ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-672(161 от 22.10.2019 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Степанова Е.В. Дело № 77-672(161)2019

РЕШЕНИЕ

22 октября 2019 года г. Омск

Судья Омского областного суда Круглов В.В., при секретаре Шевелевой А.С., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя ПАО «МРСК Сибири» ФИО1 на решение судьи Омского районного суда Омской области от <...> (резолютивная часть постановления оглашена <...>), которым постановлено:

«Признать Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей»,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 19 июля 2019 года, составленному государственным инспектором Омского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергосбережением Сибирского управления Ростехнадзора, 10 июля 2019 года при проведении административного расследования в отношении ПАО «МРСК Сибири», возбужденного по обращению МЧС России от 05 июня 2019 года, выявлены нарушения обязательных норм и правил, выразившиеся в следующем: ПАО «МРСК» не содержит принадлежащее ей (находящееся в эксплуатации) оборудование воздушной линии 10 кВ Рз-4_Розовка, расположенной по адресу: Омская область, <...>, <...> лесничество, в состоянии эксплуатационной готовности; при эксплуатации воздушной линии электропередачи 10 кВ Рз-4_Розовка не производится должным образом техническое обслуживание и ремонт, направленное на обеспечение ее надежной работы; информации об аварии и пожаре 29.04.19 в 19.00 на воздушной линии 10 кВ Рз-4_Розовка в пролетах опор 225-226 в Сибирское управление Ростехнадзора от ПАО «МРСК Сибири» не поступало; в представленном паспорте на воздушную линию электропередачи 10 кВ Рз-4_Розовка в разделе 11 «Эксплуатационная карточка» нет отметки о неисправностях выявленных на воздушной линии после осмотра места обрыва проводов в пролете опор 225-226.

Действия ПАО «МРСК Сибири» квалифицированы по ст. 9.11 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, в отношении ПАО «МРСК Сибири», и другие материалы дела были переданы на рассмотрение в районный суд.

По результатам рассмотрения дела судьей вынесено вышеуказанное постановление.

В жалобе представитель ПАО «МРСК Сибири» ФИО1 просит изменить постановление судьи, исключив из него выводы о нарушении ПАО «МРСК Сибири» положений пунктов 1.1.7, 1.6.1, 1.6.2, 5.7.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утверждённых Приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года № 229, выразившимся в ненадлежащем техническом обслуживании и ремонте воздушной линии электропередачи. Указывает, что сотрудниками ПАО «МРСК Сибири» своевременно проводятся плановые осмотры указанной линии электропередачи и прилегающей к ней территории. Какие-либо неисправности в пролете опор №225-226 выявлены не были. Ссылается, что из представленных в материалы дела доказательств, свидетельствующих о проведении обществом мероприятий по надлежащему содержанию воздушной линии электропередачи следует, что общество действовало добросовестно, в соответствии с требованиями вышеуказанных правил. Считает, что содержащийся в техническом заключении от 23 мая 2019 года вывод о том, что причиной пожара предположительно явились искры электрической природы не может свидетельствовать о доказанности ненадлежащего технического обслуживания и ремонта ВЛ-10 кВ Рз-4_Розовка. Отмечает, что содержащиеся в протоколе и постановлении формулировки выявленных в действиях общества нарушений носят абстрактный характер.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ст. 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Пунктом 1.1.7 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года № 229 (далее - Правил) предусмотрено, что работники энергообъектов обязаны содержать оборудование, здания и сооружения в состоянии эксплуатационной готовности, соблюдать правила промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений.

Из п. 1.5.7 Правил следует, что энергосистемы и другие организации электроэнергетики должны осуществлять в том числе систематический контроль за организацией эксплуатации энергообъектов; периодический контроль за состоянием оборудования, зданий и сооружений энергообъектов; периодические технические освидетельствования; контроль за соблюдением установленных техническими нормами сроков проведения среднего и капитального ремонта; контроль за выполнением мероприятий и положений нормативных распорядительных документов; контроль и организацию расследования причин пожаров и технологических нарушений на энергообъектах; оценку достаточности применяемых на объекте предупредительных и профилактических мер по вопросам безопасности производства; контроль за разработкой и проведением мероприятий по предупреждению пожаров и аварий на энергообъектах и обеспечению готовности энергообъектов к их ликвидации; контроль за выполнением предписаний уполномоченных органов ведомственного технического и технологического надзора; учет нарушений, в том числе на объектах, подконтрольных органам государственного контроля и надзора; учет выполнения противоаварийных и противопожарных мероприятий на объектах, подконтрольных органам государственного контроля и надзора; пересмотр технических условий на изготовление и поставку оборудования энергоустановок; передачу информации о технологических нарушениях и инцидентах в органы государственного контроля и надзора.

Пунктами 1.6.1, 1.6.2 Правил предусмотрено, что на каждом энергообъекте должны быть организованы техническое обслуживание, плановые ремонт и модернизация оборудования, зданий, сооружений и коммуникаций энергоустановок. За техническое состояние оборудования, зданий и сооружений, выполнение объемов ремонтных работ, обеспечивающих стабильность установленных показателей эксплуатации, полноту выполнения подготовительных работ, своевременное обеспечение запланированных объемов ремонтных работ запасными частями и материалами, а также за сроки и качество выполненных ремонтных работ отвечает собственник.

Пункт 5.7.1 указанных Правил устанавливает, что при эксплуатации воздушных линий электропередачи (ВЛ) должны производиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы

Из материалов дела следует, что в Сибирское управление Ростехнадзора поступило обращение МЧС России от 05 июня 2019 года о том, что 29 апреля 2019 года в квартале № <...>, выделах <...> Омского лесничества при обрыве провода воздушной линии 10 кВ произошел пожар. Дополнительно письмом МЧС России от <...> направлено техническое заключение и материалы проверки по пожару.

Согласно техническому заключению №152-1-2019 от 23 мая 2019 года ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Омской области вероятной причиной пожара послужило загорание горючих материалов (сухая травянистая растительность) от источника зажигания искусственного происхождения, связанного с жизнедеятельностью человека (искры электрической природы).

Согласно акту о лесном пожаре № 13 от 29 апреля 2019 года, составленным заместителем начальника отдела Омское лесничество пожар был обнаружен в 19.00 в квартале <...> Омского лесничества. Ликвидирован в 21.00 час. В акте в качестве причины пожара указан линейный объект.

Из объяснений начальника Усть-Заостровского мастерского участка ФИО2 от <...> следует, что на момент прибытия к месту пожара она обнаружила оборванные провода воздушной линии 10 кВ, под опорой горела трава и огонь шел в сторону леса. Людей поблизости не было.

Информации об аварии 29 апреля 2019 года в 19-00 час. на воздушной линии 10 кВ Рз- 4_Розовка в пролетах опор 225-226 в Сибирское управление Ростехнадзора от ПАО «МРСК Сибири» не поступало.

Таким образом, должностным лицом Сибирского управления Ростехнадзора были выявлены вышеуказанные нарушения ПАО «МРСК» обязательных норм и правил, в связи с чем <...> государственным инспектором отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Ростехнадзора в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ.

Данные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, выпиской из ЕГРЮЛ, сообщением о пожаре, актом № <...> о лесном пожаре от <...>, протоколом осмотра места происшествия, фотоматериалами, объяснением специалиста Лесного хозяйства ФИО3, техническим заключением № <...>, определением о возбуждении дела об административном правонарушении, паспортом воздушной линии электропередачи 10 кВ от ПС 35/10 Розовка ф. РЗ-4 <...>-Лесничество, журналом дефектов ВЛ-10кВ, протоколом опроса свидетеля ФИО4 и другими материалами дела, оцененными по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы об отсутствии доказательств нарушения обществом вышеуказанных Правил подлежат отклонению, поскольку, как верно указано судьей районного суда, причиной разрыва электролинии послужило ненадлежащее техническое обслуживание и ремонт воздушной линии электропередач.

Доводы жалобы об иных причинах возгорания носят предположительный характер, объективного подтверждения которым не представлено.

Юридическое лицо привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, административное наказание назначено в виде штрафа, в пределах санкции ст. 9.11 КоАП РФ.

Существенных нарушений требований КоАП РФ по делу об административном правонарушении не усматривается.

На основании вышеизложенного, оснований для отмены постановления суда не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Омского районного суда Омской области от <...> (резолютивная часть постановления оглашена <...>) оставить без изменения, жалобу представителя ПАО «МРСК Сибири» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья В.В. Круглов