ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-636/23 от 20.07.2023 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Маслова Л.Н. Дело № 77-636/23

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 20 июля 2023 года

Судья Кировского областного суда Зяблицев С.В, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Вятские автомобильные дороги» Кочкина А.Е. на постановление начальника отделения ГИБДД МО МВД России «Слободской» ФИО1 от 15 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении акционерного общества «Вятские автомобильные дороги» (далее - АО «Вятавтодор») и решение судьи Слободского районного суда Кировской области от 17 мая 2023 года по жалобе на это постановление,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением начальника отделения ГИБДД МО МВД России «Слободской» ФИО1 от 15.03.2023 г. АО «Вятавтодор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20.000 рублей.

Решением судьи Слободского районного суда Кировской области от 17.05.2023 г. по результатам рассмотрения жалобы защитника АО «Вятавтодор» Кочкина А.Е. указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Кировский областной суд, защитник юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Кочкин А.Е. выражает несогласие с принятыми по делу актами, полагая, что решение судьи противоречит нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы общества.

Излагая обстоятельства дела, цитируя положения КоАП РФ, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и правовые позиции Конституционного Суда РФ, оспаривает выводы судьи районного суда об отсутствии оснований для применения положений ст. 2.9 и ст. 4.1.1 КоАП РФ. В частности утверждает, что, отказывая в применении ст. 4.1.1 КоАП РФ, судья не дал надлежащей оценки доводам жалобы в части безосновательности суждений должностного лица об этом, в том числе относительно ссылки на причинение травм несовершеннолетнему ребенку в результате ДТП. Указывает на право суда освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности данного правонарушения, обращая внимание, что возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. Констатирует, что санкции не должны превращаться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства.

Считает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены судьей первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств. При этом административным органом не представлено доказательств возникновения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем назначенная оспариваемыми постановлением и решением санкция несоразмерна тяжести правонарушения и не может считаться адекватной характеру совершенного правонарушения. С учетом конкретных обстоятельств дела судья должен был исходить из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду.

С учетом изложенного просит признать незаконными постановление должностного лица и решение судьи, отменить данные акты.

Законный представитель АО «Вятавтодор», защитник юридического лица Кочкин А.Е., а также должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, - начальник отделения ГИБДД МО МВД России «Слободской» ФИО1 о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, заявлений о его отложении не представили.

Защитник АО «Вятавтодор» Кочкин А.Е. в письменном ходатайстве доводы жалобы поддержал, просил провести судебное заседание без участия представителя юридического лица.

При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством РФ, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами РФ требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, влечет для юридических лиц наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.11.2012 г. № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» в соответствии со ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» установлено, что: требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации; порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации.

Во исполнение данного постановления Правительства Российской Федерации Министерством транспорта Российской Федерации издан приказ от 28.10.2020 г. № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».

В приложении № 3 к приказу Минтранса России от 28.10.2020 г. № 440 содержатся Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства. Согласно пп. 1, 2 п. 13 данных Правил владельцы транспортных средств должны: обеспечивать выполнение работ по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов в мастерских, сведения о которых учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о мастерских; обеспечивать эксплуатацию тахографа в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации тахографа, утвержденного организацией-изготовителем тахографа.

Как усматривается из материалов дела, 07.02.2023 г. 06 час. 30 мин. по адресу: <адрес>, АО «Вятские автомобильные дороги», являясь собственником и эксплуатирующей организацией, осуществило выпуск на линию транспортного средства категории - грузовой самосвал марки МАЗ , государственный регистрационный знак под управлением водителя ФИО5 для осуществления перевозки груза (песок) по маршруту: карьер <адрес> - д. <адрес>, с нарушением установленных нормативными правовыми актами РФ требований к использованию тахографов, а именно, на момент выезда на линию транспортного средства с места стоянки после проведения контроля имеющийся в транспортном средстве тахограф не работал ввиду отсутствия карты водителя на имя ФИО4 в левом слоте тахографа, являющейся компонентом, входящим в состав тахографа, путем ввода которой тахограф активизируется в рабочий режим регистрации информации и функционирует в соответствии с требованиями приложения № 1 к приказу Минтранса России от 28.10.2020 г. № 440. Тем самым АО «Вятавтодор» допущено нарушение требований п. 1 ст. 20 Федерального закона от <дата> № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пп. 1, 2 п. 13 приложения к приказу Минтранса России от 28.10.2020 г. № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», согласно которым владельцы транспортных средств обеспечивают эксплуатацию тахографа в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации тахографа, а также проверку его функционирования.

По данному факту 08.02.2023 г. государственным инспектором БДД ОГИБДД МО МВД России «Слободской» ФИО6 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ, и проведении административного расследования.

01.03.2023 г. государственным инспектором БДД ОГИБДД МО МВД России «Слободской» ФИО6 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ, в отношении АО «Вятавтодор».

15.03.2023 г. начальником ОГИБДД МО МВД России «Слободской» ФИО1 вынесено постановление , которым АО «Вятавтодор» признано виновным в совершении данного административного правонарушения с назначением юридическому лицу административного штрафа.

Судья районного суда, рассмотрев жалобу защитника АО «Вятавтодор» Кочкина А.Е. на данное постановление, пришел к выводу о том, что АО «Вятавтодор» обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ, не усмотрев оснований для изменения или отмены постановления должностного лица.

Выводы начальника ОГИБДД МО МВД России «Слободской» ФИО1 и судьи районного суда нахожу правильными, так как фактические обстоятельства административного правонарушения и виновность АО «Вятавтодор» в его совершении подтверждаются, помимо протокола об административном правонарушении от имеющимися в представленных суду материалах дела доказательствами, в том числе сведениями, содержащимися в:

определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от <дата> (л.д. 20);

рапорте инспектора ДПС ГИБДД МО МВД России «Слободской» ФИО9 от 07.02.2023 г. (л.д. 22 об.);

выписке из ЕГРЮЛ в отношении АО «Вятавтодор» от <дата> (л.д. 26 об. - 31);

карточке учета транспортного средства МАЗ 651628, государственный регистрационный знак <***>, владельцем которого является АО «Вятавтодор» (л.д. 32);

копии сертификата настройки тахографа от <дата> (л.д. 33);

копии путевого листа от <дата> (л.д. 38);

копии журнала выдачи путевых листов АО «Вятавтодор» (л.д. 39 - 41);

копии приказа о приеме на работу ФИО4 на должность водителя в Слободское ДУ АО «Вятавтодор» (л.д. 41);

письменных объяснениях ФИО4 от <дата>, согласно которым последний подтвердил отсутствие у него <дата> карты водителя, которую он потерял, однако об этом не сообщил и поехал работать (л.д. 23 об.);

копии протокола <адрес> от <дата> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ, в отношении ФИО4 (л.д. 23);

письменных объяснениях главного механика АО «Вятавтодор» ФИО7 от <дата>, согласно которым последний сообщил, что транспортное средство МАЗ 651628, государственный регистрационный знак <***>, оборудовано тахографом, карта тахографа на имя водителя ФИО4 изготовлена, однако была оставлена последним в <адрес>. <дата> механик ФИО8, выпуская в 06 час. 30 мин. по адресу: <адрес>, транспортное средство на линию, не проверил наличие карты к тахографу, а водитель его об этом не предупредил (л.д. 44);

иных материалах дела.

Допустимость и достоверность доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ и принятых во внимание должностным лицом административного органа и судьей, сомнений не вызывает, а их совокупность являлась достаточной для разрешения дела по существу.

В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного, всестороннего и объективного анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем доказательств того, что АО «Вятавтодор» были приняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения административного правонарушения, в том числе по обеспечению контроля за надлежащей проверкой функционирования тахографов перед выпуском на линию транспортных средств, а также наличия каких-либо непреодолимых препятствий для соблюдения обществом требований указанных в постановлении должностного лица нормативных актов в материалах дела не содержится и при рассмотрении жалобы не представлено.

Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ, вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено АО «Вятавтодор» в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ.

Доводы жалобы защитника о несправедливости назначенного АО «Вятавтодор» наказания подлежат отклонению.

В силу ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

Определение вида и размера наказания в рамках санкции соответствующей статьи, части статьи КоАП РФ, предусматривающей ответственность за совершенное административное правонарушение, с учетом общих положений данного Кодекса, относится к компетенции должностного лица или судьи, рассматривающих дело об административном правонарушении.

Оснований для признания совершенного АО «Вятавтодор» правонарушения малозначительным с освобождением общества от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, а также для замены ему административного наказания в виде административного штрафа предупреждением должностное лицо и судья районного суда не усмотрели, с чем следует согласиться.

Указание начальника ОГИБДД МО МВД России «Слободской» ФИО3 в определении об отказе в удовлетворении ходатайства об освобождении АО «Вятавтодор» от административной ответственности или замене административного штрафа предупреждением от <дата> на то, что в результате дорожно-транспортного происшествия травмирован пешеход (л.д. 5), что следует из спецсообщения по факту ДТП в <адрес> с участием автомобиля МАЗ 651628, государственный регистрационный знак <***>, в результате которого несовершеннолетний пешеход получил травмы (л.д. 48 - 49), не ставит под сомнение выводы должностного лица и судьи районного суда в части назначенного АО «Вятавтодор» наказания.

Следует учитывать, что применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью должностного лица и судьи, уполномоченных рассматривать дело. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Освобождение от административной ответственности путем признания правонарушения малозначительным во всех случаях, когда суд приходит к выводу об отсутствии последствий по данному составу административного правонарушения, противоречит вытекающему из принципа справедливости принципу неотвратимости ответственности, а также целям административного наказания.

Исключительных обстоятельств, дающих возможность считать совершенное АО «Вятавтодор» административное правонарушение малозначительным, не усматривается.

Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

Согласно положениям ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Вопреки доводам жалобы оснований для применения положений ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и назначения АО «Вятавтодор» наказания в виде предупреждения не имеется, учитывая, что общество на момент совершения вменяемого административного правонарушения, в силу ст. 4.6 КоАП РФ не являлось лицом, впервые совершившим административное правонарушение (л.д. 45 об. - 47), а, следовательно, последнему не могло быть назначено административное наказание в виде предупреждения.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу постановления и решения, в том числе по доводам защитника АО «Вятавтодор» ФИО2, приведенным им в жалобе, не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление начальника отделения ГИБДД МО МВД России «Слободской» ФИО1 от 15 марта 2023 года и решение судьи Слободского районного суда Кировской области от 17 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Вятские автомобильные дороги» оставить без изменения, а жалобу защитника Кочкина А.Е. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Кировского областного суда С.В. Зяблицев