ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-632(479 от 08.10.2019 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Тарабанов С.В. Дело № 77-632(479)/2019

РЕШЕНИЕ

08 октября 2019 года г. Омск

Судья Омского областного суда Филимонов Д.И., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника З.А.А. - П.И.Р. на решение судьи Центрального районного суда города Омска от 30 августа 2019 года, которым постановлено:

«Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Омской области от 25 июля 2019 года по делу № 52-20-25/28 в отношении министра строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области З.А.А., <...> г.р. зарегистрированного по адресу: г. Омск, ул. <...>, д. № <...>, кв. № <...>, по ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу его защитника – без удовлетворения»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Омской области от 25 июля 2019 года, министр строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (с 01 июля 2019 года министр строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области) З.А.А. привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Как следует из постановления, при проведении проверки на основании приказа Управления Федерального казначейства по Омской области от 24 апреля 2019 года № 31-кд сотрудниками данного управления было установлено, что в нарушение ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4.3.3 Соглашения № 069-08-2018-035 Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в соответствии с «Отчетом о достижении значений показателей» на 01 января 2019 года не обеспечило 100% достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия на поддержку государственной программы Омской области и муниципальных программ формирования современной городской среды. Фактическое достижение показателей результативности по благоустройству общественных территорий - 92,86%, однако в «Отчете о достижении значений показателей» на 01 января 2019 года (наименование направления расходов - реализация программ формирования современной городской среды) отражены недостоверные данные о 100 % результативности. Были нарушены пункт 21 Приложения № 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», пункта 4.3.5. Соглсшения № 069-08-2018-035 069-08-2018-035. В ходе проверки, проведенной УФК по Омской области, было установлено 2 комплексно нереализованных объекта: 1) Пушкинский сквер в Тарском городском поселении; 2) городской сад в Исилькульском поселении. З.А.А. не соблюдены требования пункта 10 части 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансферов).

Защитник З.А.А. - П.И.Р. обжаловала постановление в районный суд.

Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.

В жалобе защитник З.А.А. - П.И.Р. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Ссылается на то, что З.А.А. были выполнены все условия предоставления субсидий из федерального бюджета. Ни в постановлении, ни в решении не отраженно, в чем именно состоит нарушение порядка предоставления субсидий из федерального бюджета со стороны Минстроя Омской области и Министра. Указывает, что отчетность была сформирована на основании отчетности, предоставленной муниципальными образованиями.

В отзыве на жалобу заместитель руководителя УФК по Омской области Н.В.А. просит оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника З.А.А. - П.И.Р., поддержавшую доводы жалобы, представителя УФК по Омской области Д.К.Ю., возразившую против доводов жалобы, оснований для отмены постановления и решения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Объектом указанного правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.

Объективная сторона выражается в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.

Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств перечислены в статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, среди которых обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств

Согласно положениям ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, в том числе, обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении (Пункт 10).

Из материалов дела усматривается, что специалистами УФК по Омской области на основании приказа УФК по Омской области от 26 апреля 2019 года № 31-кд «О назначении и проведении выездной проверки в Министерстве строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области» проведена выездная проверка отдельных вопросов предоставления использования субсидии, предоставленной из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования городской среды за период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года, идентификатор контрольного мероприятия 2019- ПВ.045.1006-5200-030.

По условиям пункта 4.3.3 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Омской области на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды от 08 февраля 2018 года № 069-08-2018-035 (далее - Соглашение № 069-08-2018-035) Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - Министерство) обязуется обеспечить достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, установленных в соответствии с приложением № 2. Согласно приложению № 2 Соглашения № 069-08-2018-035 Министерство (в году, на который запланировано достижение значения показателя, результативности) обеспечивает достижение значения показателя результативности 100% по исполнению государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.

В соответствии с пунктом 4.3.5. Соглашения № 069-08-2018-035 Министерство обеспечивает предоставление в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчеты о (об):

- расходах бюджета Омской области, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

- достижении значений показателей результативности, не позднее 20 января, следующего за годом, в котором была получена субсидия.

В ходе проверки Министерством предоставлены годовые отчеты, а именно:

- «Отчет о расходах, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия» на 01 января 2019 года (наименование субсидии - субсидии на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды);

- «Отчет о достижении значений показателей» на 01 января 2019 года (наименование направления расходов - реализация программ формирования современной городской среды).

Вышеперечисленная отчетность сформирована на основании отчетности, предоставленной муниципальными образованиями Омской области.

Согласно пункту 24 раздела 10 Приложения № 4 постановления Правительства Омской области от 31 августа 2017 года № 248-п «Об утверждении государственной программы Омской области «Формирование комфортной городской среды»» в проверяемом периоде отбор получателей субсидий на выполнение работ по благоустройству общественных территорий осуществлялся комиссией по проведению отбора муниципальных образований Омской области на основании заявок органов местного самоуправления Омской области на участие в отборе. По итогам отбора в целях предоставления субсидий на выполнение работ по благоустройству общественных территорий Министерством заключено 17 Соглашений с органами местного самоуправления муниципальных образований Омской области. В рамках данных Соглашений в муниципальных образованиях Омской области надлежало благоустроить 28 общественных территорий.

В соответствии с пунктом 8 Правил № 1710 постановлением Правительства Омской области от 01 марта 2018 года № 55-п утверждено Распределение субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определенных в 2018 году Министерству на благоустройство общественных территорий населенных пунктов муниципальных образований Омской области.

Сотрудниками УФК по Омской области проведены выездные проверки в Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области, в Администрации Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, по результатам которых установлено 2 комплексно нереализованных объекта:

- Пушкинский сквер в Тарском городском поселении Тарского муниципального района Омской области;

- Городской сад в Исилькульском городском поселении Исилькульского муниципального районам Омской области.Так, в соответствии с Приложением № 1 к подпрограмме «Благоустройство общественных территорий Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области» в адресный перечень общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве в 2018 году, включено 2 объекта: Пушкинский сквер, Площадь Ленина.

Как следует из пункта 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории это деятельность по реализации комплекса мероприятий. В соответствии с пунктом 3.2 СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75» под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм.

Распоряжением Администрации Тарского городского поселения Тарского муниципального района Омской области от 28 февраля 2018 года № 37 утвержден дизайн-проект Пушкинского сквера, в котором указан перечень планируемых работ:

- устройство фонтана в центральной части;

- устройство освещения, в том числе декоративного;

- максимальное сохранение существующих деревьев;

- реконструкция многоуровневого озеленения и разбивка клумб;

- установка малых архитектурных форм, декоративного ограждения;

- разбивка тротуарной сети, замена тротуарного покрытия пешеходной зоны по ул. Спасская и 40 лет ВЛКСМ, реконструкция зеленых насаждений.

Однако по муниципальному контракту от 27 сентября 2018 года № Ф.2018.441131 на выполнение работ по комплексному благоустройству Пушкинского сквера в центральной части города Тара Тарского муниципального района Омской области выполнены только подготовительные работы (работы по разработке грунта и устройству подстилающих слоев из щебня).

Следовательно, на объекте благоустройства - Пушкинский сквер не выполнен комплекс мероприятия по благоустройству, а сделан только начальный, подготовительный этап по укладке дорожек с подстилающим слоем из щебня. При этом в адресный перечень общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве в 2019-2022 годах, Пушкинский сквер не внесен.

Приложением № 14 к муниципальной программе Исилькульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области предусмотрен следующий перечень видов работ по благоустройству Городского сада в 2018 году:

- планировка территории;

- устройство тротуаров из камня;

- разбивка и устройство газонов, клумб;

- устройство искусственного водоема;

- детские аттракционы, малые архитектурные формы, установка урн, скамеек, светильников;

- посадка зеленых насаждений.

Однако в 2018 году работы по разбивке и устройству газонов, клумб, устройству искусственного водоема, детских аттракционов, посадке зеленых насаждений не выполнены и не законтрактованы. Кроме того, выездной проверкой в Администрации Исилысульского городского поселения Исилькульского муниципального района Омской области установлена оплата невыполненных работ, оплата непоставленных материалов, оплата непредвиденных работ и затрат без их документального подтверждения за счет федеральных средств на объекте благоустройства - Городской сад на сумму 359 014,74 руб.

Следовательно, количество комплексно реализованных проектов благоустройства общественных территорий муниципальных образований Омской области в 2018 году составляет 26 единиц из 28 запланированных, показатель результативности исполнения мероприятия, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия на поддержку государственной программы Омской области и муниципальных программ формирования современной городской среды составит 92,86%. В то время как в «Отчете о достижении значений показателей» по состоянию на 01 января 2019 года доля реализованных комплексных проектов благоустройства общественных территорий, в общем количестве реализованных в течение планового года проектов благоустройства общественных территорий составляет 100%.

Кроме того, по условиям пунктов 2.1, 2.2 Соглашения № 069-08-2018-035 общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Омской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в 2018 году составляет 443 829 500 руб., общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Омской области, в 2018 году составляет не более 369 279 500 руб. В 2018 году в рамках заключенного Соглашения № 069-08-2018-035 в бюджет Омской области поступила, в том числе субсидия на благоустройство общественных территорий муниципальных образований Омской области (код цели 18-992-00004) в сумме 254 875 362,22 руб.

По данным «Отчета о расходах, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия» на 01 января 2019 года кассовый расход средств субсидии из федерального бюджета за 2018 год составил 369 279 499,93 руб. Кассовый расход субсидии из федерального бюджета на благоустройство общественных территорий муниципальных образований Омской области в 2018 году составил 254 875 362,22 руб.

Следовательно, при полном использовании субсидии на благоустройство общественных территорий муниципальных образований Омской области Министерство не обеспечило 100% достижение значений показателей результативности исполнения мероприятия.

Таким образом, в нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4.3.3 Соглашения № 069-08-2018-035 Министерство в соответствии с «Отчетом о достижении значений показателей» на 01 января 2019 года не обеспечило 100% достижение значений показателей результативности исполнения мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия на поддержку государственной программы Омской области и муниципальных программ формирования современной городской среды. Фактическое достижение показателей результативности по благоустройству общественных территорий - 92,86%. В результате чего в «Отчете о достижении значений показателей» на 01 января 2019 года (наименование направления расходов - реализация программ формирования современной городской среды) отражены недостоверные данные, что является нарушением пункта 21 Приложения № 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 ьгода № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», пункта 4.3.5. Соглашения № 069-08-2018-035.

Распоряжением Губернатора Омской области от 11 июля 2018 года № 122-рк З.А.А. назначен Министром строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области. 18 декабря 2018 года З.А.А. назначен заместителем Председателя Правительства Омской области, Министром строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области распоряжением Губернатора Омской области от 17 декабря 2018 года № 89-р.

Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, утвержденному Указом Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года № 72, Министр строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области:

- на основе единоначалия организует работу Министерства, выступает без доверенности от имени Министерства;

- несет персональную ответственность за невыполнение возложенных на Министерство задач и функций;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.

В соответствии с пунктом 3 Положения Министерство:

- в пределах компетенции предоставляет в установленном порядке документацию по участию Омской области в государственных программах Российской Федерации;

- участвует в реализации государственных программ Российской Федерации и государственных программ Омской области в пределах своей компетенции;

- обеспечивает представление в Министерство финансов Омской области в соответствии с утвержденными перечнем и формами платежных и иных документов, необходимых для расходования средств областного бюджета;

- участвует в разработке договоров и соглашений Омской области в сфере деятельности Министерства;

осуществляет иные функции в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Таким образом, З.А.А. не соблюдены требования п. 10 ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов), то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении; приказом УФК по Омской области от 26 апреля 2019 года; актом выездной проверки; соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Омской области на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды от 08 февраля 2018 года; отчетом о расходах, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия на 01 января 2019 года; отчетом о достижении значений показателей на 01 января 2019 года; муниципальными контрактами; платежными поручениями, оцененными с другими материалами дела.

Представленные доказательства получили оценки на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, и доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, опровергаются совокупностью указанных выше доказательств.

Должностное лицо административного органа и судья районного суда обоснованно пришли к выводу о том, что лицо, в отношении которого велось производство по делу, не организовав действенного контроля за выполнением предусмотренных мероприятий, на которые выделены субсидии, не приняло возможных мер по соблюдению норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Таким образом, служебные обязанности З.А.А. не были исполнены надлежащим образом, и ссылки в жалобе на то, что отчетность была сформирована на основании отчетности, предоставленной муниципальными образованиями, не могут повлечь отмену постановления по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалобы.

Срок давности и порядок привлечения З.А.А. к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание З.А.А. назначено в пределах, предусмотренных санкцией ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, является минимальным.

Существенных нарушений требований КоАП РФ по делу об административных правонарушениях не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Центрального районного суда города Омска от 30 августа 2019 года оставить без изменения, жалобу защитника З.А.А. - П.И.Р. – без удовлетворения.

Судья Д.И. Филимонов