Судья Крутовский Е.В. Дело № 77-78/2023
РЕШЕНИЕ
21июля 2023 года г. Томск
Судья Томского областного суда Еремеев А.В., рассмотрев дело по жалобе начальника инспекции Счетной палаты Российской Федерации С. на постановление судьи Кировского районного суда г. Томска от 18.05.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении начальника Департамента по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области Федченко Александра Сергеевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Кировского районного суда г. Томска от 18.05.2023 административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, совершенное начальником Департамента по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области Федченко А.С. на основании ст. 2.9 КоАП РФ признано малозначительным, он освобожден от административной ответственности, судья ограничился устным замечанием.
Не согласившись с судебным постановлением, начальника инспекции Счетной палаты Российской Федерации С. обратился в Томский областной суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В жалобе заявитель выражает несогласие с применением при рассмотрении дела судьей суда первой инстанции положений ст. 2.9 КоАП РФ. Указывает, что в ходе рассмотрения дела судьей суда первой инстанции подтверждено событие административного правонарушения, установлена вина Федченко А.С. в его совершении, дана надлежащая юридическая оценка его противоправному бездействию. В постановлении подробно изложены обстоятельства административного правонарушения, подтвержденные материалами дела. Вместе с тем полагает, что правовые основания для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом деле отсутствовали. В обоснование жалобы ссылается на то, что Федченко А.С. при назначении на должность государственной гражданской службы Томской области, обязался обеспечить реализацию своих властно-распорядительных полномочий, а также выполнять задачи, поставленные перед Департаментом. Указывает, что допущенные нарушения в организации деятельности Департамента напрямую связаны с качеством принимаемых Федченко А.С. как начальника Департамента, решений при наличии полномочий для их надлежащего исполнения. С учетом изложенного, выражает несогласие с выводами судьи районного суда о незначительной роли Федченко А.С. в вмененном правонарушении. В обоснование доводов жалобы ссылается на положения ст. 2.1 КоАП РФ. Отмечает, что Федченко А.С. не был освобожден от исполнения соглашения, от принятия управленческих решений по своевременному разрешению вопросов, связанных с контролем, организацией и исполнением его условий. Полагает, что с учетом характера правового регулирования бюджетных правоотношений, Федченко А.С. как руководитель Департамента не наделен правом произвольного соблюдения бюджетной дисциплины. Отмечает, что в обжалуемом постановлении судьи суда первой инстанции отсутствует обоснование признания вмененного правонарушения малозначительным. По мнению подателя жалобы, просрочка предоставления отчета на 58 рабочих дней является существенным нарушением охраняемых общественных отношений. Таким образом, по мнению заявителя, совершенные Федченко А.С. административные правонарушение предполагает угрозу причинения вреда в процессе осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что указывает на существенность правонарушения и является препятствием для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
В судебное заседание Федченко А.С., защитник Бугаева Т.Г., начальник инспекции Счетной палаты Российской Федерации С. не явились, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте рассмотрения жалобы, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем судья определил рассмотреть дело по жалобе в их отсутствие.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения участника судебного разбирательства, прихожу к нижеследующему.
Частью 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 132 БК РФ в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены субсидии.
Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, форма которых предусмотрена, в том числе третьим абзацем ст. 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (п.1 ст. 130 БК РФ).
Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 (далее - Правила № 999).
Согласно п. 1 и 3 Правил № 999 настоящими Правилами устанавливаются общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации.
Государственными программами Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для достижения целей указанных программ. Правила предоставления указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, - применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российский Федерации от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (приложение № 35, далее - Правила № 316).
Согласно п.1 Правил № 316 настоящими Правилами устанавливаются цели, порядок и условия предоставления, начиная с 2021 года, субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъектах Российской Федерации в рамках подпрограммы 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика».
Пунктом 34 Правил № 316 установлено, что предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее - ГИИС «Электронный бюджет», система «Электронный бюджет») в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении субсидии, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил № 999 предусмотрено, что соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, в том числе должно содержать: обязательства субъекта Российской Федерации по достижению результатов использования субсидий; сроки и порядок представления в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также о достижении значений результатов использования субсидии.
Условием предоставления субсидии является заключение и исполнение соглашения в соответствии с п. 10 Правил № 999.
В соответствии с п.37 приложения № 35 Правил № 316 отчеты о достижении значений результатов использования субсидии представляются в порядке и сроки, которые установлены соглашением о предоставлении субсидии.
Согласно п. 38 Правил № 316 субъекты Российской Федерации обеспечивают представление отчетов, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии, в Министерство экономического развития Российской Федерации в указанные сроки в электронном виде с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».
25.12.2020 между Министерством экономического развития Российской Федерации и администрацией Томской области заключено соглашение № 139-09-2021-191 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъекте Российской Федерации.
Предметом указанного соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2021 - 2023 годах бюджету Томской области субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
В соответствии с подп. 6.1.1 п. 6.1 Соглашения № 139-09-2021-191 уполномоченным органом исполнительной власти Субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством экономического развития Российской Федерации, на который со стороны Субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) данных соглашений и представлению отчетности, является Департамент по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области (далее - Департамент).
В 2021 году средства в рамках этого соглашения Департаменту были перечислены Министерством экономического развития Российской Федерации.
При этом кассовый расход бюджета субъекта Российской Федерации софинансируемый из федерального бюджета по Соглашению № 139-09-2021-191 в рассматриваемом периоде (3 квартал 2021 года) составил 20283 500 рублей 00 копеек (общий объем кассового расхода бюджета субъекта Российской Федерации составил 20 910 824 рублей 74 копейки).
В соответствии со ст. 158, 162 и п. 3 ст. 219 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе как получатель бюджетных средств, обеспечивает соблюдение условий, целей и порядка, установленных при предоставлении межбюджетных трансфертов, принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Таким образом, Департаменту как главному распорядителю бюджетных средств разрешено распределять распорядителям и получателям бюджетных средств (в том числе и себе как получателю бюджетных средств), администраторам источников финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора, администраторам источников финансирования дефицита бюджета, находящимся в его ведении, бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, предельные объемы финансирования, или принимать бюджетные обязательства и осуществлять платежи, в установленных указанными соглашениями пределах.
Следовательно, на Департамент в целях соблюдения порядка предоставления и расходования субсидии возложены обязанности, в том числе по представлению в Министерство экономического развития Российской Федерации достоверной отчетности в установленные сроки, в установленной форме и с требуемым содержанием.
Подпунктом 4.3.7 п. 4.3 Соглашения № 139-09-2021-191 установлена обязанность Департамента обеспечивать представление в Министерство экономического развития Российской Федерации в форме электронного документа в ГИИС «Электронный бюджет» отчета о (об) достижении значений результатов использования Субсидии по форме согласно приложению к этим соглашениям, являющемуся его неотъемлемой частью (ежеквартальные отчеты - не позднее 3 рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом; ежегодные отчеты - не позднее 3 рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом).
Из материалов дела следует и судом установлено, что в нарушение срока, установленного подп. 4.3.7 пункта 4.3 Соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и администрацией Томской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъекте Российской Федерации № 139-09-2021-191 от 25.12.2020, главным распорядителем и получателем средств бюджета - Департаментом по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области, которому предоставлены межбюджетные трансферты, не обеспечено своевременное представление в Министерство экономического развития Российской Федерации в форме электронного документа в ГИИС «Электронный бюджет» в установленный срок отчетов о достижении результатов Субсидии (согласно приложению к Соглашению № 139-09-2021-275) на 1 октября 2021 года (не позднее 05.10.2021 включительно). Отчет по состоянию 01.10.2021 представлен Департаментом Министерству экономического развития Российской Федерации в ГИИС «Электронный бюджет» только 10.01.2022, то есть с нарушением срока, установленного Соглашением № 139-09-2021-191, на 58 рабочих дней (97 календарных дней). Указанное нарушение условий и порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансферов совершено должностным лицом - начальником Департамента Федченко А.С. 06.10.2021 по адресу: г. Томск, пр. Кирова, 41, и выявлено в ходе проведения Счётной палатой Российской Федерации контрольного мероприятия «Проверка исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год (включая проверку исполнения федеральной адресной инвестиционной программы)». Таким образом должностным лицом - начальником Департамента Федченко А.С. нарушен порядок и (или) условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидии) в отсутствие нецелевого использования бюджетных средств, то есть им совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, выпиской из акта по результатам проведения Счетной палатой РФ контрольного мероприятия, соглашением № 139-09-2021-191, информацией об объемах финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, не связанных с осуществлением капитальных вложений в объекты капитального строительства, значением результатов использования субсидий, отчётом о достижении значений результатов использования Субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения, по состоянию на 01.10.2021 по Соглашению № 139-09-2021-191, распоряжением администрации Томской области от 26.11.2020 № 322-р-к о назначении Федченко А.С. начальником Департамента по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области, положением о Департаменте по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области, утвержденным постановлением Губернатора Томской области от 02.11.2007 № 146, и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Действия должностного лица - начальника Департамента по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области Федченко А.С. правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Однако в рассматриваемом случае, при формальном наличии всех признаков состава, вмененного должностному лицу - начальнику Департамента по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области Федченко А.С. административного правонарушения, оно не содержит какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинено существенного вреда интересам граждан, общества и государства.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения»", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Административные правонарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, законодателем и правоприменительной практикой, выраженной в разъяснениях высшей судебной инстанции суда общей юрисдикции, не отнесены к категории правонарушений, которые не могут быть отнесены к малозначительным.
Вывод о возможности признания данного административного правонарушения малозначительным и освобождения должностного лица - начальника Департамента по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области Федченко А.С. от административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием мотивирован с позиции фактов и права, избранный правовой подход не противоречит основаниям для признания административного правонарушения малозначительным, и не исключает возможность достижения целей административной ответственности за содеянное.
С утверждением в жалобе в той части, что судья при принятии решения о малозначительности совершенного Федченко А.С. деяния не учел всех обстоятельств совершенного правонарушения, свидетельствующие о его существенности, в том числе наличие угрозы причинения вреда в процессе осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то есть неверно установлены обстоятельства дела, которые ему позволили прийти к выводу о малозначительности совершенного правонарушения, согласиться нельзя.
Представленные по делу доказательства оценены в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, согласно которой судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными в судебном заседании и получившими надлежащую оценку в судебном постановлении.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену вынесенного судебного постановления, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Таким образом, обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Кировского районного суда г. Томска от 18.05.2023, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении начальника Департамента по развитию инновационной и предпринимательской деятельности Томской области Федченко Александра Сергеевича, оставить без изменения, а жалобу начальника инспекции Счетной палаты Российской Федерации С. – без удовлетворения.
Судья Томского областного суда А.В. Еремеев