ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-778/2023 от 16.08.2023 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Харина О.В. Дело № 77-778/2023

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 16 августа 2023 года

Судья Кировского областного суда Стёксов В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора труда отдела государственного контроля (надзора) по охране труда Государственной инспекции труда в Кировской области А. на решение судьи Омутнинского районного суда Кировской области от 19 июня 2023 года, принятое по жалобе на постановление старшего государственного инспектора труда отдела государственного контроля (надзора) по охране труда Государственной инспекции труда в Кировской области А. №611 от 17.04.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МУП ЖКХ Омутнинского района О.,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением старшего государственного инспектора труда отдела государственного контроля (надзора) по охране труда Государственной инспекции труда в Кировской области А. №611 от 17.04.2023 директор МУП ЖКХ Омутнинского района О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Решением судьи Омутнинского районного суда Кировской области от 19 июня 2023 года, принятым по жалобе директора МУП ЖКХ Омутнинского района О.., вышеуказанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, директор МУП ЖКХ Омутнинского района О. освобожден от административной ответственности с объявлением устного замечания.

Не согласившись с решением судьи районного суда, старший государственный инспектор труда отдела государственного контроля (надзора) по охране труда Государственной инспекции труда в Кировской области А. обратилась в Кировский областной суд с жалобой, в которой просит решение районного суда отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы указывает на наличие в действиях директора МУП ЖКХ Омутнинского района О. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ. МУП ЖКХ Омутнинского района в лице директора О. не обеспечило водителя автомобиля В. в соответствии с действующими нормативными документами с 04.06.2018 жилетом сигнальным 2 класса риска, на протяжении длительного времени (более 4 лет) применяется старая сигнальная одежда при норме выдачи 1 шт. в год. Обратила внимание, что МУП ЖКХ Омутнинского района как юридическое лицо привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, решением судьи Омутнинского районного суда Кировской области от 27.02.2023 постановление старшего государственного инспектора труда отдела государственного контроля (надзора) по охране труда Государственной инспекции труда в Кировской области А. №2299 от 09.12.2022 изменено, назначено наказание в виде предупреждения.

В отзыве на жалобу директор МУП ЖКХ Омутнинского района О. возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить решение судьи районного суда без изменения. Указал, что на момент составления протокола об административном правонарушении и на момент вынесения обжалуемого постановления нарушения были устранены в полном объеме, хлопчатобумажный костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий был выдан В. 24.11.2022, ботинки кожаные с жестким подноском – 03.02.2023, жилет сигнальный 2 класса -24.11.2022. Полагает, что судья районного суда обоснованно применил меру порицания за совершение инкриминируемого правонарушения как устное замечание, поскольку совершенное деяние не повлекло вредных последствий, вред здоровью, крупный ущерб, не последовало существенного нарушения охраняемых общественных отношений, а также данный вид правонарушения совершен впервые должностным лицом МУП ЖКХ Омутнинского района.

Директор МУП ЖКХ Омутнинского района О. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело без своего участия.

При таком положении, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело подлежит рассмотрению в отсутствие не явившегося лица.

В судебном заседании старший государственный инспектор труда отдела государственного контроля (надзора) по охране труда Государственной инспекции труда в Кировской области А. поддержала доводы, изложенные в жалобе, настаивала на ее удовлетворении. Пояснила, что претензий к рассмотрению дела районным судом с нарушением территориальной подсудности не имеет.

Выслушав должностное лицо Государственной инспекции труда в Кировской области, исследовав представленные материалы дела, проверив доводы жалобы, нахожу решение судьи районного суда подлежащим отмене.

Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 названного кодекса.

Пунктом 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 названного кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

В соответствии с этой нормой жалоба директора МУП ЖКХ Омутнинского района О. на постановление старшего государственного инспектора труда отдела государственного контроля (надзора) по охране труда Государственной инспекции труда в Кировской области А. №611 от 17.04.2023 подлежала рассмотрению по месту рассмотрения дела.

Из материалов дела и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 15.08.2023 следует, что местом нахождения Государственной инспекции труда в Кировской области является адрес: 610035, Кировская область, г. Киров, ул. Сурикова, д. 19.

Рассмотрение дела было назначено и состоялось по данному адресу, который относится к юрисдикции Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области.

Таким образом, жалоба, поданная директором МУП ЖКХ Омутнинского района О.., на постановление старшего государственного инспектора труда отдела государственного контроля (надзора) по охране труда Государственной инспекции труда в Кировской области А. №611 от 17.04.2023 рассмотрена судьей Омутнинского районного суда Кировской области с нарушением правил территориальной подсудности.

Процедуры пересмотра принятых судами решений закреплены в процессуальном законодательстве в целях создания механизма эффективного восстановления нарушенных прав.

В силу положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении нарушен. Допущенное судьей районного суда нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях носит существенный характер.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 г. N 623-О-П и от 15 января 2009 г. N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах решение судьи Омутнинского районного суда Кировской области от 19 июня 2023 года подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение судье Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области на стадию принятия к производству жалобы директора МУП ЖКХ Омутнинского района О.

Изложенное соответствует правовому подходу, сформулированному Верховным Судом Российской Федерации в постановлении от 4 июля 2022 года №19-АД22-8-К5, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2020), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 10 июня 2020 года.

Содержащиеся в поданной в Кировский областной суд жалобе старшего государственного инспектора труда отдела государственного контроля (надзора) по охране труда Государственной инспекции труда в Кировской области А. доводы подлежат проверке при новом рассмотрении дела судом.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, судья

Р Е Ш И Л:

решение судьи Омутнинского районного суда Кировской области от 19 июня 2023 года отменить.

Дело об административном правонарушении по жалобе директора МУП ЖКХ Омутнинского района О. на постановление старшего государственного инспектора труда отдела государственного контроля (надзора) по охране труда Государственной инспекции труда в Кировской области А. №611 от 17.04.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МУП ЖКХ Омутнинского района О. направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Кирова Кировской области.

Вступившее в законную силу решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья

Кировского областного суда

В.И. Стёксов