ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-59(34 от 30.01.2018 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Колядов Ф.А. Дело №77-59(34)/2018

РЕШЕНИЕ

30 января 2018 года г. Омск

Судья Омского областного суда Климова В.В.,

при секретаре Лянгасовой П.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника ООО «Нефтехимремонт» Новоселовой О.В. на решение судьи Советского районного суда г.Омска от <...>, которым постановлено:

«Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Омской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области Жебанова С.В.№ <...> от <...>, которым ООО «Нефтехимремонт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50.000 рублей, оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения»,

установила:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Омской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области от <...> ООО «Нефтехимремонт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 50.000 рублей.

Из постановления следует, что при проведении административного расследования по факту поступления с 09 по 10 марта 2017 года массового обращения граждан на наличие неприятного запаха газа и нефтепродуктов Управлением Росприроднадзора был проведен анализ информации Центра по мониторингу загрязнения окружающей среды ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС» на предмет наличия превышений предельно-допустимой концентрации (ПДК) загрязняющих веществ на постах наблюдения и метеорологической ситуации в городе Омске (направление и скорость ветра) и характера обращений граждан. Установлено, что основная масса обращений Советского административного округа при северном, северо-западном направлении ветра, левобережья, преимущественно в районе ул. Солнечные, Любинские, Дианова, Лукашевича Кировского административного округа при северном, северо-западном направлении ветра, д.Приветная, мкр.Входной при северном направлении ветра. Направление ветра свидетельствует о том, что источник расположен на территории северо-западного промышленного узла САО г.Омска.

В ходе объезда территории северо-западного промышленного узла САО г.Омска <...> в районе буферных прудов АО «Газпромнефть-ОНПЗ» органолептически ощущался сильный запах нефтепродуктов (углеводородов). Установлено, что на буферном пруду АО «Газпромнефть – ОНПЗ» (гидротехническое сооружение) проводятся работы по выемке нефтесодержащих отходов из чаши прудов, их смешивание с соломой и складирование на территории буферного пруда и сопредельную территорию с восточной стороны буферного пруда. На указанной территории с восточной стороны буферного пруда имеется огороженная территория с контрольно-пропускным пунктом, на въезде имеется паспорт объекта, на котором указано наименование организаций, осуществляющих работы. Работы проводит ООО «Нижегородский институт прикладных технологий», субподрядная организация ООО «Нефтехимремонт», которое осуществляет работы на буферном пруду по договору с АО «Газпромнефть-ОНПЗ от <...>.

В соответствии с решением Советского районного суда г. Омска от 12.12.2014 года и ранее проведенными проверками установлено, что емкости секции № <...> буферного пруда, образованные грунтовыми плотинами 1, 2, 3, заполнены жидкими и твердыми отходами. Так, в соответствии с отобранными пробами отходов (донного осадка) – отходы отнесены к 3 классу опасности для окружающей среды.

При натурном осмотре буферного пруда установлено, что на территории буферных прудов производится разгрузка автомобилей, груженых соломой. Экскаваторной техникой проводятся вскрышные работы, нефтешламовые осадки перемешиваются с соломой и складируются в буртах в чаше секции буферного пруда и на сопредельной территории. Кроме того, на специальных площадках осуществляется сушка изъятых из чаши буферных прудов нефтешламов с применением вентиляторов.

Согласно рабочей документации «Проект производства работ № <...> на строительство «Подготовительный этап работ. Работы с ложем пруда и откосами дамб. Ремонт дамб с целью восстановления геометрических параметров» «Земляные работы» 2016 года, данным проектом предусмотрено проведение земляных работ с целью открытия дна площадки для обследования и последующего ремонта ГТС буферного пруда. Производство работ предусматривает 2 этапа. Первый этап включает в себя разработку осадка в пруду на участках № <...> с размещением осадка в отвал, с целью последующего определения качества основания буферного пруда специализированной организацией. При необходимости допускается перемещение осадка на прилегающую территорию в границах объекта. Второй этап включает в себя разработку осадка на участках № <...> с размещением осадка в отвал в районе участка 1.

В соответствии с п.п. 5.5 проекта производства работ предусмотрено использование 4 экскаваторов для разработки нефтешламового осадка. В отступление от проекта производства работ фактически работы одновременно осуществляются 6-ю и более экскаваторами.

Проектом производства работ предусмотрена очередность производства работ первый и второй этапы, фактически разработка нефтешламового осадка в пруду осуществляется одновременно на участках № <...>.

Проектом производства работ не предусмотрено мероприятий по недопущению загрязнения атмосферного воздуха при изъятии отходов (глубина залегания которых составляет от 0,8 до 6,0 метров). Ограничения по глубине проводимых работ экскаваторами, проектом производства работ не определено, таким образом, создаются предпосылки для разрушения грунтового замка дна ГТС. В проекте производства работ отсутствует информация о буферных прудах по наличию (отсутствии) надземных сооружений. Не разработаны мероприятия по охране подземных вод от проникновения в них загрязняющих веществ. Проектом производства работ не предусмотрены мероприятия по сбору загрязненного поверхностного стока, охране почв и поверхностных вод от попадания с участка работ загрязняющих веществ.

С западной стороны буферного пруда произведена реконструкция стенки дамбы буферного пруда - устроен прокол в теле дамбы ГТС, для проезда техники. Проектом производства работ данные мероприятия не предусмотрены. Техника по устроенным дорогам между «Советской свалкой» и буферными прудами, осуществляет движение в тело пруда и из него. Кроме того, с западной стороны устроенной дороги организована парковочная площадка, предназначена для стоянки транспортных средств.

Мер по недопущению выноса отходов за пределы Буферного пруда не предусмотрено. Устроенная дорога и парковка на занимаемом участке находится за границей Буферного пруда, разрешение на использование этих земель у АО «Газпромнефть-ОНПЗ» и ООО «Нефтехимремонт» отсутствует. Вывоз отходов за границу буферного пруда на восточную границу земельного участка осуществляется по городской дороге.

В проекте производства работ не предусмотрено и при осуществлении работ не исполняется требование п.1 ст.18 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» о запрете хранения, захоронения и обезвреживания на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Также проектом производства работ не регламентировано проведение работ, предусматривающих перемешивание нефтешламовых осадков с соломой, складирование их в бурты, а также сушку с применением вентиляторов. Не регламентированы работы с жидкими фракциями нефтешламовых осадков.

Изменений в имеющееся разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ от источников выбросов в атмосферный воздух, подрядной организацией, при осуществлении вскрышных работ экскаваторной техникой, буртовке, перемешиванию с соломой и сушке отходов вентиляторами на специальных площадках, не внесено. Нормативы образования отходов, выбросов в атмосферный воздух, в результате проводимых работ, в отступление от ст. 22 Закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», не установлены.

Таким образом, при осуществлении работ на гидротехническом сооружении буферного пруда, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 55:36:030114:10, ООО «Нефтехимремонт» не обеспечило контроль за выполнением субподрядной организацией требований природоохранного законодательства и проекта производства работ.

Не согласившись с постановлением, ООО «Нефтехимремонт» обжаловало его в суд, и судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.

В жалобе защитник ООО «Нефтехимремонт» Новоселова О.В. просит постановление должностного лица и решение суда отменить, производство по делу прекратить, ссылается на отсутствие доказательств, подтверждающих наличие в действиях Общества состава административного правонарушения и существенное нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что осуществляемые на ГТС буферный пруд работы не являются строительными, не предполагают проведение реконструкции и не влекут вывод ГТС из эксплуатации, и они не связана с обращением отходов производства и потребления (отходы производства и потребления в буферном пруду отсутствуют). Действующими техническими документами на ГТС буферный пруд предусмотрено, что объект имеет несколько режимов работы, попеременная эксплуатация этих режимов или выведение какой-либо секции из эксплуатации не влечет изменений в технологическом процессе. Считает, что решение Советского районного суда г.Омска от 12.12.2014 года не имеет преюдициального значения для настоящего дела, актом инвентарзации, выполненной ООО «Тайм Юнит», установлено, что отходы в ГТС буферный пруд отсутствуют, а донные отложения не могут быть оценены в качестве отходов производства до момента их удаления с территории буферного пруда.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника ООО «Нефтехимремонт» Власова Г.В., поддержавшего жалобу, а также представителей Управления Росприроднадзора по Омской области Саввину О.В., Тектова С.Н. и Жебанова С.В., просивших решение судьи оставить без изменения, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.8.1 КоАП РФ административная ответственность наступает за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Согласно ч.1 ст.32 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее, Федеральный закон №7-ФЗ) оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Частью 1 ст.34 Федерального закона №7-ФЗ предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно п.1 ст.35 Закона №7-ФЗ при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

Судом установлено, что <...> Управлением Роспотребнадзора по Омской области возбуждено дело об административном правонарушении в отношении неустановленных лиц по ст. 8.1 КоАП РФ и проведено административное расследование на основании массовых обращения жителей г.Омска о наличии в воздухе неприятного запаха газа и нефтепродуктов.

В рамках административного расследования была проверена информациям Центра по мониторингу загрязнения окружающей среды ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС» на предмет наличия превышений предельно-допустимой концентрации (ПДК) загрязняющих веществ на постах наблюдения и метеорологической ситуации в городе Омске (направление и скорость ветра) и характера обращений граждан, проведен объезд территории северо-западного промышленного узла САО г.Омска в районе буферных прудов АО «Газпромнефть-ОНПЗ», проведен натурный осмотр буферного пруда и изучена рабочая документация - проект производства работ № <...> на строительство «Подготовительный этап работ. Работы с ложем пруда и откосами дамб. Ремонт дамб с целью восстановления геометрических параметров» «Земляные работы» 2016 года.

В ходе расследования выявлено, что подрядная организация АО «Газпромнефть-ОНПЗ» - ООО «Нефтехимремонт», выполняющая работы на объекте ГТС буферного пруда на основании договора от <...>, при производстве работ не обеспечило контроль за выполнением субподрядной организацией ООО «НИПТ» положений Федеральных законов «Об охране окружающей среды» и «Об охране атмосферного воздуха», а также требований проекта производства работ.

По указанному факту <...> в отношении юридического лица – ООО «Нефтехимремонт» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 КоАП РФ, в котором подробно изложено существо правонарушения, и <...> вынесено постановление о назначении административного наказания.

Составленные по делу об административном правонарушении процессуальные документы соответствуют требованиям КоАП РФ, в связи с чем являются допустимыми, достоверными, а в своей совокупности достаточными доказательствами, собранными в соответствии с правилами ст.ст.26.2, 26.11 КоАП РФ.

Не согласиться с оценкой указанных доказательств оснований не имеется.

Доказательств того, что ООО «Нефтехимремонт» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не установлено.

Доводы жалобы относительно отсутствия в действиях ООО «Нефтехимремонт» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, были предметом проверки судьи, обоснованно и мотивированно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном акте, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося решения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ отходы производства и потребления (далее-отходы) – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

размещение отходов – хранение и захоронение отходов;

хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

В п.4.11 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» указано, что под объектом размещения отходов понимаются полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

В соответствии с Декларацией безопасности гидротехнических сооружений буферного пруда АО «Газпромнефть-ОНПЗ» от <...> наливной буферный пруд, входящий в состав очистных сооружений цеха № <...>, предназначен для отстоя и доочистки сточных вод АО «Газпромнефть-ОНПЗ» и служит буферной емкостью для перекачки стоков на городские очистные сооружения. Класс сооружений – четвертый, класс опасности нефтешламов – третий (п.9.1.). В эксплуатации находится секция № <...>, а секции № <...> и № <...>а, общей площадью 28 га, выведены из эксплуатации в связи с их заполнением твердыми отходами (п. 9.3.).

Согласно критериальным значениям качественных диагностируемых показателей состояния сооружений, изложенных в Декларации безопасности от <...>, критериями оценки влияния сбрасываемых стоков на состав подземных вод, в районе буферного пруда, служит загрязнение их продуктами нефтепереработки.

В настоящее время действует Декларация безопасности ГТС буферного пруда очистных сооружений комплекса ОС (цеха № <...>) ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ», утв. Заместителем руководителя Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору <...> В основу разработки указанной Декларации безопасности положены те же документы, а также характеристики объекта, что и в Декларации от <...>, что подтверждается Таблицей 1 (Общие характеристики ГТС (комплексов ГТС), представленной в Декларации безопасности от <...> (л.д. 127-247)

Согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от <...>, буферным прудам АО «Газпромнефть-ОНПЗ» присвоена 1-я категория негативного воздействия на окружающую среду.

Из технологической инструкции буферного пруда №Т-ВС-44-8, утвержденной начальником ОЗХ АО «Газпромнефть-ОНПЗ» <...> (раздел 3), следует, что основная функция буферного пруда – сооружение для механической очистки сточных вод. Буферный пруд выступает в роли вторичного отстойника. В буферном пруду происходит осветление воды за счет оседания взвешенных веществ и механических примесей.

Согласно технологической инструкции буферного пруда от <...> (раздел 2), поступающим на буферные пруды сырьем являются нефтесодержащие промышленные стоки с установки биологической очистки, готовой продукцией являются промышленные стоки на очистные сооружения ОАО «ОмскВодоканал», собранная нефтеэмульсия.

Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в буферном пруду АО «Газпромнефть-ОНПЗ» отходов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую природную среду.

Относительно доводов жалобы о том, что осуществляемые на ГТС буферный пруд работы не являются строительными, не предполагают проведение реконструкции, не влекут вывод ГТС из эксплуатации и не связана с обращением отходов производства и потребления, следует отметить, что в силу ч.1 ст.39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Поскольку в настоящем случае при производстве работ на ГТС буферный пруд часть секций ГТС была выведена из эксплуатации для разработки донных отложений и их изъятия из ложа пруда, при выводе из эксплуатации части ГТС буферный пруд и производстве на нам работ должны были быть предусмотрены и разработаны мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Доводы жалобы о том, что решение Советского районного суда г.Омска от 12 декабря 2014 года, которым был установлен факт нахождения в буферном пруду, расположенном на территории земельного участка с кадастровым номером № <...>:10, отходов производства (донный осадок) III класса опасности для окружающей природной среды, не имеет преюдициального значения в связи с фактическим исполнением данного решения, не может повлечь отмену вынесенного по делу судебного решения, поскольку выводы судьи районного суда, а также должностного лица, вынесшего постановление, о совершении ООО «Нефтехимремонт» правонарушения сделаны на основе анализа и оценки совокупности всех доказательств, а не только указанного судебного акта.

Обстоятельства, на которых судья основал свои выводы, приведенные им в судебном решении, доказательства и их оценка, являются достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности ООО «Нефтехимремонт».

Таким образом, доводы жалобы не влекут сомнений в правильности постановления административного органа и судебного решения и не могут являться причинами их отмены, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм материального или процессуального права, а сводятся к несогласию заявителя жалобы с оценкой доказательств вины Общества и обстоятельств правонарушения.

При производстве по делу юридически значимые обстоятельства определены правильно, нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда допущено не было, в связи с чем, в удовлетворении жалобы следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решила:

Решение судьи Советского районного суда г.Омска от <...> оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Нефтехимремонт» Новоселовой О.В. - без удовлетворения.

Судья: В.В. Климова