ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-814(475 от 27.07.2021 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Усенко Е.В. Дело № 77-814(475)/2021

РЕШЕНИЕ

27 июля 2021 года г. Омск

Судья Омского областного суда Филимонов Д.И., при секретаре Груша А.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г. Омска от 4 июня 2021 года, которым постановлено:

«Постановление заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области ФИО1 № <...>-АП от 19 февраля 2021 года, которым Администрация города Омска, ИНН № <...>, ОГРН № <...>, дата регистрации 23.12.2002 года, юридический адрес: <...>, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания виде штрафа в размере 30 000 рублей, отменить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Производство по делу прекратить»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области от 19 февраля 2021 года, Администрация города Омска была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Как следует из постановления, 2 декабря 2014 года на основании решения Центрального районного суда г. Омска был выдан исполнительный лист ВС № 044335617, в соответствии с которым на Администрацию города Омска возложена обязанность в срок до 31 декабря 2016 года оборудовать сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения водных объектов водовыпуски городской самотечной ливневой канализации на 1834,6 км правого берега реки Иртыш от устья, в створе ул. Масленникова; на 1835,5 км правого берега реки Иртыш от устья в створе дома № 14 пол. Иртышская Набережная; на 1837,5 км правого берега реки Иртыш от устья в створе ул. Ф ФИО2; на 1837,8 км правого берега реки Иртыш от устья в створе ул. Рождественского; на 1825 км правого берега реки Иртыш от устья в створе дома № 17 по ул. Пригородная; на 1825,6 км правого берега реки Иртыш от устья в створе № 3 по ул. Пригородная; на 1827,7 км правого берега реки Иртыш от устья в створе ул. Заозерная; на 1829 км правого берега реки Иртыш от устья на территории Зеленого острова; оборудовать сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта реки Омь от загрязнения и истощения водных объектов водовыпуски городской самотечной ливневой канализации: в створе ул. Беломорстроя; в створе ул. Б. Хмельницкого г. Омска на расстоянии 20 метров к западу от автодорожного моста через реку Омь; в створе ул. Б. Хмельницкого г. Омска на расстоянии 26 метров к западу от автодорожного моста через реку Омь.

26 декабря 2014 года судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство в отношении Администрации города Омска, установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

13 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству, в соответствии с которым установлен новый срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном листе – 24 апреля 2017 года.

В рамках исполнительного производства судебным приставом – исполнителем должнику неоднократно вручались требования об исполнении обязанности исполнения содержащихся в исполнительном документе требований.

4 декабря 2020 года судебным приставом-исполнителем в связи с неисполнением требований исполнительного документа выставлено очередное требование обязать Администрацию г. Омска оборудовать сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения водных объектов водовыпуски городской самотечной ливневой канализации на 1834,6 км правого берега реки Иртыш от устья в створе ул. Масленникова; на 1835,5 км правого берега реки Иртыш от устья в створе дома № 14 пол. Иртышская Набережная; на 1837,5 км правого берега реки Иртыш от устья в створе ул. Ф ФИО2; на 1837,8 км правого берега реки Иртыш от устья в створе ул. Рождественского; на 1825 км правого берега реки Иртыш от устья в створе дома № 17 по ул. Пригородная; на 1825,6 км правого берега реки Иртыш от устья в створе № 3 по ул. Пригородная; на 1827,7 км правого берега реки Иртыш от устья в створе ул. Заозерная; на 1829 км правого берега реки Иртыш от устья на территории Зеленого острова и установлен новый срок исполнения исполнительного документа – до 15 января 2021 года.

Требования, содержащиеся в исполнительном документе, в установленный срок Администрация города Омска не выполнила, что послужило основанием для составления 8 февраля 2021 года в отношении Администрации города Омска протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и вынесения указанного выше постановления.

Защитник Администрации города Омска ФИО3 обжаловала постановление в районный суд.

Судьей районного суда постановлено изложенное выше решение.

В жалобе заместитель начальника отдела - старшего судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области ФИО1 просит решение отменить, постановление оставить без изменения. Ссылается на то, что Администрацией города Омска не были представлены надлежащие доказательства отсутствия вины в неисполнении содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, а отсутствие необходимых финансовых средств по исполнению требований исполнительного документа, не свидетельствует об отсутствии вины администрации в рассматриваемом случае. Указывает, что оснований для отмены постановления и прекращения производства по делу не имелось.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителя УФССП России по Омской области ФИО4, поддержавшую доводы жалобы, защитника Администрации города Омска ФИО3, возразившую против доводов жалобы, оснований для отмены решения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.

Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

С объективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть выражено как в разнообразных действиях, так и бездействии, создающих различные препятствия реализации судебным приставом-исполнителем исполнения исполнительных документов по спорам неимущественного характера.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, послужило то обстоятельство, что Администрация города Омска, являясь должником по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного Центральным районным судом г. Омска в установленный судебным приставом - исполнителем срок не исполнила указанные выше требования, содержащиеся в исполнительном листе.

Отменяя постановление и прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации города Омска на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда исходил из того, что Администрация города Омска не имела объективной возможности исполнить судебное решение, принимала и принимает все зависящие меры к его исполнению.

Как следует из материалов дела, Администрацией города Омска было установлено, что водовыпуски городской самотечной ливневой канализации оборудовать сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения водных объектов, можно только путем реконструкции ливневой канализации со строительством очистных сооружений.

Департамент строительства Администрации города Омска организует проведение работ по строительству (реконструкции) линейных объектов, в том числе ливневых канализаций, только при наличии в бюджете города Омска ассигнований на данные цели, после включения объекта капитального строительства в адресную инвестиционную программу города Омска, после утверждения проекта планировки территории и проекта межевания территории, необходимых для проектирования и строительства данных объектов, а также при наличии сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков.

Утверждены проекты планирования территории и проекты межевания территории, необходимые для проектирования и строительства очистных сооружений на данных водовыпусках.

Право муниципальной собственности на объекты по ул. Заозерная оформлено. Объекты в створе ул. Масленникова, дома № 3 по ул. Пригородная, дома № 14 по Иртышской Набережной в 2020 году приняты на учет в качестве бесхозяйной вещи, с последующим признанием права муниципальной собственности.

С 2017 года и каждый год департамент строительства Администрации города Омска в целях исполнения данного решения обращался в департамент финансов Администрации города Омска, составляющий бюджет города, с предложениями по включению в бюджет расходов на исполнение данного решения. Только в 2021 году данные расходы частично включены в бюджет города Омска на 2022-2023 годы (три объекта).

В настоящее время департаментом строительства Администрации города Омска осуществляются мероприятия по подготовке документации в целях проведения конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по двум объектам по ул. Пригородная подготовлены задания на проектирование данного объекта и сметы на инженерные изыскания.

Судья районного суда посчитал убедительным довод Администрации города Омска о том, что время, необходимое для проведения работ по проектированию и строительству (реконструкции) ливневой канализации, с учетом сезонности выполнения работ, ориентировочно составляет около двух лет с момента выделения финансирования на данные цели, а также общую стоимость работ, значительную для бюджета города Омска.

Кроме того, суд учел и то обстоятельство, что решение суда исполнено частично – введено в эксплуатацию два объекта из числа указанных в решении суда.

Решением Ленинского районного суда г. Омска от 18 апреля 2018 года Администрация города Омска освобождена от взыскания исполнительского сбора в размере 100000 рублей по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа № ВС 044335617 по делу № 2-4867/2014, выданного Центральным районным судом г. Омска, в связи с отсутствием вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.

Установив указанные обстоятельства, судья районного суда пришел к выводам о том, что Администрация города Омска не имела объективной возможности исполнить судебное решение, принимала и принимает все зависящие от нее меры к его исполнению, что свидетельствует об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения.

Оснований не согласиться с указанными выводами судьи районного суда не имеется.

Жалоба не содержит данных, свидетельствующих о каких-либо существенных нарушениях процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.

При таких обстоятельствах жалоба заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области ФИО1 подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Ленинского районного суда г. Омска от 4 июня 2021 года оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Д.И. Филимонов