проведенных 31 декабря при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бюджетного учета.
Пунктом 20 Инструкции № 191н предусмотрено, что справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (Справка в составе Баланса (ф. 0503130)) формируется на основании показателей по учету имущества и обязательств, отраженных по следующим забалансовым счетам: счет 01 «Имущество, полученное в пользование», в разрезе движимого и недвижимого имущества (коды строк 011, 015), по каждому виду имущества обособленно показывается имущество казны.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Из материалов дела усматривается, что Распоряжением Комитета по управлению имуществом Администрации Омской области № 765-рк от 02 августа 2000 г. на баланс Учреждения на праве оперативного управления было передано имущество, находящееся в собственности Омской области – «Учебный городок», расположенный в <...>.
Процедура оформления права оперативного управления (государственная регистрация) на момент проведения проверки УФК по Омской области осуществлена не была.
Между тем, имущество «Учебный городок» в отсутствие у Учреждения зарегистрированного на него права оперативного управления было учтено на счете 101.12 «Нежилые помещения – недвижимое имущество учреждения» как основное средство, тогда как согласно пункту 36 Инструкции № 157н, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 декабря 2010 г., принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию.
В соответствии с п. 333 Инструкции 157н объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником).
Таким образом, за 2016 год Учреждением было допущено искажение годовой бюджетной отчетности в части отражения на учете основного средства на несоответствующем счете бухгалтерского учета.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении; актом внеплановой выездной проверки от 08 декабря 2017 г.; договором на обслуживание № 39 с дополнительными соглашениями; распоряжением Комитета по управлению имуществом Омской области от 02 августа 2000 г. № № 765-рк; актом от 02 августа 2000 г. б/н; инвентарной карточкой учета нефинансовых активов № 1 от 31 декабря 2016 г.; актом приема передачи функций финансового обслуживания от 18 ноября 2016 г. с дорожной картой по передаче функций финансового обслуживания; должностным регламентом главного бухгалтера ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус» от 18 ноября 2016 г.; учетной политикой, утвержденной приказом начальника Учреждения от 21 ноября 2016 г. № 452; оборотной ведомостью движения материальных ценностей (материальные запасы) за период с 01 января по <...>; балансом получателя бюджетных средств ф.0503130 на <...> с пояснительной запиской; приказом от 26 октября 2016 г. № 379.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья районного суда сделали вывод о наличии в действиях начальника финансово-экономического отделения – главного бухгалтера Учреждения Ж.А.М. признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ.
Оснований не согласиться с таким выводом не имеется, и доводы жалобы о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, опровергаются совокупностью указанных выше доказательств.
Вместе с тем, судья районного суда пришел к выводу о возможности применить положения ст. 2.9 КоАП РФ, и освободить Ж.А.М. от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исходя из содержания названной статьи, следует, что малозначительность административного правонарушения является оценочным понятием и определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
В соответствии с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет собой существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений.
Судья районного суда посчитал возможным применение положений ст. 2.9 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств совершения правонарушения и роли лица, в отношении которого велось производство по делу, на что указал в мотивировочной части решения.
Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, являлись предметом проверки и оценки судьи районного суда, и обоснованно были отклонены по основаниям, указанным в решении. Срок составления протокола об административном правонарушении, предусмотренный ст. 28.5 КоАП РФ, пресекательным не является.
При таких обстоятельствах жалоба ФИО1 подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 23 июля 2018 г. оставить без изменения, жалобу Ж.А.М. – без удовлетворения.
Судья Д.И. Филимонов