ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-568/18 от 30.10.2018 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Злобин А.А. Дело № 77-568/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г.Киров 30 октября 2018 года

Судья Кировского областного суда Елсуков А.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области Кореневой Е.Ф. на решение судьи Котельничского районного суда Кировской области от 11 сентября 2018 года, принятое по жалобе открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области Кореневой Е.Ф. № от 25 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области Кореневой Е.Ф. № 1614 от 25 июля 2018 года открытое акционерное общество «Российские железные дороги» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 130000 рублей.

Решением судьи Котельничского районного суда Кировской области от 11 сентября 2018 года постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области Кореневой Е.Ф. № от 25 июля 2018 года отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Кировской области.

В жалобе, поданной в Кировский областной суд, государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Кировской области Коренева Е.Ф. просит решение судьи районного суда признать незаконным, дело направить на новое рассмотрение, полагая обоснованным привлечение открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к административной ответственности. В обоснование доводов жалобы указывает, что установить представителя работодателя, допустившего К.А.А.. к выполнению им трудовых обязанностей без прохождения медицинского осмотра 05 июня 2018 года, не представляется возможным, так как последний находился не по своему месту работы. Указывает, что при назначении наказания в полной мере оценен характер совершенного административного правонарушения.

Государственный инспектор Государственной инспекции труда в Кировской области Коренева Е.Ф., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, в представленном суду ходатайстве просит о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.

Представитель открытого акционерного общества «Российские железные дороги», надлежащим образом извещенный о времени и месте, судебного заседания, не явился, о причинах неявки суд не уведомил.

С учетом надлежащего извещения сторон считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Согласно требованиям статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

В силу положений статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; и не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр.

В соответствии с Порядком проведения обязательных предрейсовых или предсменных осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования, утвержденного приказом Минтранса России от 16.07.2010 № 154, работодатель обеспечивает: проведение предрейсовых или предсменных медицинских осмотров работников в специально выделенном помещении (комната ожидания и кабинет медицинского приема), расположенном в депо, линейном пункте, пункте подмены локомотивных бригад или пункте оборота локомотивов, соответствующим санитарным нормам и правилам и оборудованным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; обязательную и своевременную явку работников на предрейсовые или предсменные медицинские осмотры; отстранение работника от рейса (смены) при наличии признаков снижения работоспособности и направление на проведение оздоровительно-восстановительных мероприятий с целью восстановления работоспособности; отстранение работника от рейса (смены) при наличии признаков употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ и направление на медицинское освидетельствование в установленном порядке (пункт 4). Предрейсовые или предсменные медицинские осмотры работников проводятся в начале рабочей смены по предъявлении служебного удостоверения. Предрейсовые или предсменные медицинские осмотры работников локомотивных бригад проводятся перед отправлением в поездку (рейс) при одновременной явке работающих на одном транспортном средстве при предъявлении маршрута машиниста и служебного удостоверения (пункт 5).

Как усматривается из материалов дела, в ходе расследования тяжелого несчастного случая, произошедшего 06.06.2018, проведенного в период с 06.06.2018 по 05.07.2018, в путевой машинной станции № 230 – структурное подразделение Горьковской дирекции по ремонту пути – структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» установлено следующее.

К.А.А. является работником путевой машинной станции № 72 – структурного подразделения Горьковской дирекции по ремонту пути - структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги», с ним заключен действующий трудовой договор от 14.06.2007 № 175.

Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору от <дата>К.А.А.. работает машинистом железнодорожно-строительной машины (2РС-800-П) в путевой машинной станции № 72. В соответствии с картой специальной оценки условий труда № 56 на рабочем месте К.А.А.. установлен класс условий труда – 3.1 (тяжесть трудового процесса).

В соответствии с Перечнем профессий работников, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте общего пользования, подлежащих обязательным предрейсовым или предсменным медицинским осмотрам, утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ № 36 от 28.03.2007, машинисты железнодорожных – строительных машин подлежат обязательным предрейсовым или предсменным медицинским осмотрам, в нарушение данных требований работодателем сведений о прохождении К.А.А.. данного осмотра не представлено.

Причинами, вызвавшими несчастный случай явились: неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в отсутствии надлежащего контроля в части соблюдения работниками требований охраны труда, надлежащей организации безопасного проведения работ при осуществлении выгрузки рельсовых плетей; нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного опьянения, выразившееся в нарушении пункта 1.5 Инструкции по охране труда для машинистов железнодорожных строительных машин ИОТ РЖД -4100612-ЦДРП-109-2017, утвержденной распоряжением ОАО «Российские железные дороги» от 26.10.2017 № 2187р и пункта 1.4 Инструкции по охране труда для машинистов и помощников машинистов, сопровождающих рельсовозные составы при перевозке рельсовых плетей ИОТ-ПМС 72-080-2017 от 09.01.2017.

Ответственными лицами за допущенные нарушения являются:

В.А.Ю.., старший мастер дорожного (участка 1 группы) путевой колонны ПМС № 230, являясь руководителем работ и ответственным за общую координацию действий всех работников, занятых на выгрузке рельсовых плетей и обеспечение требований безопасности, нарушил пункт 3.1.1 Инструкции по охране труда для машинистов железнодорожных строительных машин ИОТ РЖД-4100612-ЦДРП-109-2017, утвержденной распоряжением ОАО «Российские железные дороги» от 26.10.2017 № 2187р, пункт 6.2.4 Технологической карты № к480ц-12 от 06.06.2017, пункты 2.39, 3.20, 3.21 и пункт 4.1 должностной инструкции старшего мастера дорожного участка (участка 1 группы) путевой колонны от 13.01.2015 № 105.

Б.Д.М.., мастер участка производства ПМС № 72, нарушивший пункты 4, 5 Порядка проведения обязательных предрейсовых или предсменных осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования, утвержденного приказом Минтранса России от 16.07.2010 № 154, Приказ от 10.05.2018 № 221 ПМС № 72 «О назначении ответственных лиц за обеспечение безопасных условий и охраны труда», пункты 9.18, 9.21 должностной инструкции мастера участка производства ПМС № 72 от 10.06.2016 № 36.

25.07.2018 государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Кировской области Кореневой Е.Ф. вынесено постановление № 1614 о назначении ОАО «Российские железные дороги» наказания в виде административного штрафа в размере 130000 рублей.

20.08.2018 государственным инспектором труда Кореневой Е.Ф. вынесено определение № 43/6-20-18-ИЗ/16, которым устранена опечатка в тексте постановления № 1614, определено: «место совершения правонарушения – перегон Котельнич 1 – Марадыковский путь 2 (876 км ПК 6)».

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны в том числе, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.

При рассмотрении жалобы представителя ОАО «Российские железные дороги» суд первой инстанции счел, что в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении в нарушение пунктов 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не отражены обстоятельства вменяемого правонарушения, отсутствует четкое указание времени и события административного правонарушения, достаточного для квалификации действий юридического лица по части 3статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно не указано кто из представителей работодателя, где и в какое время допустил работника к выполнению трудовых обязанностей без прохождения медицинского осмотра.

Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что ответственным за нарушение Порядка проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров является мастер участка Б.Д.М.., вместе с тем ни в протоколе, ни в постановлении по делу об административном правонарушении не указано, где, когда и при каких обстоятельствах Б.Д.М.. допустил к работе К.А.А.. без прохождения медицинского осмотра. При этом материалы дела об административном правонарушении, материалы расследования несчастного случая, представленные государственной инспекцией труда не содержат объяснений указанного лица.

Отменяя постановление должностного лица, судья районного суда также исходил из того, что представленные государственной инспекцией труда материалы содержат объяснения К.А.А.., очевидцев несчастного случая по факту получения травмы, вместе с тем указанные материалы не содержат объяснений представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, свидетелей допуска машиниста К.А.А.. к работе без прохождения медицинского осмотра, что является нарушением требований части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С данным выводом рай оного суда следует согласиться, поскольку государственным инспектором труда не установлены все обстоятельства совершения административного правонарушения, имеющие значение для дела.

Данные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обоснованно признаны судьей существенным, в связи с чем в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление должностного лица отменено, дело возвращено в государственную инспекцию труда на новое рассмотрение.

При таких обстоятельствах изложенные в жалобе доводы должностного лица об отсутствии оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении не могут служить основанием для отмены решения судьи по изложенным выше мотивам.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Котельничского районного суда Кировской области от 11 сентября 2018 года оставить без изменения, жалобу государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Кировской области Кореневой Е.Ф. – без удовлетворения.

Судья Кировского областного суда

А.Л. Елсуков