ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-58/2018 от 27.02.2018 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Бушуев Ю.Н. Дело № 77-58/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г.Киров 27 февраля 2018 года

Судья Кировского областного суда Кощеев А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области Бересневой А.И. на решение судьи Куменского районного суда Кировской области от 11 января 2018 года, принятое по жалобе МУП «Куменский коммунсервис» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области Бересневой А.И. № 08-45/11-17 от 10 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении МУП «Куменский коммунсервис»,

установил:

постановлением государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области Бересневой А.И. № 08-45/11-17 от 10.11.2017 года МУП «Куменский коммунсервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Решением судьи Куменского районного суда Кировской области от 11.01.2018 года указанное постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении МУП «Куменский коммунсервис» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Кировский областной суд, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Кировской области Береснева А.И. просит решение судьи отменить. В обоснование заявленного требования вновь указаны обстоятельства, изложенные в постановлении от 10.11.2017 года, послужившие основанием для привлечения МУП «Куменский коммунсевис» к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ. Также обратила внимание, что Федеральным законом от 31.12.2017 года № 503-ФЗ статья 23 Федерального закона от 29.12.2014 года № 458-ФЗ дополнена пунктом 10, согласно которому плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не взимается. Указывая, что названный Закон вступил в силу 31.12.2017 года, считает, что на правоотношения, возникшие до указанной даты, он не распространяется, а по состоянию на дату вынесения постановления об административном правонарушении обязанность по внесению платы за негативное воздействие за 2016 год в части размещения твердых коммунальных отходов у МУП «Куменский коммунсервис» имелась. Также сослалась на решение Куменского районного суда Кировской области от 26.12.2017 года, вступившее в законную силу, которым МУП «Куменский коммунсервис» привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ за сокрытие полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, содержащейся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, в части размещения в 2016 году 1176 тонн отходов. Тот факт, что МУП «Куменский коммунсервис» является оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, установлен тем же решением. Помимо изложенного, сослалась на практику рассмотрения Кировским областным судом дела о привлечении иного юридического лица к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ.

Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области Береснева А.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомила.

Представитель МУП «Куменский коммунсервис» - Тарасова Н.Л. в судебном заседании полагала жалобу должностного лица не подлежащей удовлетворению.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как следует из материалов дела, МУП «Куменский коммунсервис» осуществляет деятельность по размещению отходов IV класса опасности (твердых коммунальных отходов) на объекте размещения отходов, расположенном по адресу: <адрес>.

22.06.2017 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области в отношении МУП «Куменский коммунсервис» возбуждено дело об административном правонарушении и принято решение о проведении административного расследования по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе которого выявлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления.

В ходе проведения административного расследования в отношении МУП «Куменский коммунсервис», установлено что в нарушение требований ст.16.3, п.3 ст.16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.5, 9 ст.23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» МУП «Куменский коммунсервис» не начислена и не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год за размещение твердых коммунальных отходов.

10.11.2017 государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Кировской области Бересневой А.И. вынесено постановление № 08-45/11-17 о назначении МУП «Куменский коммунсервис» наказания.

Рассматривая жалобу МУП «Куменский коммунсервис» на указанное постановление, судья районного суда, приняв во внимание положения Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым статья 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дополнена частью 10, предусматривающей, что плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается, признал незаконным и отменил постановление должностного лица ввиду отсутствия в действиях МУП «Куменский коммунсервис» состава вмененного в вину административного правонарушения.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено: размещение отходов - хранение и захоронение отходов; оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В силу пункта 5 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Статьей 16.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ предусмотрено, что платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).

Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.

При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

В соответствии со статьей 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Статьей 9 Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которым статья 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дополнена частью 10, предусматривающей, что плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.

Из анализа ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ следует, что данная норма содержит переходные положения, связанные с возникновением с 01.01.2016 у собственников помещений в многоквартирном доме обязанности участвовать в финансировании расходов региональных операторов по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Положения Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступили в законную силу 31.12.2017.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 05.03.2013 N 5-П, вытекающее из конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства требование определенности правового регулирования предполагает, что механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений. Соблюдение требования определенности соответствующего правового регулирования заключается в конкретности, ясности и недвусмысленности нормативных установлений, призванное обеспечить лицу, на которое законом возлагается та или иная обязанность, реальную возможность предвидеть в разумных пределах последствия своего поведения в конкретных обстоятельствах.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Уставом предприятия МУП «Куменский коммунсервис», в том числе, осуществляет деятельность по удалению отходов (л.д.25 оборот).

Деятельность МУП «Куменский коммунсервис» является тарифицированной.

В соответствии с решением РСТ Кировской области от 25.12.2015 № 50/15-кс-2016 установлены тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов МУП «Куменский коммунсервис» на территории Куменского городского поселения Куменского района Кировской области.

Потребителями указанной услуги являются население, собственники жилых помещений и исполнители коммунальных услуг.

МУП «Куменский коммунсервис» оказывает услуги по приемке и утилизации твердых бытовых отходов на основании контракта возмездного оказания услуг от 27.01.2016 с администрацией Большеперелазского сельского поселения Куменского района Кировской области (л.д.17-18), и иными организациями и учреждениями (л.д.19-24).

Из материалов дела усматривается, что услуги, оказываемые МУП «Куменский коммунсервис» в рамках исполнения вышеуказанных договоров представляют собой приемку и утилизацию твердых бытовых отходов.

Право собственности на отходы МУП «Куменский коммунсервис» не принадлежит.

В этой связи действия МУП «Куменский коммунсервис» в рамках оказания услуг по названным договорам в указанный период не могут быть расценены как деятельность по размещению твердых бытовых отходов по смыслу Закона об отходах.

Фактически Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» устранена обязанность по начислению и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы.

В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Законодателем в данном случае посредством принятия Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ, вносящего изменения в Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» осуществлено улучшение положения лица, обязанного начислять и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Поскольку обязанность по начислению и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год снята, судья районного суда обоснованно пришел к выводу об отсутствии в действиях МУП «Куменский коммунсервис» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.

Доводы жалобы изложенные в жалобе, сводятся к несогласию с выводами районного суда, аналогичны позиции административного органа, высказанной при рассмотрении жалобы МУП «Куменский коммунсервис», правильность вывода судьи районного суда не опровергают, в связи чем не могут явиться основанием для отмены судебного акта.

Нарушений процессуальных требований при пересмотре постановления судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу решения нет.

Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Куменского районного суда Кировской области от 11 января 2018 года оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области Бересневой А.И. - без удовлетворения.

Судья Кировского областного суда А.В. Кощеев