ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-586(333 от 29.09.2020 Омского областного суда (Омская область)

Судья: Пархоменко Г.Л. Дело № 77-586(333)/2020

РЕШЕНИЕ

Судья Омского областного судаСтаростина Г.Г., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «БУРГЕР РУС» (далее по тексту – ООО «БУРГЕР РУС», общество) по жалобе законного представителя общества Медового Д. на решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 29 июля 2020 года,

УСТАНОВИЛ:

постановлением главного специалиста отдела охраны атмосферного воздуха департамента экологической безопасности, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Омской области Б.Е.В. от 10 февраля 2020 года ООО «БУРГЕР РУС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Законный представитель – директор общества Медовый Д. обжаловал постановление в районный суд.

Решением судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 29 июля 2020 года вышеназванное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ООО «БУРГЕР РУС» – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Омский областной суд, законный представитель – директор общества Медовый Д. просит постановление и решение отменить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.

В дополнениях к жалобе общество указывает на предоставление отчета о результатах осуществления производственного контроля за 2018 год в установленный срок, поскольку данный отчет направлен посредством почтовой корреспонденции 25 марта 2019 года.

В судебном заседании защитник общества по доверенности Белякова И.В. поддержала жалобу с дополнениями по изложенным в них доводам.

Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Омской области Б.Е.В. выразил согласие с постановленным судом решением. Пояснил, что последним днем предоставления отчета о результатах осуществления производственного контроля за 2018 год является 24 марта 2019 года, обществом должно быть обеспечено получение указанного отчета административным органом не позднее указанной даты.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы с дополнениями, выслушав защитника общества, должностное лицо административного органа, прихожу к следующему.

Статьей 8.5 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 названного Кодекса.

В соответствии с ч. 2, 4 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ч. 7 ст. 67 Федерального закона № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74 утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля согласно Приложению 1 (далее – Требования) и порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля согласно Приложению 2 (далее – Порядок).

Пунктом 1 Требований установлено, что программа производственного экологического контроля (далее - Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.

Как следует из п. 1, 2 Порядка, отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее - Отчет) представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее - объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.

В силу п. 3 Порядка отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган, указанный в пункте 2 названного Порядка, или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Основанием для привлечения ООО «Бургер-Рус» к административной ответственности на основании названной выше нормы послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что обществом, эксплуатирующим объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду III категории (ресторан Бургер Кинг 0263-ОМС по адресу <...> и ресторан Бургер Кинг 0258-ОМС по адресу <...><...>), не представлен в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области отчет о результатах осуществления производственного экологического контроля на объект, оказывающий негативное воздействие за 2018 год, в срок, установленный п. 1 Порядка, а именно до 25 марта 2019 года.

Данный отчет о результатах осуществления производственного экологического контроля на объект, оказывающий негативное воздействие отправлен почтой 25 марта 2019 года и поступил в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Омской области 3 апреля 2019 года.

Вместе с тем, состоявшиеся по делу акты нельзя признать законными, поскольку вышеприведенными нормами не установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объектах I, II и III категорий обеспечивать фактическое поступление в административный орган отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля ежегодно до 25 марта соответствующего календарного года, равно как в них не определен возможный порядок осуществления этого.

Также следует принять во внимание, что в силу ст. 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Статья 194 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует порядок совершения действий в последний день срока. В силу п. 2 названной статьи письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.

Аналогичные положения содержатся в других процессуальных и иных кодексах, в том числе, в КоАП РФ, согласно ч. 4 ст. 4.8 которого если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

При этом если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Иного порядка исчисления сроков Федеральный закон № 7-ФЗ не содержит.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Как следует из материалов дела, в частности акта проверки от 3 февраля 2020 года, отчет о результатах осуществления производственного экологического контроля на объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, отправлен почтой 25 марта 2019 года (о чем свидетельствует почтовое уведомление), а поступил в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Омской области 3 апреля 2019 года (л.д. 55-59, 116-129, 130, 131, 132).

Данный отчет для направления в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области сдан в организацию почтовой связи 25 марта 2019 года, что подтверждается описью вложения, почтовой квитанцией от 25 марта 2019 года (л.д. 130), что согласуется с данными, размещенными на официальном сайте АО «Почта России» (ШПИ 10100021837801).

При этом 24 марта 2019 года является входным днем.

Таким образом, вывод должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Омской области о совершении ООО «Бургер-Рус» деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, нельзя признать правильным.

Соответственно, доводы общества, приводимые в жалобе, отклонены судьей районного суда без достаточных к тому оснований.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица, решение судьи районного суда подлежат отмене, производство по делу – прекращению за отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

жалобу (с дополнениями) ООО «Бургер-Рус» удовлетворить.

Постановление главного специалиста отдела охраны атмосферного воздуха департамента экологической безопасности, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Омской области от 10 февраля 2020 года, решение судьи Куйбышевского районного суда г. Омска от 29 июля 2020 года, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью «Бургер-Рус» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Судья Г.Г. Старостина