Председательствующий: Карев Е.П. Дело № 77-564(379)/2018
РЕШЕНИЕ
11 сентября 2018 года г. Омск
Судья Омского областного суда Черноморец Т.В., при секретаре Груша А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе Н.В.А. на решение судьи Первомайского районного суда г. Омска от 23 июля 2018 года, которым постановлено:
«Постановление заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Омской области о назначении административного наказания № <...> 07 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО ХК "С"Н.В.А. изменить, снизить размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 25 000 рублей, в остальной части постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения»,
установил:
постановлением заместителя председателя Региональной энергетической комиссии Омской области 04-02/47-3-50 от 07 мая 2018 г. директор ООО ХК "С"Н.В.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Из постановления усматривается, что ООО ХК "С" обязано было при расчете платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению применять тарифы, установленные РЭК Омской области для потребителей ООО "ВК-С"».
Однако из квитанции лица, проживающего в <...> Омской области, <...>, следует, что ООО ХК "С" предъявило за февраль 2018 года за оказанные коммунальные услуги по водоотведению счёт (квитанцию) по тарифу в размере 50,94 руб/куб.м и по водоснабжению по тарифу в размере 37,82 руб./куб.м., не установленные РЭК Омской области для потребителей ООО "ВК-С"».
Таким образом, ООО ХК "С" оказывало коммунальные услуги по водоотведению и холодному водоснабжению с нарушением законодательства о государственном регулировании тарифов.
Не согласившись с данным постановлением, Н.В.А. обжаловала его в судебном порядке.
По результатам рассмотрения жалобы судьей Первомайского районного суда г. Омска постановлено изложенное выше решение.
В жалобе Н.В.А. просит решение суда и постановление должностного лица отменить как незаконные и необоснованные, принять по делу новое решение. Полагает неверным вывод районного суда о том, что ООО ХК "С"» является субъектом правоотношений по ценообразованию в сфере водоснабжения и водоотведения. ООО ХК "С" является абонентом в отношениях с организацией водопроводно-канализационного хозяйства ООО "ВКС-С" к регулируемым организациям не относится, соответственно не обладало полномочиями по подаче заявки (предложения) об установлении тарифов. Отсутствие установленных тарифов на период с января по апрель 2018 г. для потребителей регулируемой организации ООО "ВКС-С"» было обусловлено нарушениями со стороны ООО "ВКС-С"» и РЭК Омской области.
В судебное заседание Н.В.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась, об уважительности причин неявки не сообщила, об отложении рассмотрения дела не просила, что в силу положений ст. 25.1 КоАП РФ не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника Н.В.А. – Ф.А.Г., поддержавшего доводы жалобы, приходу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Объектом указанного правонарушения является посягательство на установленный порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.
Согласно положениям ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Из положений статьи 31 настоящего Федерального закона следует, что к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся: холодное водоснабжение, в том числе; транспортировка воды, включая распределение воды. К регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся: водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод.
Тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение являются регулируемыми.
Система, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с законом, установлены Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406.
Пунктами 12, 13 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения установлено, что регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», настоящим документом, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения. Органы регулирования тарифов устанавливают тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения в таком размере, чтобы рост тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение в среднем по субъекту Российской Федерации не превышал установленных предельных индексов.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Омской области от 02 ноября 2011 № 212-п «Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области», региональная энергетическая комиссия Омской области (далее - Комиссия) является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, коммунального комплекса и естественных монополий, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории Омской области, государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области.
На основании пункта 13.1 Постановления Правительства Омской области от 02 ноября 2011 № 212-п «Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области» РЭК Омской области устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.
Из материалов дела усматривается, что в адрес региональной энергетической комиссии Омской области поступило обращение жителя с. Богословка Омского района Омской области, содержащее сведения, указывающие на наличие признаков события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, выраженного в оказании коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению по тарифам, не установленным региональной энергетической комиссией Омской области.
В процессе производства по делу об административном правонарушении установлено, что ООО ХК "С" осуществляет управление многоквартирным домом № <...><...> Омской области на основании договора управления многоквартирным домом от 01.03.2016, в соответствии с условиями которого Управляющая организация обязуется предоставлять коммунальные услуги, подлежащие оплате по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из квитанции потребителя услуг следует, что ООО ХК "С" предъявило за февраль 2018 года за оказанные коммунальные услуги по водоотведению счёт (квитанцию) по тарифу в размере 50,94 руб/куб.м и по водоснабжению тарифу в размере 37,82 руб./куб.м. Указанные размеры тарифов, предъявленные за февраль 2018 года, для потребителей в установленном законом порядке не устанавливались.
Тарифы по водоотведению и водоснабжению на 2018 год были установлены в апреле 2018 года (приказы РЭК Омской области от 10.04.2018 № 35/22 и от 10.04.2018 № 34/22), при этом указанные тарифы ниже, установленных ранее, используемых при взимании платы ООО ХК "С" (30,70 руб. /куб.м и 46, 22 руб./куб.м).
Данные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 20 апреля 2018 г.; договором управления многоквартирным домом от 01 марта 2016 г.; копией квитанций на оплату коммунальных услуг на собственника квартиры <...>, с. Богословка, Омский район; копией единого договора № 11563 от 27 июня 2016 г., оцененными с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что между ООО "ВКС-С" и ООО ХК "С" заключен Единый договор холодного водоснабжения и водоотведения № 11563 от 27 июня 2016 г., в соответствии с которым организация водопроводно-канализационного хозяйства осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение, а Абонент оплачивает услуги водоснабжения и водоотведения жилого многоквартирного дома по адресу: Омская область, <...>.
Договором предусмотрено, что оплата осуществляется по тарифам на питьевую воду или тарифам на техническую воду и водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей (п. 38 Правил от 06.05.2011№N 354).
Соответственно, ООО ХК "С" обязано при расчете платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению применять тарифы, установленные Региональной энергетической комиссией Омской области.
Право предъявлять потребителем плату по неустановленным тарифам у ООО ХК "С" отсутствовало.
Вместе с тем ООО ХК "С" выставляло счета на оплату предоставленных коммунальных услуг за февраль 2018 года при отсутствии документов, подтверждающих установление применяемого тарифа.
Административным органом установлено, материалами дела подтверждено и заявителем не опровергнуто, что в нарушение ст. 157 ЖК РФ, ч. 1,8 ст. 31 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения директор ООО ХК "С"Н.В.А. допустила в феврале 2018 года иное нарушение установленного порядка ценообразования, выразившееся в осуществлении регулируемых государством видов деятельности – оказание коммунальных услуг по водоотведению и холодному водоснабжению по тарифам не установленным уполномоченным государственным органом, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Доводы заявителя об отсутствии в его действиях объективной стороны вмененного ему административного правонарушения, судом первой инстанции исследованы и обоснованно отклонены.
Несогласие с судебной оценкой не свидетельствует о неисследованности материалов дела и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Доводы жалобы о том, что ООО ХК "С" не является субъектом правоотношений по ценообразованию в сфере водоснабжения и водоотведения не являются обстоятельством, освобождающим его как лицо, взимающее плату за оказанные услуги, рассчитываемую по тарифам, от ответственности за «иное нарушение установленного порядка ценообразования».
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что Н.В.А., являясь генеральным директором ООО ХК "С" и обладая соответствующими должностными полномочиями, не предприняла всех необходимых мер, необходимых для правильного начислении платы за коммунальные услуги по водоотведению и холодному водоснабжению, своевременного обращения за разъяснениями относительно подлежащего применению тарифа.
Доказательств того, что должностным лицом своевременно принимались меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства о регулируемых государством цен (тарифов), а также доказательств отсутствия у заявителя возможности соблюдения требований законодательства в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах заместитель председателя Региональной энергетической комиссии Омской области и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, поскольку получение оплаты за фактически оказанные услуги без установления тарифов противоречит вышеприведенным нормам действующего законодательства.
При этом с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного положения Н.В.А. и других обстоятельств дела, судом обосновано изменено назначенное Н.В.А. наказание, размер которого определен в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Н.В.А. к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого решения судьи, при производстве по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Первомайского районного суда г. Омска от 23 июля 2018 года, оставить без изменения, жалобу Н.В.А. - без удовлетворения.
Судья Т.В. Черноморец