ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-622 от 16.06.2009 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Рубцова Т.Т.                                                   Дело № 77-622 (2009 г.)

                                                         Р Е Ш Е Н И Е

16 июня 2009 года                                                                                                                г. Омск

Судья Омского областного суда Кудря Т.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по протесту прокурора Полтавского района Омской области на решение судьи Полтавского районного суда Омской области от 23 апреля 2009 года, которым постановлено:

            «Постановление государственного инспектора, начальника западного сектора Управления госконтроля Департамента государственного контроля и охраны окружающей среды Гусевой Л.П. № 12 от 02 апреля 2009 года изменить.

Снизить размер штрафа, наложенного постановлением № 12 от 02.04.2009 на должностное лицо председателя СПК «Вишнячки» Кролевца Виктора Аркадьевича до 3 500 руб.».

Заслушав доклад по материалам дела, пояснения Кролевец В.А., исследовав материалы дела,

установил:

Постановлением госинспектора начальника западного сектора Управления госконтроля Департамента государственного контроля и охраны окружающей среды Гусевой Л.П. № 12 от 02.04.2009 председатель СПК «Вишнячки» Кролевец В.А. был привлечен к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ в связи с невнесением в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в сумме 5000 рублей.

Считая указанное выше постановление незаконным и необоснованным, председатель СПК «Вишнячки» Кролевец В.А. обжаловал его в Полтавский районный суд Омской области, просил отменить данное постановление, указав, что производственная деятельность СПК «Вишнячки» с начала 4 квартала 2008 года не осуществлялась, практически все работники СПК находятся в отпуске, техника и котельная не эксплуатируются, выбросов в атмосферный воздух СПК в 4 квартале 2008 года не осуществляло. Полагал, что отсутствует событие административного правонарушения, а производство по делу подлежит прекращению.

Судьей Полтавского районного суда Омской области постановлено изложенное выше решение.

В протесте прокурор Полтавского района Омской области просит решение судьи отменить, ссылаясь на то, что суд при вынесении решения руководствовался несуществующими и недействующими положениями законодательства. Указывает на то, что в действиях Кролевца В.А. имеется состав административного правонарушения, при этом основания для уменьшения размера штрафа, наложенного постановлением № 12 от 02.04.2009 на председателя СПК «Вишнячки», отсутствуют. Полагает, что выводы суда о возложении обязанности по контролю за поступлением вышеуказанных платежей на налоговые органы, являются ошибочными.

Проверив доводы протеста, изучив материалы дела, судья Омского областного суда считает, что решение судьи районного суда отмене не подлежит.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении  всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Указанные требования закона при рассмотрении дела об административном правонарушении судьей были соблюдены.

Статья 8.41 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Суд, изменяя постановление государственного инспектора, начальника западного сектора Управления госконтроля Департамента государственного контроля и охраны окружающей среды Гусевой Л.П. № 12 от 02 апреля 2009 года и снижая размер штрафа, наложенного на председателя СПК «Вишнячки» Кролевца В.А. до 3 500 руб., указал при этом, что плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов отнесена к налоговым доходам. Контроль за поступлением указанных платежей осуществляется налоговыми органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах. 

Вместе с тем судьей не было учтено следующее.

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду не относятся к налогам и сборам, порядок их уплаты  регулируется природоохранным законодательством.

В соответствии с п.1 ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Платность осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферу установлена также статьей 28 ФЗ от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Согласно ст.16 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

-сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

- загрязнение недр, почв;

- размещение отходов производства и потребления;

-загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года № 632 «Об утверждении порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среди, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» к видам негативного воздействия на окружающую среду, за осуществление которых взимается плата, в том числе, относятся выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников (объектов).

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 года № 284-О, Федеральному Закону от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Приказу Ростехнадзора от 12.09.2007 № 626 «Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются:

- юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

- индивидуальные предприниматели;

- иностранные физические лица.

Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Обязанность по уплате платы должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно.

Обязанность по уплате платы не снимается в случае простоя, консервации и иного приостановления деятельности предприятия, в случае дальнейшего оказания негативного воздействия на окружающую среду (п.п. 8, 9, 10, 12 Приказа Ростехнадзора от 12.09.2007 № 626).

Юридические лица (в том числе иностранные юридические лица) и иностранные физические лица, являющиеся плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на учет.

Процедура постановки на учет в качестве плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду описана в Приказе Ростехнадзора от 02.08.2005 № 545 «Об утверждении Порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».

Постановка плательщика на учет осуществляется территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (территориальные органы Ростехнадзора).

Впервые встать на учет нужно в течение квартала, в котором осуществлялось негативное воздействие на окружающую среду. Постановка на учет производится по месту государственной регистрации каждого передвижного объекта негативного воздействия. В рассматриваемом случае это место государственной регистрации автомобиля. При наличии более чем одного объекта негативного воздействия встать на учет необходимо отдельно по каждому из них.

Сведения о плательщиках и объектах негативного воздействия вносятся в реестр. На всех плательщиков оформляются свидетельства о регистрации в электронном виде. Чтобы получить свидетельство в бумажном виде, нужно обратиться с соответствующим запросом.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» установлены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду. Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух установлены в зависимости не от объема выброса загрязняющих веществ, а от вида и количества использованного топлива.

Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду установлена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому атомному надзору от 08.07.2006 № 557 (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 17.07.2006 № 8077, опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» - 24.07.2006, «Российской газете» - 28.07.2006) расчет платы подается плательщиком в территориальные органы Службы не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

В связи с тем, что согласования при приеме расчетов не требуется, расчеты могут быть представлены плательщиками лично либо направлены по почте.

Проверки правильности начисления, полноты и своевременности уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду проводят Служба и её территориальные органы.

Контрольные мероприятия проводятся в форме проверки представленных в территориальные органы Службы расчетов платы и приложенных к нему документов, а также в форме выездных проверок (проверок по местонахождению плательщика) (п.п. 38, 39, 40 Приказа Ростехнадзора «Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» № 626 от 12.09.2007.

Исходя из изложенного нельзя согласиться с выводами судьи районного суда о том, что плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов отнесена к налоговым доходам и что контроль за поступлением указанных платежей осуществляется налоговыми органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах. 

Названные суждения судьи являются ошибочными и подлежат исключению из обжалуемого решения.

В данной части доводы протеста признаются состоятельными.

Вместе с тем оснований для отмены судебного акта не имеется, так как ошибочность названных выводов незаконность и необоснованность принятого решения не повлекла.

Санкция ст.8.41 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Наказание председателю СПК «Вишнячки» Кролевцу В.А. за данное правонарушение назначено судьей в пределах санкции ст.8.41 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, обстоятельств дела и является справедливым.

Довод протеста о том, что в действиях Кролевца В.А. имеется состав административного правонарушения, при этом основания для уменьшения размера штрафа, наложенного постановлением № 12 от 02.04.2009 на председателя СПК «Вишнячки», отсутствуют, не может быть принят во внимание по изложенным мотивам.

Процессуальных нарушений норм КоАП РФ при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не допущено.

При изложенных обстоятельствах решение судьи Полтавского районного суда Омской области является законным и обоснованным и по основаниям, изложенным в протесте, отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь  п.1 ч.1 ст.30.7 КОАП РФ, судья

                                                решил:

Решение судьи Полтавского районного суда Омской области от 23.04.2009 оставить без изменения, а протест прокурора Полтавского района Омской области – без удовлетворения.

Судья Омского областного суда –                                                                       Т.Л. Кудря