Судья Щелчков А.А. Дело № 77-645/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г.Киров 29 ноября 2018 года
Судья Кировского областного суда Опалев О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Кировской области ФИО1 на решение судьи Первомайского районного суда г. Кирова от 12 октября 2018 года, принятое по жалобе на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области ФИО1 № № от 27 апреля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении закрытого акционерного общества «Заречье»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области ФИО1 № № от 27 апреля 2018 года закрытое акционерное общество «Заречье» (далее – ЗАО «Заречье») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Первомайского районного суда г. Кирова от 12 октября 2018 года, принятым по жалобе защитника закрытого акционерного общества «Заречье» ФИО2, постановление № № от 27 апреля 2018 года изменено. Из постановления исключено указание на нарушение ЗАО «Заречье» требований экологического законодательства в части неутверждения норматива образования отходов - всплывшие нефтепродукты из нефтеловушек и аналогичных сооружений (№), минеральные масла моторные (№), фильтры очистки масла автотранспортных средств, отработанных (№), расположенных на промплощадке центральная усадьба (<адрес>): комплекс КРС и комплекс зерносушильный ЗАО «Заречье», отсутствия сведений об образовании указанных отходов в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Из обжалуемого постановления исключено указание на нарушение ЗАО «Заречье» требований экологического законодательства в части несоставления паспорта на отход золы с 4 классом опасности и морфологическим составом: влажность 43,5%, зола 37,5%, образуемого от эксплуатации котла, расположенного в котельной между 3 и 4 коровником МТФ «<адрес>», неутверждения норматива образования указанных отходов, отсутствия в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение сведений об образовании данного вида отходов. В остальной части обжалуемое постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с указанным решением старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, начальник отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Кировской области ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление о назначении административного наказания оставить без изменения, решение судьи районного суда отменить. Полагает, что факт образования на промплощадке центральная усадьба: комплекс КРС и зерносушильный комплекс в <адрес> отходов – всплывших нефтепродуктов из нефтеловушек и аналогичных сооружений, минеральных масел моторных, фильтров очистки масла автотранспортных средств отработанных подтверждается данными декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год, представленной в Управление 06.03.2018, уточненной декларации за 2016 год, представленной 19.12.2017. При отборе проб замечаний представителями предприятия не высказывалось, проба отобрана при характерных условиях и из санкционированного места. Считает, что состав и событие правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Выслушав представителя Управления Росприроднадзора по Кировской области ФИО3, поддержавшего требования и доводы жалобы, защитника закрытого акционерного общества «Заречье» ФИО2, полагавшую жалобу – не подлежащей удовлетворению, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 51 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В силу статьи 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Документом, удостоверяющим принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащим сведения об их составе, является паспорт отходов (статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Согласно положениям статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктами 7, 21 Приказа Минприроды России от 05.08.2014 № 349 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" установлено, что в целях подтверждения соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшихся за отчетный период, хозяйствующими субъектами (их филиалом(ами) или обособленными подразделениями) ежегодно составляется и представляется в уведомительном порядке в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора технический отчет по обращению с отходами.
Для всех отходов, включенных и не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, формируемый Росприроднадзором в соответствии с Порядком, указанным в пункте 6 Методических указаний, указывается класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности и (или) критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Как усматривается из материалов дела, <дата> по результатам плановой выездной проверки Управлением Росприроднадзора по Кировской области по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования установлено, что ЗАО «Заречье» осуществляет деятельность, в результате которой образуются отходы, а также деятельность по накоплению отходов, в то же время не соблюдаются экологические требования при обращении с отходами.
Из представленных материалов следует, что ЗАО «Заречье» является юридическим лицом, зарегистрированным <дата> под № №, поставленным на учет в инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кирову <дата>.
ЗАО «Заречье» действует на основании Устава, утвержденного решением общего собрания акционеров (протокол от <дата>). Согласно сведениям, внесенным в единый государственный реестр юридических лиц, основным видом деятельности предприятия является разведение свиней (ОКВЭД №).
ЗАО «Заречье» осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления, что подтверждается данными отчета по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2017 год, актами обследования с фотоматериалами и другими материалами проверки.
Согласно декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду № № и данным учета отходов на промплощадке центральная усадьба (<адрес>): комплекс КРС и комплекс зерносушильный ЗАО «Заречье» образовано: - <данные изъяты> т всплывших нефтепродукты из нефтеловушек и аналогичных сооружений (ФККО 40635001313); - <данные изъяты> т минеральных масел моторных (ФККО №); - <данные изъяты> фильтров очистки масла автотранспортных средств, отработанных (ФККО №).
В то же время норматив образования указанных отходов не утвержден, проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) образование указанных видов отходов на промплощадке не предусмотрено.
14.03.2018 государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Кировской области в ходе проведения плановой выездной проверки на основании приказа от 01.03.2018 № № Управления Росприроднадзора по Кировской области в отношении ЗАО «Заречье», осуществляющего деятельность по адресам: <адрес>, <адрес>; <адрес>, в присутствии управляющего вторым отделением «Заря» ЗАО «Заречье» ФИО4 произведен осмотр промплощадок в Куменском районе Кировской области.
На территории комплекса КРС в <адрес> располагается 5 корпусов для содержания животных. Наличие КРС в каждом из корпусов установлено. Для подогрева воды в коровниках № используется 2 водогрейных котла KB 0,2. На момент осмотра оба котла находились в эксплуатации. У помещений, в которых находятся котлы, установлено наличие емкостей объемом 200 л для накопления бытовых отходов и золы. Наличие отходов в контейнерах установлено.
При осмотре произведен отбор пробы золы из подтопка котла, расположенного в котельной между № коровником МТФ «<адрес>». Согласно протоколам от <дата> № 95-0 и от <дата> № № отход золы имеет 4 класс опасности и следующий морфологический состав: влажность 43,5%, зола 37,5%.
Таким образом, осмотром <дата> установлено образование отхода золы от сжигания древесного топлива умеренно опасной 4 класса опасности от эксплуатации котла, расположенного в котельной между № коровником МТФ «<адрес>», в то же время паспорт на указанный вид отхода не составлен, норматив образования указанных отходов не утвержден, ПНООЛР образование указанных видов отходов на промплощадке не предусмотрено.
1) Для промплощадки, расположенной по адресу: <адрес>, на основании проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для 9 видов отходов, выдан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на срок с 04.05.2016 по 03.05.2021 (приказ Управления Росприроднадзора по Кировской области от <дата> № №).
Согласно документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для указанной промплощадке годовой норматив образования отходов составляет <данные изъяты> т отходов, из них: - отходов I класса опасности - <данные изъяты> т; - отходов IV класса опасности - <данные изъяты> т; отходов V класса опасности - <данные изъяты> т.
2) Для промплощадки расположенной по адресу: <адрес> на основании ПНООЛР установлены нормативы образования отходов лимиты на их размещение для 7 видов отходов, выдан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на срок с 04.05.2016 по 03.05.2021 (приказ Управления Росприроднадзора по Кировской области от <дата>№№).
Согласно документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для указанной промплощадки годовой норматив образования отходов составляет <данные изъяты> т отходов, из них: - отходов IV класса опасности - <данные изъяты> т; - отходов V класса опасности - <данные изъяты> т.
В соответствии с пунктом 12 приказа Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами.
Технические отчеты по обращению с отходами для проверяемых промплощадок в 2017 году не представлялись. На основании изложенного должностным лицом сделан вывод о том, что, с 19.05.2017 и по настоящее время документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на размещение для промплощадок, расположенных по адресам: <адрес>, не действует.
17.04.2018 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, специалистом-экспертом отдела экологического надзора Управления Росприроднадзщора по Кировской области ФИО5 в отношении ЗАО «Заречье» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
27.04.2018 старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, начальником отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Кировской области ФИО1 вынесено оспариваемое постановление № №.
Рассматривая жалобу защитника закрытого акционерного общества «Заречье» ФИО2, судья районного суда пришел к выводу о необходимости исключения из обжалуемого постановления указания на нарушение ЗАО «Заречье» требований экологического законодательства в части не утверждения норматива образования отходов - неутверждения норматива образования отходов - всплывшие нефтепродукты из нефтеловушек и аналогичных сооружений (№), минеральные масла моторные (№), фильтры очистки масла автотранспортных средств, отработанных (№), расположенных на промплощадке центральная усадьба (<адрес>): комплекс КРС и комплекс зерносушильный ЗАО «Заречье», отсутствия сведений об образовании указанных отходов в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
При этом суд обоснованно исходил из того, что в декларации №№, поданной ЗАО «Заречье» 06.03.2018, неверно указана информация о том, что отходы в виде всплывших нефтепродуктов из нефтеловушек, минеральных масел моторных, фильтров очистки масла автотранспортных средств отработанных, образованы на промплощадке центральная усадьба (<адрес>): комплекс КРС и комплекс зерносушильный. Уточненной декларацией №№ от 17.04.2018 исправлены данные по месту образования отходов - отходы были образованы на площадке №№ РММ (<адрес>) в соответствии с нормативами образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Управления Росприроднадзора по Кировской области от 04.05.2016 №261. Образование указанных отходов государственным инспектором в ходе обследования объекта центральная усадьба (<адрес>): комплекс КРС и комплекс зерносушильный не установлено.
Кроме того, судом принято во внимание, что проба от 14.03.2018, отнесенная к 4 классу опасности, была отобрана из поддува работающего водонагревательного котла, где еще не сформировалась как отход, поскольку частично содержала угли, процесс горения которых еще не был завершен. С целью определения класса опасности золы 22.03.2018 был произведен отбор пробы из места ее накопления (металлическая емкость под навесом). В металлических емкостях накапливается зола, как окончательный отход. Согласно протоколу результатов испытания пробы отходов методом биотестирования №№ от 27.03.2018, зола, отобранная из металлической емкости, отнесена к 5 классу опасности.
В связи с изложенным судья районного суда счел выводы должностного лица о нарушении закрытым акционерным обществом «Заречье» требований экологического законодательства в части несоставления паспорта на отход золы с 4 классом опасности и морфологическим составом: влажность 43,5%, зола 37,5%, образуемого от эксплуатации котла, расположенного в котельной между 3 и 4 коровником МТФ «<адрес>», неутверждения норматива образования указанных отходов, отсутствия в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение сведений об образовании данного вида отходов – необоснованными, исключив из постановления указание на данное нарушение.
При этом факт непредоставления технических отчетов по обращению с отходами для проверяемых промплощадок в 2017 году признан судом подтвержденным совокупностью исследованных доказательств.
Фактические обстоятельства дела в данной части и наличие события административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым должностным лицом и судом первой инстанции дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о назначении ЗАО «Заречье» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Совершенное ЗАО «Заречье» деяние правильно квалифицировано по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы ошибочное указание в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год сведений об образовании отходов на промплощадке центральная усадьба: комплекс КРС и зерносушильный комплекс в <адрес> не свидетельствует о фактическом образовании указанных отходов. Сведениями уточненной декларации подтверждается факт образования указанных отходов на площадке № 5 «Ремонтно-механическая мастерская» в соответствии с нормативами образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Управления Росприроднадзора по Кировской области от 04.05.2016 № 261. Наличие техники, зафиксированной актом осмотра от 14.03.2018 и фототаблицей, не свидетельствует об образовании отходов всплывших нефтепродуктов из нефтеловушек и аналогичных сооружений, минеральных масел моторных, фильтров очистки масла автотранспортных средств отработанных. При этом образование указанных отходов государственным инспектором в ходе обследования объекта центральная усадьба (<адрес>): комплекс КРС и комплекс зерносушильный не установлено.
В соответствии с частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
С учетом материального и финансового положения юридического лица, привлечения к административной ответственности впервые, отсутствия существенного вреда, конкретных обстоятельств дела административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей снижено должностным лицом до 50000 рублей.
Вид и размер наказания соответствует характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела. Наказание назначено в соответствии с требованиями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в два раза.
Доводов, способных повлечь отмену или изменение судебного решения в настоящей жалобе не приведено, и оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда при рассмотрении настоящей жалобы и проверке законности обжалуемого судебного решения не установлено.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Первомайского районного суда г. Кирова от 12 октября 2018 года оставить без изменения, а жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Кировской области ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Кировского областного суда | О.М. Опалев |