ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-515/2016 от 19.07.2016 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Кораблева Е.Б. Дело № 77-515/2016

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 19 июля 2016 года

Судья Кировского областного суда Костицына О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе главы администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Кировской области Западно-Уральского Ростехнадзора ФИО2 № 39/22/2016 от 28 марта 2016 года и решение судьи Омутнинского районного суда Кировской области от 06 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении главы администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области ФИО1

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Кировской области Западно-Уральского Ростехнадзора ФИО2 № 39/22/2016 от 28 марта 2016 года глава администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Решением судьи Омутнинского районного суда Кировской области от 06 июня 2016 года, принятым по жалобе главы администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области ФИО1, постановление должностного лица № 39/22/2016 от 28 марта 2016 года оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Кировский областной суд, глава администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области ФИО1 просит состоявшиеся по делу постановление и решение отменить, производство по делу прекратить, с указанием о том, что в должностные обязанности главы администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области не входит обязанность по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципального образования. Обязанность соблюдения требований безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений возложена на собственника ГТС и (или) эксплуатирующую организацию. Решением Омутнинской районной Думы Кировской области от 29 апреля 2009 года № 32 «Об утверждении положения о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области» полномочия в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, а так же представление интересов Омутнинского района в качестве собственника в органах государственной власти, органах местного самоуправления и в отношении с третьими лицами отнесены к полномочиям управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами.

В судебное заседание ФИО1, зам. начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Кировской области Западно-Уральского Ростехнадзора ФИО2 не явились, заблаговременно и надлежащим образом извещены.

Считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";

под эксплуатирующей организацией понимается государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение;

собственником гидротехнического сооружения является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением;

безопасность гидротехнических сооружений - это свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

На основании Приложения А к «СП 58.13330.2012. Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 623, плотины и водосбросы относятся к гидротехническим сооружениям.

Следовательно, эксплуатация плотин и водосбросов должна осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".

В соответствии со статьей 9 вышеназванного Федерального закона № 117- ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны, в том числе: обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16,17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют декларацию безопасности гидротехнического сооружения.

Статьей 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрено, что должностные и иные лица за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, совершение действий (бездействий), приведших к снижению безопасности гидротехнических сооружений или к возникновению чрезвычайных ситуаций, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Из материалов дела усматривается, что собственником гидротехнических сооружений: плотина с водосбросом, расположенная по адресу: Кировская область, Омутнинский район, пгт. Песковка, и плотина Чернохолунитского водохранилища, расположенная по адресу: Кировская область, Омутнинский район, п. Черная Холуница, является муниципальное образование Омутнинский муниципальный район Кировской области.

На основании распоряжения и.о. заместителя руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора N 71-рп/к от 15 февраля 2016 года в период с 15 марта 2016 года по 17 марта 2016 года проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований, установленных действующим законодательством и нормативно- правовыми актами Российской Федерации, администрацией муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области, в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а именно,

Комплекс ГТС Чернохолуницкого водохранилища:

в нарушение требований статьи 9 Федерального закона № 117- ФЗ

-не организована эксплуатация гидротехнических сооружений Чернохолуницкого водохранилища (п. Черная Холуница) в соответствии с разработанными и согласованными с органами федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнический сооружений правилами эксплуатации;

-не обеспечена разработка и своевременное уточнение критериев безопасности;

-не организовано проведение регулярных обследований гидротехнических сооружений;

-не организована эксплуатация Чернохолуницкого водохранилища (п. Черная Холуница) работниками, имеющими соответствующую нормам и правилам квалификацию;

в нарушение требований статьи 10 Федерального закона № 117- ФЗ

- отсутствует декларация безопасности комплекса гидротехнических сооружений Чернохолуницкого водохранилища.

Комплекс ГТС Песковского водохранилища:

в нарушение требований статьи 9 Федерального закона № 117- ФЗ

-не организована эксплуатация гидротехнических сооружений Песковского водохранилища (п. Песковка) в соответствии с разработанными и согласованными с органами федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнический сооружений правилами эксплуатации;

-не обеспечена разработка и своевременное уточнение критериев безопасности;

-не обеспечено проведение регулярных обследований гидротехнических сооружений;

-не организована эксплуатация Песковского водохранилища (п. Песковка) работниками, имеющими соответствующую нормам и правилам квалификацию;

в нарушение требований статьи 10 Федерального закона № 117- ФЗ

- не составлена декларация безопасности комплекса гидротехнических сооружений Песковского водохранилища.

17 марта 2016 года по результатам проверки государственным инспектором отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Кировской области Западно-Уральского управления Ростехнадзора составлен акт № 22-37/20 и протокол об административном правонарушении № 39/22/2016 по статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица- главы администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области ФИО1 Выдано предписание об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Постановлением заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Кировской области Западно-Уральского управления Ростехнадзора ФИО2 № 39/22/2016 от 28 марта 2016 года глава администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области ФИО1 привлечен к административной ответственности по статье 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения правонарушения и виновность должностного лица - главы администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе актом проверки № 22-37/20 от 17 марта 2016 года, протоколом об административном правонарушении № 39/22/2016 от 17 марта 2016 года, иными, получившими оценку должностного лица на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, должностное лицо и судья районного суда обоснованно пришли к выводу о том, что в действиях главы администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области ФИО1 имеется состав правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований не согласиться с указанными выводами не имеется.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно статье 32 Устава муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области, принятого решением Омутнинской районной Думы Кировской области от 29 июня 2005 года № 35, администрация района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции (часть 1). Администрация района обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности, может быть истцом, ответчиком в судах, иметь печать, штамп, бланк с соответствующей символикой, рублевые счета в соответствии с действующим законодательством (часть 4). К компетенции администрации района относится управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района, в порядке, установленном районной Думой, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункты 4, 23 часть 5). Для выполнения отдельных полномочий администрации района глава администрации создает структурные подразделения администрации района без права юридического лица. Статус, задачи и функции структурных подразделений определяются положениями об этих подразделениях. Положения о структурных подразделениях администрации района утверждаются постановлением администрации района (часть 6). Структурные подразделения администрации района могут создаваться в форме управлений, отделов, секторов, возглавляемых руководителями структурных подразделений (начальниками управлений, заведующими отделами, заведующими секторами) (часть 7).

Частью 1 статьи 34 Устава муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области предусмотрено, что в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности глава администрации района осуществляет руководство деятельностью администрации района, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации района.

Глава администрации района несет ответственность за деятельность структурных подразделений и должностных лиц администрации района (часть 4 статьи 34 Устава).

Решением Омутнинской районной Думы от 25 мая 2011 года № 23 на должность главы администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области назначен ФИО1

Таким образом, учитывая положения Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области, глава администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области ФИО1 является должностным лицом, на которое может быть возложена ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

То обстоятельство, что решением Омутнинской районной Думы Кировской области от 29 апреля 2009 года № 32 «Об утверждении положения о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области» полномочия в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, а так же представление интересов Омутнинского района в качестве собственника в органах государственной власти, органах местного самоуправления и в отношении с третьими лицами отнесены к полномочиям Управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами, не исключает ответственность главы администрации района, поскольку Уставом муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области прямо предусмотрено, что глава администрации района несет ответственность за деятельность структурных подразделений и должностных лиц администрации района. Управление муниципального имущества и земельных ресурсов является структурным подразделением администрации муниципального района и соответственно деятельность Управления подлежит контролю со стороны главы администрации муниципального района.

Таким образом, доводы жалобы ФИО1 являются несостоятельными.

Установленное нарушение стало возможным в результате ненадлежащего исполнения главой администрации муниципального образования своих служебных обязанностей, поскольку он был обязан организовать и контролировать надлежащее осуществление деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области.

Таким образом, глава администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области ФИО1 обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции статьи 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Каких- либо существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу постановлений не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

постановление заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями по Кировской области Западно-Уральского Ростехнадзора ФИО2 № 39/22/2016 от 28 марта 2016 года и решение судьи Омутнинского районного суда Кировской области от 06 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении главы администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области ФИО1, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья

Кировского областного суда О.М. Костицына