ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-665/18 от 20.12.2018 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Барбакадзе Л.И. Дело № 77-665/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г.Киров 20 декабря 2018 года

Судья Кировского областного суда Опалев О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение судьи Нововятского районного суда г. Кирова от 11 октября 2018 года, принятое по жалобе на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Кировской области ФИО2 № от 22 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Кировской области ФИО2 № от 22 августа 2018 года индивидуальный предприниматель ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Решением судьи Нововятского районного суда г. Кирова от 11 октября 2018 года, принятым по жалобе индивидуального предпринимателя ФИО1, постановление № от 22 августа 2018 года оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Кировский областной суд, ФИО1 просит решение судьи районного суда отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывая на отсутствие доказательств того, что выявленный на берегу реки Вятки донный грунт (речной песок) является отходом. Указывает, что временное накопление грунта на берегу, специально отведенном для данной цели, осуществляется согласно требованиям пункта 3.1 ГОСТ 17.4.3.02-85 «Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве землеройных работ». Извлеченный в результате дноуглубительных дноочистительных работ и временно складированный для последующего использования донный грунт не подпадает под определение отходов производства и потребления.

В отзыве на жалобу временно исполняющий обязанности руководителя Управления Росприроднадзора по Кировской области ФИО3 полагал необходимым решение судьи районного суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области Управления Росприроднадзора по Кировской области ФИО2, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, о причинах неявки суд не уведомила.

С учетом надлежащего извещения сторон считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав ФИО1 и его защитника Кудрявцева А.К., поддержавших требования и доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и отзыв на жалобу, прихожу к следующему.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

В силу положений статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно пунктам 6, 7 Порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30, отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.

Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, 24.07.2018 по результатам административного расследования по делу об административном правонарушении № от 30.05.2018 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 Управлением Росприроднадзора по Кировской области установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет деятельность, в результате которой образуются отходы, а также деятельность по накоплению отходов, в то же время индивидуальным предпринимателем ФИО1 допущено сокрытие полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы.

Основным видом деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 согласно выписке из ЕГРИП от 30.05.2018 является деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта, индивидуальный предприниматель ФИО1 является водопользователем на основании договора водопользования от 19.12.2014 № .

Индивидуальным предпринимателем ФИО1 с ФБУ «<данные изъяты>» в лице начальника <данные изъяты>» заключен договор возмездного оказания услуг от 02.06.2017 № на проведение дноуглубительных работ на арендуемом участке согласно договору водопользования. Согласно объяснений ФИО1 от 15.02.2018 дноуглубительные работы закончились в октябре 2017 года результате деятельности по дноуглубительным работам образуется грунт-отходы.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления, что подтверждается актами обследования, фотоматериалами, протоколами результатов отбора проб отхода и другими материалами дела.

В то же время ФИО1 не представлен статистический отчет по форме № (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2017 год, содержащий информацию об отходе «отходы (грунты) дноочистительных работ на водных объектах обезвоженные практически не опасные», ФККО до 01.02.2018, согласно приказу Росстата от 10.08.2017 № <адрес> «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления».

Индивидуальным предпринимателем ФИО1 в Управление Росприроднадзора по Кировской области не представлен отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2017 год в срок до 15 января 2018 года, содержащий информацию об отходе «отходы (грунты) дноочистительных работ на водных объектах обезвоженные практически не опасные» ФККО до 01.02.2018, согласно Порядку представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изложенные в постановлении нарушения статьи 11, части 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статей 34, 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30, приказа Росстата от 10.08.2017 № 529, допущенные индивидуальным предпринимателем ФИО1 подтверждаются материалами дела.

Доводы жалобы о том, что извлеченный в результате дноуглубительных дноочистительных работ и временно складированный для последующего использования донный грунт не является отходом производства и потребления отклоняются с учетом следующего.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Таким образом, грунты, поднятые со дня водоемов в результате деятельности по дноуглубительным работам подпадают под категорию отходов.

С учетом изложенного бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1 правильно квалифицировано государственным инспектором по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела, наличие события административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым должностным лицом административного органа и районным судом дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о назначении индивидуальному предпринимателю ФИО1 административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в соответствии с положениями статей 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При изложенных обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения, в том числе, и по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Кировской области, начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Кировской области ФИО2 № от 22 августа 2018 года, решение судьи Нововятского районного суда г. Кирова от 11 октября 2018 года оставить без изменения, жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Кировского областного суда

О.М. Опалев