ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-581/2022 от 24.08.2022 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Ожегов К.Н. Дело № 77-581/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 24 августа 2022 года

Судья Кировского областного суда Стёксов В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе представителя МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» по доверенности К. на постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Кировской области К. №141/22/43001-АП от 16.03.2022, на решение судьи Первомайского районного суда г. Кирова от 06 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова»,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Кировской области К. №141/22/43001-АП от 16.03.2022 МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Решением судьи Первомайского районного суда г. Кирова от 06 июля 2022 года, принятым по жалобе представителя МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» по доверенности К.., вышеуказанное постановление должностного лица изменено, административное правонарушение, совершенное МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова», переквалифицировано с части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, представитель МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» по доверенности К. обратилась в Кировский областной суд с жалобой, в которой просит отменить указанные постановление и решение, прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указала доводы, аналогичные, изложенным в районном суде относительно утраты возможности исполнения требований решения Ленинского районного суда г. Кирова от 15.10.2014 ввиду невозможности восстановления работоспособности подъемных платформ, находившихся в подземных пешеходных переходах, расположенных в <...> и по ул. М. Конева, 3, согласно акту технического осмотра объектов от 19.03.2021. Также указала, что денежные средства для реализации требования исполнительного документа в период с 2014 по 2021 годы до Управления не доводились, несмотря на направление обращений о необходимости выделения средств.

В судебное заседание представитель МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» по доверенности К. не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменных пояснениях указала, что во исполнение решения Ленинского районного суда г. Кирова от 15.10.2014 обеспечены подходы к подъемной платформе путем замены ступеней и бордюров пологими съездами и пандусами с учетом требований п. 4.1.7-4.1.9 59.13330.2012. Восстановить работоспособность подъемных платформ невозможно согласно акту технического осмотра от 19.03.2021. Обеспечить возможность перемещения платформы самостоятельно (без использования оператора) невозможно согласно письму №23 от 16.02.2015. Не обеспечено информационное обеспечение пользователей подъемной платформы с учетом раздела 9 ГОСТ Р 55555-1013 в связи с демонтажем подъемных платформ. Перемещение маломобильными группами лиц через подземные пешеходные переходы обеспечено с помощью установленного пандуса и установленных перил. 21.06.2021 МКУ обращалось в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства, в удовлетворении которого 27.08.2021 было отказано.

Заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Кировской области К. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Учитывая, что о дате, времени и месте рассмотрения жалобы указанные лица извещены надлежащим образом, полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, документы, представленные МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» по запросу суда, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

В силу статей 5, 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).

Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 105 ФЗ РФ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда г. Кирова от 15.09.2014, вступившим в законную силу 21.11.2014, на МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» возложена обязанность восстановить работоспособность подъемных устройств с платформой БК №320, установленных в подземных пешеходных переходах, расположенных в <...> и по ул. Конева, 3 города Кирова; принять меры по обеспечению использования инвалидами, пользующимися креслами-колясками и другими маломобильными группами лиц подъемных устройств с платформой БК №320, установленных в подземных пешеходных переходах, расположенных в <...> и по ул. Конева, 3 города Кирова в виде возможности перемещаться в пределах посадочных перед подъемными платформами, вызова платформы, размещения и беспрепятственного перемещения на нужный уровень самостоятельно, с антивандальной защитой и возможностью подключения к системе двусторонней диспетчеризации; обеспечить подходы к подъемной платформе путем замены ступеней и бордюров пологими съездами и пандусами с учетом требования п. 4.1.7-4.1.9 59.13330.2012; обеспечить информационное обеспечение пользователей подъемной платформы с учетом раздела 8 ГОСТ Р 51630-2000.

19.01.2015 судебным приставом-исполнителем МРО СП ИОИП УФССП России по Кировской области З.П. на основании исполнительного листа <данные изъяты>, выданного во исполнение решения Ленинского районного суда г. Кирова от 15.09.2014 по гражданскому делу <данные изъяты>, в отношении МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» было возбуждено исполнительное производство <данные изъяты>. Установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии данного постановления.

30.01.2015 МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» получена копия указанного постановления о возбуждении исполнительного производства, установлен срок для добровольного исполнения - 5 дней.

27.08.2015 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Этим же постановлением установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - 02.10.2015.

12.03.2019 постановлением заместителя начальника МРО СП по ИОИП УФССП России по Кировской области К. №3563/19/43001-АП МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

01.12.2021 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Кировской области Д. вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 04.02.2022.

21.02.2022 судебным приставом-исполнителем в отношении МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем, после наложения административного штрафа, МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнило, в связи с чем, постановлением заместителя начальника МРО СП по ИОИП УФССП России по Кировской области К. №141/22/43001-АП от 16.03.2022 привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

При рассмотрении жалобы представителя МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» К.., судья районного суда пришел к выводу о необходимости переквалифицировать совершенное МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» деяние с части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, выводы судьи районного суда в части признания несостоятельными доводов МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» об утрате возможности исполнить решение Ленинского районного суда г. Кирова от 15.10.2014 и о принятии мер по исполнению решения суда нахожу преждевременными, сделанными без выяснения имеющих существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельств.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Как следует из смысла статей 26.1 и 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.

Таким образом, при наличии процессуальной возможности для устранения сомнений по вопросам, перечисленным в статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья обязан выполнить требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела.

Делая выводы о невыполнении МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» требований, содержащихся в исполнительном документе, во вновь установленный срок, судья районного суда исходил из того, что, во-первых, учреждением не предоставлены данные, подтверждающие невозможность восстановления работоспособности подъемных устройств с платформой БК №320, во-вторых, направление обращений о необходимости выделения денежных средств для реализации требований исполнительного документа не свидетельствуют о невиновности учреждения.

Однако, из жалобы МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» на постановление должностного лица, поданной в районный суд, которая является идентичной жалобе, поданной в Кировской областной суд, следует, что у Учреждения в подтверждение доводов о невозможности восстановить работоспособность подъемных платформ имеются следующие документы: заключения экспертной организации ООО фирма «Лифт-Эксперт» №2018.12.01/ЭЗ, №2018.12.03/ЭЗ, №2018.12.04/ЭВ по результатам обследования подъемной платформы для инвалидов, пассажирского конвейера (движущейся пешеходной дорожки и эскалатора); представления прокуратуры города Кирова от 27.02.2020 по вопросу функционирования подъемных платформ и от 05.03.2020 по вопросу демонтажа платформ с целью недопущения их дальнейшего разрушения и получения травм гражданами; муниципальный контракт №0172 от 23.03.2020, заключенный между Управлением и ООО «Объект»на выполнение работ по демонтажу подъемных платформ для инвалидов в надземных переходах в г. Кирове; акт технического осмотра подъемных устройств с платформой БК 320, находящихся в подземных пешеходных переходах по ул. Воровского, 137, ул. М. Конева, 3, от 19.03.2021.

Также в подтверждение доводов о принятии мер по исполнению решения суда представитель Учреждения ссылается на направление писем в адрес департамента городского хозяйства администрации города Кирова о выделении денежных ассигнований.

По запросу Кировского областного суда указанные документы были предоставлены суду муниципальным казенным учреждением «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова».

Таким образом, при вынесении оспариваемого решения судьей районного суда не принято мер к всестороннему, полному и объективному установлению обстоятельств дела, должным образом не исследованы вопросы реальной возможности исполнения решения Ленинского районного суда г. Кирова от 15.10.2014 и принятия всех необходимых мер по исполнению решения суда, то есть, не исследован вопрос о наличии в действиях МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» виновного неисполнения исполнительного документа в установленный срок, являющегося необходимым признаком наступления административной ответственности.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении положений статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является существенным нарушением процессуальных требований и не позволяет рассматривать вынесенное судом решение как законное и обоснованное.

Поскольку по результатам рассмотрения данного дела вынесено постановление о признании МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» виновным с назначением ему административного наказания, не имеется препятствий для отмены обжалуемого решения судьи и возвращения дела в Первомайский районный суд г. Кирова на новое рассмотрение для вынесения законного и обоснованного решения в отношении привлекаемого к административной ответственности лица.

Доводы, изложенные МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» в жалобе, подлежат проверке и оценке в полном объеме при новом рассмотрении, которые в оспариваемом решении оценки не получили.

В соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение судьи подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение судьей Первомайского районного суда г. Кирова.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

решение судьи Первомайского районного суда г. Кирова от 06 июля 2022 года, принятое по жалобе представителя МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» по доверенности К. на постановление заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Кировской области К. №141/22/43001-АП от 16.03.2022, отменить.

Направить данное дело об административном правонарушении в отношении МКУ «Управление дорожной и парковой инфраструктуры города Кирова» в Первомайский районный суд г. Кирова на новое рассмотрение.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья

Кировского областного суда Стёксов В.И.

Решение01.09.2022