ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-684(523 от 29.10.2019 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Барабанов А.Н. Дело № 77-684(523)/2019

Р Е Ш Е Н И Е

29 октября 2019 года г. Омск

Судья Омского областного суда Круглов В.В., при секретаре <...> рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе начальника отдела Исилькульского лесничества Якимова В.Ю. на решение судьи Москаленского районного суда Омской области от <...>, которым постановлено:

«Постановление № <...>/АП начальника отдела Исилькульского лесничества Якимова В.Ю. от <...> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя без образования юридического лица главы крестьянско-фермерского хозяйства ДолининаЕвгения А. О.№ <...> ИНН 552100634955 на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить.

Жалобу Долинина Е. А., удовлетворить»,

установил:

постановлением начальника отдела Исилькульского лесничества ГУЛХ Омской области от <...>Долинин Е.А. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Как следует из постановления <...> в ходе текущего патрулирования лесных участков должностными лицами ГУЛХ Омской области было выявлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова (в период действия на территории Москаленского муниципального района пожароопасного сезона с <...> - особого противопожарного режима) Долининым Е.А., владеющим, пользующимся территорией земельного участка с кадастровым номером <...>, прилегающего к лесному участку, местоположение которого определяется в соответствии с лесохозяйственным регламентом отдела Исилькульское лесничество главного управления лесного хозяйства Омской области в урочище <...> с кадастровым номером <...>, не обеспечена очистка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков и других материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделение леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м. или иным противопожарным барьером.

Указанное является нарушением требований ст. ст. 2, 34, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. ст. 2, 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о правилах пожарной безопасности», п. 78 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме», ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, п. п. 8, 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах».

Долинин Е.А. обжаловал постановление в районный суд.

Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.

В жалобе начальник отдела Исилькульского лесничества Якимов В.Ю. просит решение судьи отменить. Указывает, что на составление протокола об административном правонарушении Долинин Е.А. не явился, возражений не представил. Выполнение противопожарных мероприятий установлено после предоставления Долининым Е.А. фотоматериалов при рассмотрении административного дела и проверки сведений. Ссылается, что справка администрации поселения о выполнении Долининым Е.А. противопожарных мероприятий не может быть принята во внимание, поскольку органы местного самоуправления не уполномочены осуществлять надзор за противопожарным обустройством лесов и прилегающих территорий. Настаивает, что выполнение противопожарных мероприятий после выявления правонарушения, может являться смягчающим по делу обстоятельством, а не основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку в период с 24 апреля 2019 года по 16 мая 2019 года Долининым Е.А. не обеспечено соблюдение требований противопожарной безопасности.

Изучив материалы дела, прихожу к следующему.

Часть 1 статьи 8.32 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Проверяя доводы жалобы Долинина Е.А., судья районного суда установил, что доказательств, подтверждающих его вину в совершении правонарушения в материалах дела не имеется, поскольку факт выполнения им противопожарных мероприятий 17 мая 2019 года на указанном земельном участке прилегающим к лесам в установленные сроки п. 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения обжалуемого постановления был известен должностному лицу Якимову В.Ю., в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения.

Данные выводы судьи районного суда, основаны на неверном толковании норм права.

Судья районного суда в своем решении отмечает, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении должностному лицу был известен факт выполнения Долининым Е.А. противопожарных мероприятий, т.е. событие административного правонарушения по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ отсутствовало.

Данные выводы суд вышестоящей инстанции считает ошибочными.

Согласно п. 1 Постановления Правительства Омской области от 24 апреля 2019 года № 150-п «Об установлении особого противопожарного режима на территории Омской области» период действия на территории Омской области особого противопожарного режима установлен с 26 апреля по 9 июня 2019 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Пунктом 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенного 16 мая 2019 года текущего патрулирования лесных участков должностными лицами ГУЛХ Омской области было выявлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова Долининым Е.А., владеющим, пользующимся территорией земельного участка с кадастровым номером № <...> прилегающего к лесному участку с кадастровым номером № <...>, не обеспечена очистка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков и других материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса, либо отделение леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м. или иным противопожарным барьером.

Данные нарушения выявлены в период действия особого противопожарного режима, установленного на территории Москаленского муниципального района с 24 апреля 2019 года.

Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается наличие в действиях Долинина Е.А. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Представленные Долининым Е.А. фотографии по устранению выявленных и указанных в постановлении о привлечении к административной ответственности нарушений требований пожарной безопасности, свидетельствует о том, что на момент проверки указанные в постановлении нарушения противопожарной безопасности имели место.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принятие Долининым Е.А. всех исчерпывающих мер для соблюдения требований правил и норм пожарной безопасности до проведения административным органом проверки.

Поскольку при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьей допущены существенные нарушения норм процессуального законодательства, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, вынести законное и обоснованное постановление, то такое постановление суда подлежит отмене.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в частности, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности не истек, ввиду допущенных процессуальных нарушений, решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое судебное рассмотрение, в ходе которого суду следует учесть вышеизложенное и принять соответствующее процессуальное решение в полном соответствии с требованиями КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

жалобу начальника отдела Исилькульского лесничества Якимова В.Ю. удовлетворить.

Решение судьи Москаленского районного суда Омской области от 19 сентября 2019 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья В.В. Круглов