Судья Уськова А.Н. Дело № 77-81/2017
Р Е Ш Е Н И Е
г. Киров 15 марта 2017 года
Судья Кировского областного суда Степанова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области ФИО2 №№ от 09.09.2016, решение судьи Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 16.12.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности - главного бухгалтера министерства финансов Кировской области ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области ФИО2 №№ от 09.09.2016 начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности - главный бухгалтер министерства финансов Кировской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
По результатам рассмотрения жалобы ФИО1 решением судьи от 16.12.2016 постановление о назначении административного наказания оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Кировский областной суд, а также дополнениях к жалобе ФИО1 просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения либо возвратить дело на новое рассмотрение. В обоснование указал, что порядок действий по составлению отчета об исполнении бюджета (форма №) регламентирован нормативным правовым актом: приказ Министерства России от 29.12.2011 года № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой отчетности, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системыРФ (далее приказ 191н или Инструкция). На основании ст. 133 инструкции отчет об исполнении бюджета указанной формы составляется ежемесячно финансовым органом на основании данных об исполнении бюджета консолидированных отчетов (форма №) и справок (ф.№) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов доходов бюджета, представленных на отчетную дату и консолидированного отчета. Согласно пункту 7 Инструкции 191н бюджетная отчетность составляется на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, администраторами бюджетных средств, обобщенных путем суммирования показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности. Главный администратор бюджетных средств несетответственность за правильность осуществления свода (обобщения и консолидации) представленных ему данных. Главный администратор средств бюджета формирует сводную (консолидированную) бюджетную отчетность, предполагая, что представленная получателями бюджетных средств бюджетная отчетность содержит достоверные данные. При этом, лицо, ответственное за формирование и предоставление сводной и консолидированной отчетности главного администратора бюджетных средств, при условии выполнения им положений Инструкции (приказа 191н) по формированию обобщенных показателей в сводной отчетности, не должно нести ответственность за искажение данных, содержащихся в бюджетной отчетности, входящей в состав консолидированной отчетности. При составлении и формировании сводной отчетности (ф.№) и (ф.№) заявитель не использовал документы, которые указаны в постановлении, а именно: докладные записки от <дата> и от <дата>, платежные поручения от <дата> № № и от <дата> № №, поскольку указанные документы не являются основанием для составления сводной бюджетной отчетности. Показатели, содержащиеся в бюджетной отчетности об исполнении областного бюджета ф. № за 2014 год, полностью соответствует данным отчетных форм, являющихся основанием для их составления, то есть ф.№. Кроме того, судом не учтено, что ФИО1 не подписывалось платежное поручение от <дата> № №. Отчет об исполнении бюджета (форма №) подписан в первую очередь и.о. главы финансов ФИО3, а следовательно, ФИО1 не может нести персональную ответственность за предоставление данного документа. Указал также на допущенные при рассмотрении жалобы судом процессуальные нарушения, поскольку к участию в деле допущены лица, полномочия которых не были надлежащим образом удостоверены.
ФИО1 и его защитник Коновалов А.Н. в судебном заседании поддержали изложенные в жалобе и дополнениях к ней доводы, а также заявленные требования.
Заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области ФИО2 и его представитель ФИО4 в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления; а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена ответственность за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что главным бухгалтером ФИО1 в нарушение ч. 2 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ, Указаний № 65н (Приложение 6), пунктов 102,111 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06 декабря 2010 года N162н, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 7 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина России, по причине ненадлежащего исполнения должностных обязанностей начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности -главного бухгалтера министерства финансов Кировской области - была предоставлена бюджетная отчетность, в частности, отчет об исполнении бюджета (форма №) за 2014 год, подписанный им как главным бухгалтером министерства финансов Кировской области, который содержит недостоверные данные по показателю (исполнено) «доходы бюджета-всего», в том числе «Прочие неналоговые доходы, и «Прочие неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации» по коду дохода бюджетной классификации № и по показателю «Источники финансирования дефицита бюджета-всего», в том числе, «Увеличение финансовых активов в собственности субъектов Российской Федерации за счет средств организаций, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации и лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства или в финансовых органах субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации» коду источника финансирования дефицита бюджета по бюджетной классификации № на общую сумму <данные изъяты> Тем самым ФИО1 предоставил заведомо недостоверные сведения бюджетной отчетности по исполнению годового бюджета за 2014 год.
Проанализировав представленные документы, судьёй обоснованно установленфакт предоставленияФИО1 заведомо недостоверных сведений бюджетной отчетности по исполнению годового бюджета за 2014 год, и соответственно, совершения им правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом установлено, что департамент финансов Кировской области в декабре 2014 года платежными поручениями от <дата> и <дата> осуществил заимствование средств бюджетных и автономных учреждений в сумме <данные изъяты> на покрытие временного кассового разрыва областного бюджета.
В нарушение норм бюджетного законодательства РФ указанные операции по заимствованию средств отражены в бюджетном учете отделом бухгалтерского учета и отчетности департамента финансов Кировской области как поступление прочих неналоговых доходов по коду бюджетной классификации № «Прочие неналоговые доходы субъекта».
Несмотря на то, что ФИО1 непосредственно не подписывалось платежное поручение №№, в регистре бюджетного учета - Главная книга за декабрь 2014 года - отражен остаток на конец периода по дебету счета № - «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет» «минус» <данные изъяты>
В нарушение п. 11 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157 н (далее - Инструкция № 157 н) корреспонденция счетов, отраженная в Журнале операций с безналичными денежными средствами № 02 за декабрь 2014 года, не соответствует характеру фактически совершенных операций и содержит недостоверные данные о фактах хозяйственной деятельности.
Журналы операций, согласно Приложению №5 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 № 52н, подписываются главным бухгалтером учреждения или его заместителем, составившим Журнал операций.
Соответственно, отчет ф. №, сформированный и подписанный ФИО1 как главным бухгалтером администратора доходов на основании данных регистров бюджетного учета, содержит недостоверные данные.
При формировании сводной бюджетной отчетности искаженные данные по доходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета перенесены главным бухгалтером - ФИО1 в отчет об исполнении бюджета ф. №, который предусмотрен Инструкцией № 191н для финансового органа, а также в соответствии с пунктом 3 статьи 264.1 БК РФ является именно той формой бюджетной отчетности, за недостоверность сведений которой статьей 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Судья пришел к правильному выводу, что начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности - главный бухгалтер министерства финансов Кировской области ФИО1 применительно к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является должностным лицом, субъектом административной ответственности, предусмотренной статьёй 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обязанность ФИО1, как главного бухгалтера, осуществлять контроль за ведением бухгалтерского учета, достоверным составлением бюджетной отчетности и ответственность за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей обусловлены требованиями действующего законодательства, а также соответствующими локальными актами.
ФИО1 возглавляет отдел бухгалтерского учета и отчетности департамента финансов Кировской области, выполняет в отделе организационно- распорядительные функции, осуществляет организацию работы отдела и несет ответственность за надлежащее выполнение сотрудниками отдела и собой непосредственно должностных обязанностей.
Материалы дела свидетельствуют, что при вынесении судьёй решения фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, подтверждаются представленными доказательствами, получившими правильную оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действия ФИО1 как должностного лица правильно квалифицированы по статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установив изложенные обстоятельства, судья пришел к обоснованному выводу о доказанности виныФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхи пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица о назначении административного наказания.
Оспаривая постановление должностного лица, ФИО1 указал также на допущенные при рассмотрении жалобы судом процессуальные нарушения, выразившиеся в допуске к участию в деле лиц, полномочия которых не были надлежащим образом удостоверены.
Между тем, основания полагать о том, что участие представителя административного органа при рассмотрении жалобы привело к принятию необоснованного судебного акта, отсутствуют. Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих безусловную отмену состоявшегося акта, в ходе производства по настоящему делу не допущено.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в соответствии с санкцией статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу решения не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области ФИО2 №№ от 09.09.2016, решение судьи Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 16.12.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности - главного бухгалтера министерства финансов Кировской области ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья
Кировского областного суда Е.А. Степанова