ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-614(341 от 06.10.2020 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Ефремова И.В. Дело № 77- 614(341)/2020

РЕШЕНИЕ

6 октября 2020 года г. Омск

Судья Омского областного суда Филимонов Д.И., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу главного государственного инспектора Советского АО г. Омска по пожарному надзору Ю.И.Е. на решение судьи Советского районного суда города Омска от 9 сентября 2020 года, которым постановлено:

«Постановление главного государственного инспектора Советского АО г. Омска по пожарному надзору Ю.И.Е. от 09.07.2020 за № 58, которым департамент имущественных Администрации города Омска признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей - отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения»,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении, 18 апреля 2020 года в 18-30, по адресу: г. Омск, ул. 1 Затонская, (кадастровый номер участка № <...>), 26 апреля 2020 года в 13-38 мин по адресу: г. Омск, Комбинатская, <...> (кадастровый номер участка № <...>), 25 апреля 2020 года в 17-03 часов по адресу: г. Омск, п. Большие Поля, ул. Сиренева, д. <...> (кадастровый номер участка № <...>), 25 апреля 2020 года в 17-19 часов по адресу: г. Омск, ул. Попова, д. <...> (кадастровый номер участка № <...>), 15 мая 2020 года в 15-20 часов по адресу: г. Омск, ул. Тевризская, д. <...> (кадастровый номер участка № <...>), г. Омск, мкр. Береговой, ул. Лесокомбинатская, д. <...> (кадастровый номер участка № <...>), г. Омск, ул. мкр. Береговой, ул. Лесокомбинатская, (кадастровый номер участка 55:36:010105:528), государственным инспектором Советского АО г. Омска по пожарному надзору были выявлены нарушения ст. 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года за № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 17(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, постановления Правительства Омской области от 15 апреля 2020 года за № 131-п «Об установлении противопожарного режима на территории Омской области, а именно: собственником земельных участков не произведен покос травы (фактически земельные участки не очищены от сухой травянистой растительности).

Постановлением главного государственного инспектора САО г. Омска по пожарному надзору от 9 июля 2020 года департамент имущественных отношений Администрации г. Омска был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Защитник департамента имущественных отношений Администрации г. Омска С.М.С. обжаловала постановление в районный суд.

Судьей Советского районного суда г. Омска постановлено изложенное выше решение.

В жалобе главный государственный инспектор Советского АО г. Омска по пожарному надзору Ю.И.Е. просит решение отменить, постановление должностного лица признать законным. Указывает, что департамент имущественных отношений Администрации г. Омска является надлежащим субъектом административной ответственности, вина данного департамента в совершении административного правонарушения установлена, и доказана материалами дела.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав главного государственного инспектора Советского АО г. Омска Ю.И.Е., поддержавшего доводы жалобы, защитника департамента имущественных отношений Администрации г. Омска Б.А.В., возразившего против доводов жалобы, оснований для отмены решения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

Согласно п. 17.1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы. Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

Постановлением Правительства Омской области 15 апреля 2020 года № 131-п на территории Омской области установлен особый противопожарный режим с 16 апреля 2020 года по 15 июня 2020 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно выпискам из ЕГРН собственником вышеуказанных земельных участков является – муниципальное образование городской округ город Омск Омской области.

Решением Омского городского Совета от 20 сентября 1995 года № 92 «Об Уставе города Омска» принят и введен в действие Устав города Омска (далее - Устав). Статьей 8 Устава определена структура органов местного самоуправления города Омска. Администрация города Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Омска и осуществляет деятельность, возложенную на нее Уставом, делегируя свои полномочия отдельным структурным подразделениям Администрации города Омска.

Статьей 9 Устава определены вопросы местного значения муниципального образования город Омск: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Омска (подпункт 3 пункта 1 статьи 9 Устава); обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города Омска (подпункт 10 пункта 1 статьи 9 Устава); утверждение правил благоустройства территории города Омска, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории города Омска в соответствии с указанными правилами (подпункт 25 пункта 1 статьи 9 Устава).

В соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Положение о департаменте имущественных отношений), утвержденным Решением Омского городского Совета от 26 октября 2011 года № 452 «О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска», департамент имущественных отношений является структурным подразделением Администрации города Омска. В соответствии с пунктом 16 Положения о департаменте имущественных отношений основной целью деятельности департамента является эффективное управление имуществом, находящимся в распоряжении муниципального образования город Омск.

Согласно п. 17 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска, основными задачами департамента является осуществление от имени муниципального образования город Омск функции управления муниципальным имуществом. Управление и распоряжение муниципальным имуществом г. Омска и распоряжение муниципальным имуществом г. Омка и землями, расположенными в границах г. Омска.

В силу подпункта 1 п. 18 Положения о департаменте имущественных отношений в сфере формирования и управления имуществом города Омска департамент имущественных отношений в пределах своей компетенции от имени муниципального образования город Омск осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества города Омска.

Вышеуказанные земельные участки департаментом имущественных отношений в пользование иным лицам по основаниям, предусмотренным настоящим Положением, не предоставлялись.

Департаменту имущественных отношений делегированы отдельные полномочия собственника муниципального имущества в части управления данным имуществом. Функция управления имуществом предполагает, в том числе, предоставление в установленном порядке в пользование иным лицам муниципального имущества по основаниям, предусмотренным Положением.

Администрация города Омска делегировала полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и организации благоустройства на соответствующей территории, иным структурным подразделениям Администрации города Омска: департаменту общественной безопасности.

Решение Омского городского Совета от 25 июля 2007 года № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты о порядка на территории города Омска» определяет требования к состоянию благоустройства городских территорий, защите окружающей среды, проведению нарушающих существующее благоустройство на территории города Омска, устанавливает единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере благоустройства городской территории для всех юридических и физических лиц.

В соответствии со статьей 117 Правил благоустройства лицами, ответственными за создание, снос, обрезку и пересадку зеленых насаждений, являются: физические и юридические лица, являющиеся собственниками или пользователями земельных участков, на которых расположены или создаются зеленые насаждения; бюджетное учреждение города Омска в сфере благоустройства.

Создание, снос, обрезка, пересадка деревьев и кустарников, содержание зеленых насаждений производится на территориях общего пользования - бюджетным учреждением города Омска в сфере благоустройства.

Постановлением Администрации города Омска от 05 декабря 2012 года № 1593-п «О реорганизации бюджетных учреждений города Омска в сфере благоустройства» на территории города Омска образовано единое бюджетное учреждение города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства».

Основной деятельностью бюджетного учреждения определены содержание автомобильных дорог общего пользования, благоустройство и озеленение территории г. Омска (подпункт 1 пункта 2 постановления от 05 декабря 2012 года № 1593-п). Функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения в соответствии с пунктом 2 пункта 2 постановления от 05 декабря 2012 года № 1593-п осуществляет структурное подразделение Администрации города Омска - департамент городского хозяйства Администрации города Омска (далее - департамент городского хозяйства), осуществляющий свою деятельность на основании Решения Омского городского от 28 сентября 2011 года № 443 «О департаменте городского хозяйства Администрации г. Омска», которым утверждено Положение о департаменте городского хозяйства. Пунктом 16 Положения о департаменте городского хозяйства основными целями деятельности департамента городского хозяйства являются проведение муниципальной политики, направленной на обеспечение надежного, устойчивого и безопасного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства и благоустройства, создание условий для повышения качества жилищно-коммунальных и бытовых услуг, предоставляемых населению г. Омска.

Основными задачами департамента городского хозяйства являются организация благоустройства, озеленения и обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска; организация эффективной деятельности подведомственных департаменту городского хозяйства муниципальных организаций; а также обеспечение целевого использования бюджетных средств (п. 17 Положения).

Департамент городского хозяйства формирует в определенном действующим законодательством порядке муниципальное задание для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью и предусматривает при формировании бюджетной заявки на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период) ассигнования на выполнение муниципальных заданий бюджетного учреждения.

Департаментом имущественных отношений вышеуказанные земельные участки иным хозяйствующим субъектам в пользование не передавались, лицом, осуществляющим содержание зеленых насаждений на указанных земельных участках в соответствии с требованиями муниципальных правовых актов города Омска, является бюджетное учреждение города Омска «Управление дорожного хозяйства и благоустройства».

Судья районного суда пришел к выводу, что нормативно закрепленные полномочия по обязанности обеспечения первичных мер пожарной безопасности, путем отчистки территории города (в отношении вышеуказанных земельных участков) от сухой растительности, а также обязанность по принятию мер по устранению административного правонарушения и условий, способствующих его совершению, у департамента имущественных отношений Администрации города Омска отсутствовали.

Оснований не согласиться с приведенными выводами судьи районного суда не имеется, и доводы жалобы не могут быть приняты во внимание.

В названной связи жалоба главного государственного инспектора Советского АО г. Омска по пожарному надзору Ю.И.Е. подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Советского районного суда города Омска от 9 сентября 2020 года оставить без изменения, жалобу главного государственного инспектора Советского АО г. Омска по пожарному надзору Ю.И.Е. - без удовлетворения.

Судья Д.И. Филимонов