ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-655(378 от 18.10.2022 Омского областного суда (Омская область)

Судья: Балова Т.А. Дело № 77-655(378)2022

РЕШЕНИЕ

Судья Омского областного судаСтаростина Г.Г., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении Лопанова Олега Анатольевича по его жалобе на решение судьи Советского районного суда г. Омска от 2 сентября 2022 года,

УСТАНОВИЛ:

постановлением врио начальника ОЛРР по г. Омску Управления Росгвардии по Омской области от 6 июля 2022 года заместитель директора по безопасности бюджетного учреждения города Омска «Спортивная школа олимпийского резерва «Центр лыжного спорта» (далее по тексту – БУ г. Омска «СШОР «ЦЛС», учреждение) Лопанов О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Лопанов О.А. обратился с жалобой в районный суд.

Решением судьи Советского районного суда г. Омска от 2 сентября 2022 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Омский областной суд, Лопанов О.А. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, объявить устное замечание. Ссылается, что в Правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года №814 (с учетом изменений, вступивших в силу с 3 июня 2022 года), отсутствует указание о необходимости согласования инструкции по пропускому и внутриобъектовому режиму с подразделениями лицензионно-разрешительной работы, однако, Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденная Приказом МВД России от 12 апреля 1999 года № 288, указанные требования содержит, аналогично изложенному, в названных правилах отсутствует указание о необходимости приваривания решётчатой двери прутком по периметру, закрепленное в Инструкции. Кроме того, указания об осуществлении охраны, пропускного и внутриобъектового режима ЧОП стрелкового объекта спортивной школы отсутствуют. Судом не принято во внимание, что за комнатой хранения оружия и стрелковым объектом дополнительно организована система видеонаблюдения. Порядок хранения ключей согласован с Управлением Росгвардии по Омской области. Судом безосновательно указано на нарушение п. 169.6 Инструкции; не учтено наличие результатов проверки, в соответствии с которыми ранее нарушений не выявлялось, что способствовало формированию у учреждения суждений о правильности обеспечения условий хранения (сохранности) оружия, пропуского и внутриобъектового режима. Кроме того, судом не дана оценка по выставлению требований об уплате штрафа, ранее вступления постановления о привлечении к административной ответственности в законную силу. Фотографирование помещений и документов не отражено ни в акте проверки, ни в протоколе, ни в постановлении, что является нарушением. Указывает, что при проведении проверки не соблюдены требования Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ. Полагает возможным признание совершенного административного правонарушения малозначительным.

В отзыве на жалобу должностное лицо, вынесшее постановление по делу, просит оставить решение суда без изменения, ссылаясь на законность привлечения Лопанова О.А. к административной ответственности.

В судебном заседании Лопанов О.А. жалобу поддержал в полном объеме по изложенным в ней доводам.

Должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, старший инспектор ОЛРР по г. Омску Управления Росгвардии по Омской области Е.В.С. возражал против удовлетворения жалобы. Пояснил, что отсутствие контроль-пропускного пункта является существенным нарушением, представляющим опасность и исключающим возможность признания административного правонарушения малозначительным. На учреждение в полной мере распространяются положения действующей Инструкции от 12 апреля 1999 года № 288; изменения, внесенные постановлением Правительства РФ в правила оборота оружия, касаются вновь введенных или реконструированных (капитально отремонтированных) помещений для хранения оружия. Кроме того, применение данной инструкции не связано с уставными задачи деятельности организации и калибром используемых патронов.

Изучив материалы дела, выслушав заявителя и должностное лицо административного органа, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Часть 1 статьи 20.8 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Оборот оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» (далее – Федеральный закон №150-ФЗ), который регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, закрепляет в качестве общего правила лицензионный (разрешительный) порядок приобретения допущенного к обороту оружия, его хранения, ношения и использования гражданами и юридическими лицами, отвечающими нормативно установленным требованиям.

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона №150-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения), хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия.

Хранение оружия и патронов к нему, принадлежащих спортивным организациям и гражданам и используемых ими для занятий спортом и охоты, осуществляется юридическими лицами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на право хранения оружия и (или) хранения и использования оружия на стрелковом объекте. Порядок приема на хранение таких оружия и патронов к нему и порядок их выдачи для использования определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.

Согласно ст. 25 Федерального закона №150-ФЗ правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации. Сведения о владельцах оружия, об оружии и патронах, контроль за оборотом которых в соответствии с названным Федеральным законом осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, учитываются в государственной информационной системе, оператором которой является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия.

Положениями п. 51 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 (далее – Правила оборота гражданского и служебного оружия), установлено, что субъекты, имеющие право на приобретение оружия, указанные в пунктах 2 - 7 статьи 10 Федерального закона «Об оружии», и юридические лица, занимающиеся для выполнения своих уставных задач исследованием, разработкой, испытанием, изготовлением и художественной отделкой оружия и патронов к нему, а также испытанием изделий на пулестойкость, осуществляют учет оружия и патронов, обеспечение их сохранности, безопасности хранения и использования на основании названных Правил и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за оборотом оружия. Указанные юридические лица обязаны осуществлять все операции по перемещению и использованию оружия и патронов при наличии разрешающих документов, а также вести учет оружия и патронов в документах учета оружия и патронов, формы и порядок ведения которых устанавливаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

Пунктом 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия, установлено, что юридические лица после получения в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.

Оружие и патроны к нему подлежат хранению в помещениях для хранения оружия и патронов, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах (ящиках). Совместное с оружием и патронами к нему хранение иного имущества не допускается.

Приказом МВД России от 12 апреля 1999 года № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. №814» утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее – Инструкция).

В соответствии с п. 169.3 Инструкции дверные проемы оборудуются: сплошной стальной дверью толщиной не менее 3 мм, усиленной по периметру и диагоналям стальным профилем толщиной стенок не менее 3 мм и шириной полок (сторон) не менее 50 мм; решетчатой дверью из прутка диаметром не менее 16 мм с размером ячеек не более 150х150 мм, который также приваривается по периметру и диагоналям; стальным коробом из профиля с толщиной стенок не менее 5 мм и шириной полок не менее 100 мм.

Положениями п. 178 Инструкции закреплено, что в юридических лицах с особыми уставными задачами первый комплект ключей от места хранения оружия, сейфов, шкафов, пирамид и ящиков должен храниться у лица, ответственного за сохранность оружия, а второй - у руководителя юридического лица.

В случае возложения приказом руководителя организации обязанностей по выдаче оружия на начальника караула или смены, дежурного в подразделении охраны второй комплект ключей хранится у указанных лиц и передается по окончании дежурства под роспись в книге приема и сдачи дежурства.

Порядок хранения и использования второго комплекта ключей в других организациях определяется приказом руководителя юридического лица по согласованию с органом внутренних дел.

В силу п. 185 Инструкции инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму разрабатывается для каждого тира, стрелково-стендового комплекса и стрельбища с учетом особенностей охраняемого объекта, утверждается руководителем организации и согласовывается с соответствующими органами внутренних дел.

Пропускной режим на объект должен предусматривать установление порядка входа и выхода, вноса, выноса (вывоза) оружия, патронов и других материальных ценностей.

Внутриобъектовый режим включает мероприятия, обеспечивающие соблюдение внутреннего распорядка работы стрелкового объекта (режим рабочего времени работников, порядок выдачи и сдачи оружия, патронов, ведение постоянных и разовых пропусков).

Пропуск на стрелковый объект работников, стрелков-спортсменов и граждан должен производиться через контрольно-пропускной пункт, который должен быть оснащен необходимыми ящиками для хранения ключей и документации, стендами с образцами пропусков, инструкциями, графиками занятий в секциях и так далее.

Из материалов дела усматривается, что в период с 9 по 10 июня 2022 года должностным лицом ОЛРР по г. Омску Управления Росгвардии по Омской области проведена проверка обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов БУ г. Омска «СШОР «ЦЛС» по адресу: г. Омск, ул. Магистральная, д. 45, по окончанию которой было установлено, что заместитель директора по безопасности Лопанов О.А., являющийся ответственным за сохранность и учет оружия и патронов к нему, в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, допустил следующие нарушения:

- в нарушение п. 169.3 Инструкции решётчатая дверь по периметру не проварена прутком диаметром не менее 16 мм;

- в нарушение п. 178 Инструкции приказ № 14-ОД от 17 января 2017 года, определяющей порядок использования второго комплекта ключей в организации, не согласован с Управлением Росгвардии по Омской области;

- в нарушение п. 185 Инструкции отсутствует контрольно-пропускной пункт, через который должен осуществляться пропуск на стрелковый объект работников, стрелков, спортсменов, который должен быть оснащен необходимыми ящиками для хранения ключей и документации, стендами с образцами пропусков, инструкциями, графиками занятий в секциях; отсутствует инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму, согласованная с Управлением Росгвардии по Омской области.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 22 июня 2022 года (л.д. 34-35); рапортом начальника ОЛРР по г. Омску Управления Росвгвардии по Омской области (л.д. 36); приказом о приеме Лопанова О.А. на работу от 13 апреля 2015 года (л.д. 43); должностной инструкцией заместителя директора по безопасности (л.д. 44-46); актом поверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов от 10 июня 2022 года (л.д. 47-48); фотоматериалами (л.д. 49-68); уставом БУ города Омска «СШОР «ЦЛС» (л.д. 78-94) и другими материалами, оцененными в совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Деяние Лопанова О.А. правильно квалифицировано по ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно и объективно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

Рассматривая жалобу, судья районного суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, не связанный доводами жалобы, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов в полном объеме проверил законность и обоснованность вынесенного постановления, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований отмены или изменения постановления должностного лица административного органа.

Должностным лицом административного органа и судьей районного суда правильно установлены нарушения требований Инструкции, выявленные по результатам проведения проверки БУ г. Омска «СШОР «ЦЛС».

Вопреки доводам жалобы Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации содержит положения о мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», утверждающего Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 1 декабря 2021 года № 2158 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 и признании утратившим силу пункта 37 перечня объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 928-р» установлено, что до приведения в соответствие с Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (в редакции настоящего постановления), помещений, в которых осуществляется хранение оружия и (или) патронов на основании разрешений на их хранение и (или) хранение и использование, полученных до дня вступления в силу названного постановления, в том числе после продления их срока действия или переоформления, а также до проведения в таких помещениях капитального ремонта или реконструкции к указанным помещениям применяются требования, действовавшие на дату выдачи указанных разрешений.

Поскольку разрешение получено до вступления в силу указанного постановления, а капитальный ремонт или реконструкция не проводились, то к учреждению в полной мере применяются требования нормативных актов Федеральной службы войск национальной гвардии (ранее – МВД России), то есть положения вышеприведенной Инструкции.

Доводы жалобы о том, что ранее проведенными проверками не было выявлено каких-либо нарушений законодательства, регулирующего оборот оружия, не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют об отсутствии в действиях Лопанова О.А. состава административного правонарушения, выявленного в ходе проверки, проведенной в период с 9 по 10 июня 2022 года. Предыдущие проверки предметом исследования и оценки суда по данному делу не являлись, поскольку иное означало бы выход за пределы доказывания по конкретному делу об административном правонарушении.

Отсутствие в акте проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов указаний о применении фотосъемки не является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ и само по себе не влияет на законность и обоснованность принятых по делу постановления и решения. В судебном заседании в областном суде Лопанов О.А. подтвердил, что на фотоснимках изображена дверь в помещение для хранения оружия (л.д. 49, 50), где отсутствовал необходимый пруток.

Доводы заявителя о нарушении порядка проверки также подлежат отклонению как несостоятельные. Порядок государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации установлен Административным регламентом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, утвержденным приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 14 января 2020 года № 8. Данным регламентом установлена специальная процедура проверок юридических лиц, осуществляемых с периодичностью один раз в полугодие, – проверка обеспечения условий хранения (сохранности) оружия. Соответствующий график в материалах дела имеется (л.д. 113-116, позиция № 130). Способом фиксации результата такой процедуры в отношении юридических лиц является оформление акта проверки обеспечения условий хранения (сохранности) оружия и патронов. В данной процедуре не применяются требования Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Приведенный в решение судьей районного суда при оценке доводов жалобы п. 169.6 Инструкции не указывает на увеличение объема выявленных нарушений и не должен приниматься в этой связи во внимание.

Ссылки в жалобе на выставление Лопанову О.А. требований об уплате штрафа ранее вступления постановления должностного лица в законную силу правового значения для рассмотрения дела не имеют. Постановление отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в том числе ч. 1.1 названной нормы.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из должностной инструкции Лопанова О.А. следует, что последний обеспечивает деятельность оружейной комнаты, стрелкового тира, ведение документации в соответствии в предъявляемыми требованиями; ведение учета оружия, патронов и их хранение.

При исполнении своих должностных обязанностей заместитель директора по безопасности БУ г. Омска «СШОР «ЦЛС» Лопанов О.А. не принял должных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении должностным лицом служебных обязанностей.

Административное наказание Лопанову О.А. назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ и отвечает требованиям ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ. Повторность совершенного административного правонарушения в области общественного порядка и общественной безопасности Лопанов О.А. подтвердил (л.д. 98, 165); отягчающее административную ответственность обстоятельство установлено правильно.

Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств данного дела, исходя из разъяснений, содержащихся в п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», не имеется.

Нарушение условий хранения (сохранности) оружия может привести к негативным последствиям для неограниченного круга лиц, что не позволяет сделать вывод об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений и признать совершенное административное правонарушение малозначительным.

Постановление о привлечении Лопанова О.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Существенных нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену или изменение принятых по делу актов, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.

Таким образом, жалоба подлежит отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Советского районного суда г. Омска от 2 сентября 2022 года оставить без изменения, жалобу Лопанова О.А. – без удовлетворения.

Судья Г.Г. Старостина