ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-751(435 от 20.07.2021 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Щеглаков Г.Г. Дело № 77-751(435)/2021

РЕШЕНИЕ

20 июля 2021 года г. Омск

Судья Омского областного суда Филимонов Д.И., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 2 июня 2021 года, которым постановлено:

«Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области № <...> от 04.03.2021 года в отношении должностного лица филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Омскэнерго» заместителя начальника департамента капитального строительства ФИО1, по ч. 1 ст. 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменений, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 4 марта 2021 года, заместитель начальника департамента капитального строительства филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Омскэнерго» (Омскэнерго) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Как следует из постановления, между Омскэнерго и А.О.И. был заключен договор об осуществлении технологического присоединения от 16 октября 2019 года жилого дома по адресу: Омский район, п. им. Комиссарова, <...>. Срок выполнения мероприятий составлял 6 месяцев со дня заключения, срок выполнения мероприятий по договору истек 17 апреля 2020 года. А.О.И. в порядке, предусмотренном договором уведомил сетевую организацию о выполнении им технических условий. В последствии А.О.И. были устранены замечания, выявленные Омскэнерго. 13 февраля А.О.И. вновь обратился в сетевую организацию с письмом о выполнении технических условий. Омскэнерго по результатам осмотра энергопринимающего устройства жилого дома по указанному адресу 18 февраля 2020 года составлены: акт допуска в эксплуатацию прибора учета электроэнергии и акт проверки приборов учета. 20 февраля 2020 года Омскэнерго составлен акт о выполнении технгических условий, которым установлно, что сетевая организация не в полном объеме выполнила обязательства, возложенные на нее п. 10.2.1 технических условий 3 февраля 2020 года Омскэнерго направило А.О.И. письмо о невозможности исполнения сетевой организацией договора от 20 ноября 2019 года с приложением соглашения о расторжении договора. В связи с отказом А.О.И. Омскэнерго обратилось с исковым заявлением о расторжении данного договора. Решением Омского районного суда Омской области от 13 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 13 января 2021 года, исковые требования Омскэнерго оставлены без удовлетворения. Суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для расторжения договора, посчитал недоказанными доводы Омскэнерго об отсутствии технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств жилого дома А.О.И. к электрическим сетям. Таким образом, в период срока исполнения сетевой организацией своих обязательств по договору, Омскэнерго были нарушены требования пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861. Заместитель начальника департамента капитального строительства филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Омскэнерго» ФИО1 имел возможность надлежащим образом исполнить нормы указанных Правил, однако не принял должных мер к соблюдению этих норм.

ФИО1 обжаловал постановление в районный суд.

Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.

В жалобе ФИО1 просит постановление и решение отменить, как незаконные и необоснованные, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Ссылается на то, что А.О.И. имеет опосредованное технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Россети Сибири» через трансформаторную подстанцию, принадлежащую Б.А.И., и линию электропередачи, расположенную по ул. Блока. Повторное технологическое присоединение энергопринимающих устройств, которые уже надлежащим образом технологически присоединены, не предусмотрено.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника ФИО1 – Хирта А.В., поддержавшего доводы жалобы, оснований для отмены постановления и решения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг по передаче электрической энергии (ст. 4).

Согласно ст. 3 указанного Федерального закона субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии устанавливает Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике).

Статьей 3 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по оказанию услуг по передаче электрической энергии; потребители электрической энергии - это лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд; услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.

Согласно ч. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Во исполнение указанного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила № 861).

Правила № 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок и объектов электросетевого хозяйства) юридических и физических лиц к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

В силу п. 3 Правил № 861, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.

Из Пункта 16 Правил № 861 следует, что срок осуществления мероприятий по техническому присоединению является существенным условием договора со дня заключения договора и не может превышать сроки, императивно установленные подпунктом «б» пункта 16 Правил № 861.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении (т.1 л.д.233-237); обращением А.О.И. (т.1 л.д.56-57); договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (т.1 л.д.58-60); техническими условиями (т.1 л.д.61-62); актом допуска в эксплуатацию прибора учета (т.1 л.д.66); актом поверки приборов учета (т.1 л.л.67); актом о выполнении технических условий (т.1 л.д.68); решением Омского районного суда Омской области от 13 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 13 января 2021 года (т.1 л.д.156-162,163-165); дополнительным соглашением о внесении изменений в трудовой договор (т.1 л.д.175); должностной инструкцией заместителя начальника департамента капитального строительства (т.1 л.д.176-184), оцененными с другими материалами дела по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Представленные доказательства являются допустимыми, достаточными в их совокупности для квалификации правонарушения ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Должностное лицо подлежит административной ответственности на основании ст. 2.4 КоАП РФ в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При исполнении своих должностных обязанностей заместитель начальника департамента капитального строительства филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Омскэнерго» ФИО1 не принял должных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении должностным лицом служебных обязанностей.

Доводы жалобы о том, что А.О.И. имеет опосредованное технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Россети Сибири», не могут быть приняты во внимание и повлечь отмену постановления и решения, поскольку такие же доводы являлись предметом рассмотрения, оценки судебных инстанций при рассмотрении дела в порядке гражданского судопроизводства по иску ПАО «МРСК Сибири» к А.О.И. о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, и вопреки доводам настоящей жалобы были отклонены вступившими в законную силу судебными актами.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание ФИО1 назначено в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, является минимальным.

Существенных нарушений требований КоАП РФ по делу об административном правонарушении не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Центрального районного суда г. Омска от 2 июня 2021 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Д.И. Филимонов