Председательствующий: Пархоменко Г.Л. Дело № 77-549(308)/2021
РЕШЕНИЕ
8 июня 2021 год г. Омск
Судья Омского областного суда Филимонов Д.И., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе коммерческого директора акционерного общества «ОмскВодоканал» С.О.Ю. на решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 29 марта 2021 года, которым постановлено:
«Постановление заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Омской области № 04-03/93-3-87 от 25.12.2020, вынесенное в отношении С.О.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, снизить размер ранее назначенного С.О.Ю. административного наказания в виде административного штрафа до 25000 рублей, в остальной части постановление оставить без изменения. Жалобу С.О.Ю. оставить без удовлетворения»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Омской области от 25 декабря 2020 года, коммерческий директор акционерного общества «ОмскВодоканал» (далее – АО «ОмскВодоканал», общество) С.О.Ю. привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Как следует из постановления, на основании заключенных ООО «Коммуналсервис» (Принципал) с ООО «ОмскВодоканал» (Агент) агентских договоров от 2 ноября 2018 года № 1700, № 1703, Агент принял на себя обязательства совершать от имени и за счет Принципала в период действия настоящего договора следующие действия: производить расчет размера платы за услуги холодного водоснабжения и водоотведения на основании сведений и информации, предоставленных Принципалом Агенту в рамках исполнения обязательств по данному договору.
Приказом РЭК Омской области от 7 мая 2019 года № 52/25 (далее - Приказ № 52/25) установлены тарифы на водоотведение для потребителей ООО «Коммуналсервис» Омского муниципального района Омской области на период с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года и с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года для Ключевского сельского поселения (в объемах, транспортируемых по собственным сетям) в размере 31,56 руб./куб.м (без учета НДС), 37,87 руб./куб.м (с учетом НДС); для Ростовского сельского поселения (в объемах, транспортируемых по собственным сетям) 38,99 руб./куб.м (без учета НДС), 46,79 руб. куб.м (с учетом НДС).
Приказом РЭК Омской области от 19 декабря 2019 года № 536/85 (далее - Приказ № 536/85) установлены на период с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года льготные тарифы (с учетом НДС) на тепловую энергию, питьевую воду, водоотведение, горячую воду для потребителей население, в том числе на водоотведение для потребителей ООО «Коммуналсервис» Омского муниципального района Омской области в следующих размерах: для населения, проживающего в Ключевском сельском поселении - 29,50 руб./куб.м, для населения, проживающего в Ростовкинском сельском поселении – 33,34 руб./куб.м.
В соответствии с пунктом 7 Приказа № 536/85 льготные тарифы применяются при расчете размера платы за коммунальные услуги в отношении граждан, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, жилых домов, домовладений, а также пользующихся на иных законных основаниях жилыми помещениями в многоквартирных домах, жилыми домами, домовладениями.
ООО Коммуналсервис» в соответствии с требованиями п. 2.3.1 агентских договоров от 2 ноября 2018 года № 1700 № 1703 передало АО «Омскводоканал» 9 октября 2018 года базу данных лицевых счетов плательщиков.
В силу п. 2.3.2 агентских договоров от 2 ноября 2018 года № 1700 № 1703 Принципал обязуется своевременно предоставлять Агенту информацию об изменении тарифов и надбавок к тарифам на услуги холодного водоснабжения и водоотведения и нормативов потребления коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения, в соответствии с которыми Агент производит расчет размера платы за услуги холодного водоснабжения и водоотведения плательщикам в соответствии с указанными договорами.
При этом п. 2.3.3 агентских договоров от 2 ноября 2018 года № 1700 № 1703 предусматривает обязанность ООО «Коммуналсервис» предоставлять АО «Омскводоканал» копии лицевых счетов плательщиков, а также иные сведения и информацию только на основании соответствующего письменного запроса, направленного Агентом. Информация о направлении АО «Омскводоканал» в адрес Принципала письменного запроса в материалах дела не представлена.
ООО «Коммуналсервис» исполнило требования п. 2.3.2 указанных агентских договоров, направив 9 января 2020 года в 10 ч. 45 мин. в адрес АО «Омскводоканал» посредством электронной почты (на адрес сотрудника (руководитель группы по начислению физическим лицам отдела по начислениям ВиВ Центра обработки и авторизации Коммерческой дирекции АО ОмскВодоканал») АО «Омскводоканал» М.М.А. сведения (информацию) об изменении тарифов и надбавок к тарифам на услуги холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе Приказ № 536/85, которым были установлены льготные тарифы на водоотведение, а также о корректировке на 2020 год тарифов на водоотведение для потребителей ООО «Коммуналсервис» Омского муниципального района Омской области, утвержденные Приказом РЭК Омской области от № 492/83 от 17 декабря 2019 года, установленных на долгосрочный период регулирования Приказом № 52/25.
Как следует из квитанций на оплату услуг водоотведения за апрель 2020 года, предъявленных потребителям по лицевым счетам № <...>№ <...>, АО «ОмскВодоканал» в качестве абонента указало юридических лиц, применив льготный тариф на водоотведение при расчете размера платы за оказанную ООО «Коммуналсервис» в апреле 2020 года коммунальную услугу по водоотведению в отношении потребителей: ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие» (адрес местонахождения: <...>) - 29,50 руб./куб.м, в отношении ПАО «Промсвязьбанк» (адрес местонахождения: <...>, д. <...>) - 33,34 руб./куб.м, вместо экономически обоснованных тарифов, утвержденных Приказом № 52/25, то есть расчет размера платы был произведен АО «ОмскВодоканал» с нарушением установленного порядка ценообразования.
С.О.Ю., являясь должностным лицом, не исполнила надлежащим образом свои служебные обязанности, так как, имея возможность проконтролировать правильность и обоснованность применения тарифов при начислении платы за коммунальную услугу по водоотведению, допустила начисление и взимание платы в апреле 2020 года с потребителей ООО «Коммуналсервис» за коммунальные услуги в сфере водоотведения в части применения тарифов за водоотведение с нарушением законодательства.
Не согласившись с указанным постановлением, С.О.Ю. обжаловала его в районный суд.
Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.
В жалобе С.О.Ю. просит постановление и решение отменить, считая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить. Ссылается на то, что АО «ОмскВодоканал» не является организацией, вступающей в отношения, связанные с ценообразованием и осуществлением регулируемой деятельности, услуги по водоснабжению и водоотведению лицам, проживающим на территории Омского района, не оказывает. Указывает, что она не является субъектом вмененного правонарушения, не является должностным лицом, к которому по смыслу положений ст. 2.4 КоАП РФ может быть применена административная ответственность.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав С.О.Ю., ее защитника Н.А.С., поддержавших доводы жалобы, представителя РЭК Омской области Ш.Ж.К., возразившую против доводов жалобы, оснований для отмены постановления и решения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Согласно п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» тарифы в сфере холодного водоснабжения, водоотведения подлежат государственному регулированию.
Частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно ст. 2 Закона Омской области от 25 сентября 2014 года № 1660-03 «Об отдельных вопросах государственного регулирования тарифов» право на льготные тарифы имеют граждане - потребители услуг по горячему, холодному водоснабжению и (или) водоотведению, по обращению с твердыми коммунальными отходами, тепловой энергии (мощности), теплоносителя на территории Омской области.
В соответствии с Положением о РЭК Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года № 212-п, Комиссия устанавливает, в том числе тарифы на услуги в сфере холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, для потребителей Омской области, нормативы потребления коммунальных услуг, а также осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения, водоотведения.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении (л.д.100-107); копией должностной инструкции коммерческого директора ОАО «ОмскВодоканал» (л.д.112-118); копией приказа (распоряжения) о переводе работника С.О.Ю. на другую работу (л.д.119); копиями квитанций (л.д.124,126); копиями агентских договоров (л.д.130-137,138-145); копией письма (л.д.154-155); выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.161-168), оцененными с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении содержит сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, и вопреки доводам жалобы позволяет установить событие административного правонарушения.
Представленные доказательства являются допустимыми, достаточными для квалификации правонарушения по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, и доводы жалобы о том, что С.О.Ю. не является субъектом рассматриваемого административного правонарушения, об отсутствии состава административного правонарушения, опровергаются совокупностью указанных выше доказательств.
Исходя из условий агентских договоров, заключенных АО «ОмскВодоканал» с ресурсоснабжающей организацией ООО «Коммуналсервис», Агент является организацией, вступившей в отношения, связанные с ценообразованием и осуществлением регулируемой деятельности. АО «ОмскВодоканал» самостоятельно производило начисление платы за оказанные ресурсоснабжающей организацией услуги, а также формировало и выдавало платежные документы, на основании которых потребитель вносил плату.
В названной связи АО «ОмскВодоканал» обязано было соблюдать установленный порядок ценообразования при осуществлении расчетов.
Субъектом данного административного правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица, виновные в нарушении государственной дисциплины цен.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Должностное лицо подлежит административной ответственности на основании ст. 2.4 КоАП РФ в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Исходя из положений Примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Коммерческий директор АО «ОмскВодоканал» С.О.Ю. относится к категории руководителей, обладает соответствующими организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями.
При исполнении своих должностных обязанностей С.О.Ю. не приняла должных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении должностным лицом служебных обязанностей.
Постановление о привлечении С.О.Ю. к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание С.О.Ю. назначено ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, при этом судьей районного суда учитывались положения ч. ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Существенных нарушений требований КоАП РФ по делу об административном правонарушении не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 29 марта 2021 года оставить без изменения, жалобу С.О.Ю. – без удовлетворения.
Судья Д.И. Филимонов