Судья Медведев М.В. Дело №77-623/2017
РЕШЕНИЕ
19 апреля 2017 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Мавляветдинов И.М., при секретаре судебного заседания Низамовой Л.И., рассмотрел жалобу ФИО1 на решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 10 февраля 2017 года, вынесенное по административному делу в отношении заявителя по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителей Ростехнадзора ФИО2, ФИО3, судья
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Челнинского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора № .... от 13 декабря 2016 года заместитель начальника котельного цеха Набережно-Челнинской ТЭЦ филиала ОАО «Генерирующая компания» Набережно-Челнинская Теплоэлектроцентраль ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб. за нарушение пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116 – ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 298, 274 (подпункт «в»), 280, 234, 349, 240, 218 (подпункт «к») Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением».
Решением судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 10 февраля 2017 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, ставится вопрос об отмене постановления должностного лица и решения судьи как необоснованных.
Жалоба подлежит отклонению.
Согласно части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116 – ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» работники опасного производственного объекта обязаны:
соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;
незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;
в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
За выдачу работнику организации, осуществляющей эксплуатацию опасных производственных объектов, аттестата в области промышленной безопасности уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствие с положениями пунктов 298, 274 (подпункт «в»), 280, 234, 349, 240, 218 (подпункт «к») Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» эксплуатирующая организация должна обеспечить своевременный ремонт котлов по утвержденному графику планово-предупредительного ремонта.
На каждый котел должен быть заведен ремонтный журнал, в который ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котла вносит сведения о выполненных ремонтных работах, примененных материалах, сварке и сварщиках, об остановке котлов на чистку и промывку. Замена труб, заклепок и подвальцовка соединений труб с барабанами и коллекторами должны отмечаться на схеме расположения труб (заклепок), прикладываемой к ремонтному журналу. В ремонтном журнале также отражаются результаты осмотра котла до чистки с указанием толщины отложения накипи и шлама и все дефекты, выявленные в период ремонта.
Проверка исправности действия манометров, предохранительных клапанов, указателей уровня воды и питательных насосов должна проводиться в следующие сроки для котлов, установленных на тепловых электростанциях, по инструкции в соответствии с графиком, утвержденным техническим руководителем (главным инженером) электростанции.
На маховиках арматуры должна быть обеспечена сохранность обозначений направления вращения при открывании и закрывании арматуры.
Участки элементов котлов и трубопроводов с повышенной температурой поверхности, с которыми возможно непосредственное соприкосновение обслуживающего персонала, должны быть покрыты тепловой изоляцией, обеспечивающей температуру наружной поверхности не более 55 °C при температуре окружающей среды не более 25 °C.
Тепловая изоляция трубопроводов и арматуры должна быть в исправном состоянии. Температура на ее поверхности при температуре окружающего воздуха 25 °C должна быть не более 55 °C.
Указатели уровня воды прямого действия, установленные вертикально или с наклоном вперед под углом не более 30°, должны быть расположены и освещены так, чтобы уровень воды был хорошо виден с рабочего места обслуживающего котлы персонала.
Для защиты персонала от разрушения прозрачных пластин на котлах с давлением более 4 МПа необходимо контролировать наличие и целостность защитного кожуха на указателях уровня воды прямого действия.
Организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном состоянии и безопасные условия его эксплуатации.
В этих целях необходимо соблюдать требования изготовителя, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации, не допускать эксплуатацию неисправного (неработоспособного) и не соответствующего требованиям промышленной безопасности оборудования под давлением, у которого выявлены дефекты (повреждения), влияющие на безопасность его работы, неисправны арматура, контрольно-измерительные приборы, предохранительные и блокировочные устройства, средства сигнализации и защиты, а также если период эксплуатации превысил заявленный изготовителем срок службы (период безопасной эксплуатации), указанный в паспорте оборудования, без проведения технического диагностирования.
Из материалов дела усматривается, что <дата> в 13 час. в ходе плановой выездной проверки в отношении открытого акционерного общества «Генерирующая компания», расположенного по адресу: г. Набережные Челны, <адрес>, на предмет соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта -котельного цеха выявлены нарушения требований промышленной безопасности, а именно:
- при эксплуатации энергетических котлов ТГМ-84Б: рег. № Ч-100, зав. № 268; рег. № Ч-109, зав. № 267; рег. № Ч-176, зав. № 290 ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию котлов в ремонтные журналы не вносятся: сведения о сварке и сварщиках, об остановке котлов на чистку и промывку; не отражаются результаты осмотра котлов до чистки с указанием толщины отложения накипи и шлама, чем нарушены пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 298 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»;
- при эксплуатации энергетических котлов ТГМ-84Б: рег. № Ч-84, зав. № 255; рег. № Ч-176, зав. № 290 не осуществлена проверка исправности действия предохранительных клапанов котлов согласно графику на 2016 год, утвержденному главным инженером НЧ ТЭЦ ФИО4, чем нарушены пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 274 (подпункт «в») Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»;
- на маховике арматуры, установленной перед манометром барабана энергетического котла ТГМ-84Б рег. № Ч-176; зав. № 290 (отметка 26 м.), не указаны обозначения направления вращения при открывании и закрывании арматуры, чем нарушены пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 280 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»;
- в местах возможного соприкосновения обслуживающего персонала с оборудованием нарушена или частично отсутствует тепловая изоляция, в том числе нарушена тепловая изоляция трубопровода впрыска конденсата в барабан на отметке 25 м. и трубопровода от конденсаторной установки к водяному экономайзеру на отметке 16 энергетического котла ТГМ-84 Б рег. № Ч-84, зав. № 255; отсутствует тепловая изоляция, обеспечивающая температуру наружной поверхности не более 55°С на отводящих трубопроводах предохранительных клапанов парового котла ТГМ-84Б рег. № Ч-109, зав. № 267, чем нарушены пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункты 234 и 349 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»;
- эксплуатация котлов ТГМ-84Б (ст. 2,4,6) осуществляется с нарушением руководства по эксплуатации, а именно: частично отключены водоуказательные приборы прямого действия для контроля уровня воды в барабане котла, необходимое количество которых определено проектом завода-изготовителя, фактически котлы эксплуатируются с одним водоуказательным прибором прямого действия. При этом на момент проверки показания водоуказательного прибора прямого действия котла ТГМ-84Б рег. № Ч-84, зав. № 255 плохо различимы с рабочего места обслуживающего персонала, чем нарушены пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункты 240, 218 (подпункт «к») Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»;
- количество арматуры, установленной на котлах ТГМ-84 «Б» (ст. 2,4,6), не соответствует указанному в паспортах котлов, чем нарушены пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункты 240, 218 (подпункт «к») Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением».
Эти обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами в совокупности, в том числе актом проверки, предписанием, протоколом об административном правонарушении и другими материалами дела, оцененными в совокупности согласно правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Такие действия (бездействие) нарушают положения Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и образуют состав административного правонарушения по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
ФИО1, заместитель начальника котельного цеха Набережно-Челнинской ТЭЦ филиала ОАО «Генерирующая компания» Набережно-Челнинская Теплоэлектроцетраль, как лицо, обладающее организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, отвечает критериям должностного лица, приведенным в статье 2.4 КоАП РФ, является надлежащим субъектом правонарушения, привлечен к ответственности как должностное лицо.
ФИО1 назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 3 статьи 9.1 КоАП РФ, сроки привлечения к административной ответственности соблюдены.
Оснований для признания правонарушения малозначительным либо назначения наказания ниже низшего предела не усматривается.
Довод жалобы о том, что ФИО1 не является субъектом правонарушения, так как ему не предоставлено право осуществлять организационно-распорядительные функции в части осуществления безопасной эксплуатации энергетических котлов, не может быть принят судом. Согласно приказу ОАО «Генерирующая компания» Набережно-Челнинская ТЭЦ от 19 января 2015 года № .... заместитель начальника котельного цеха ФИО1 назначен ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением (паровых котлов НЧ ТЭЦ) (л.д.68). Согласно протоколу от 21 октября 2014 года № .... заместитель начальника котельного цеха ФИО1 аттестован в соответствии с должностными обязанностями по области аттестации «Б 8.14 Аттестация лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию паровых и водогрейных котлов».
Должностные обязанности заместителя начальника котельного цеха ФИО1 определены Должностной инструкцией заместителя начальника котельного цеха, утвержденной главным инженером ФИО4 (л.д.51-60), в соответствии с которой ФИО1 является ответственным лицом за исправное состояние и безопасную эксплуатацию паровых котлов НЧ ТЭЦ.
Довод жалобы о том, что нарушения тепловой изоляции на трубопроводах являлись незначительными и появились в процессе работы, не может быть принят судом. В соответствии с пунктом 234 Правил № 116 участки элементов котлов и трубопроводов с повышенной температурой поверхности, с которыми возможно непосредственное соприкосновение обслуживающего персонала, должны быть покрыты тепловой изоляцией, обеспечивающей температуру наружной поверхности не более 55°С при температуре окружающей среды не более 25°С. Согласно пункту 349 Правил № 116 тепловая изоляция трубопроводов и арматуры должна быть в исправном состоянии. Температура на ее поверхности при температуре окружающего воздуха 25°С должна быть не более 55°С. В период проведения проверки выявлено, что нарушена тепловая изоляция трубопровода впрыска конденсата в барабан на отметке 25 м и трубопровода от конденсаторной установки к водяному экономайзеру на отметке 16 м энергетического котла, что подтверждается фотоматериалами. Указанные нарушения нельзя признать незначительными.
Довод жалобы о том, что на ФИО1 не может быть возложена ответственность за наличие или отсутствие кранов перед манометрами, несостоятелен. Согласно подпунктам 7.2, 12 пункта 5.2 Приказа по НЧ ТЭЦ от 29 января 2015 года № 57 «О распределении границ по обслуживанию оборудования, зданий сооружений между структурными подразделениями НЧ ТЭЦ» трехходовые краны перед манометрами находятся не в обслуживании АСУ ТП, а в эксплуатации у котельного цеха. При обходах и осмотрах персонал котельного цеха ведет работу по безопасной эксплуатации котельного оборудования, в том числе и по манометрам (л.д.73-89).
Процессуальных нарушений, не позволивших рассмотреть дело полно и объективно, не допущено.
Решение судьи соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ,
Решил:
решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 10 февраля 2017 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья: