ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 77-81/2017 от 15.03.2017 Кировского областного суда (Кировская область)

Судья Уськова А.Н. Дело № 77-81/2017

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 15 марта 2017 года

Судья Кировского областного суда Степанова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сметанина В.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области Макарова Э.И. № от 09.09.2016, решение судьи Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 16.12.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности - главного бухгалтера министерства финансов Кировской области Сметанина В.А.,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области Макарова Э.И. № от 09.09.2016 начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности - главный бухгалтер министерства финансов Кировской области Сметанин В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

По результатам рассмотрения жалобы Сметанина В.А. решением судьи от 16.12.2016 постановление о назначении административного наказания оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Кировский областной суд, а также дополнениях к жалобе Сметанин В.А. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения либо возвратить дело на новое рассмотрение. В обоснование указал, что порядок действий по составлению отче­та об исполнении бюджета (форма ) регламентирован нормативным правовым актом: приказ Министерства России от 29.12.2011 года № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годо­вой отчетности, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюдже­тов бюджетной системыРФ (далее приказ 191н или Инструкция). На основа­нии ст. 133 инструкции отчет об исполнении бюджета указанной формы со­ставляется ежемесячно финансовым органом на основании данных об испол­нении бюджета консолидированных отчетов (форма ) и справок (ф.) главных распорядителей бюджетных средств, главных админи­страторов источников финансирования дефицита бюджета, главных админи­страторов доходов бюджета, представленных на отчетную дату и консолиди­рованного отчета. Согласно пункту 7 Инструкции 191н бюджетная отчетность составляется на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, администраторами бюджетных средств, обобщенных путем суммирования показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности. Главный администратор бюджетных средств несетответственность за правильность осуществления свода (обобщения и консо­лидации) представленных ему данных. Главный администратор средств бюджета формирует сводную (консолидированную) бюджетную отчетность, предполагая, что представленная получателями бюджетных средств бюд­жетная отчетность содержит достоверные данные. При этом, лицо, ответст­венное за формирование и предоставление сводной и консолидированной от­четности главного администратора бюджетных средств, при условии выпол­нения им положений Инструкции (приказа 191н) по формированию обоб­щенных показателей в сводной отчетности, не должно нести ответственность за искажение данных, содержащихся в бюджетной отчетности, входящей в состав консолидированной отчетности. При составлении и формировании сводной отчетности (ф.) и (ф.) заявитель не использовал до­кументы, которые указаны в постановлении, а именно: докладные записки от <дата> и от <дата>, платежные поручения от <дата> и от <дата>, поскольку указанные документы не являются основанием для составления сводной бюджетной отчетности. Показатели, содержащиеся в бюджетной отчетности об исполнении областного бюджета ф. за 2014 год, полностью соответствует данным отчетных форм, являющихся ос­нованием для их составления, то есть ф.. Кроме того, судом не учтено, что Сметаниным В.А. не подписывалось платежное поручение от <дата>. Отче­т об исполнении бюджета (форма ) подписан в первую очередь и.о. главы финансов Круковской Н.В., а следовательно, Сметанин В.А. не может нести персональную ответственность за предоставление данного документа. Указал также на допущенные при рассмотрении жалобы судом процессуальные нарушения, поскольку к участию в деле допущены лица, полномочия которых не были надлежащим образом удостоверены.

Сметанин В.А. и его защитник Коновалов А.Н. в судебном заседании поддержали изложенные в жалобе и дополнениях к ней доводы, а также заявленные требования.

Заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области Макаров Э.И. и его представитель Рыкова А.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления; а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена ответственность за непред­ставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджет­ным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регули­рующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджет­ной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недосто­верной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для состав­ления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федера­ции.

Из материалов дела следует, что главным бухгалтером Сме­таниным В.А. в нарушение ч. 2 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ, Указаний № 65н (Приложение 6), пунктов 102,111 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06 декабря 2010 года N162н, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 7 Инструкции о порядке состав­ления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об ис­полнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Мин­фина России, по причине ненадлежащего исполнения должностных обязан­ностей начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности -главного бух­галтера министерства финансов Кировской области - была предоставлена бюджетная отчетность, в частности, отчет об исполнении бюджета (форма ) за 2014 год, подписанный им как главным бухгалтером министерст­ва финансов Кировской области, который содержит недостоверные данные по показателю (исполнено) «доходы бюджета-всего», в том числе «Прочие неналоговые доходы, и «Прочие неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации» по коду дохода бюджетной классификации и по показателю «Источники финансирования дефи­цита бюджета-всего», в том числе, «Увеличение финансовых активов в собственности субъектов Российской Федерации за счет средств организаций, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации и лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства или в финансовых органах субъектов Российской Федерации в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации» коду источника финан­сирования дефицита бюджета по бюджетной классификации на общую сумму <данные изъяты> Тем самым Сметанин В.А. предоставил заведомо недостоверные сведения бюджетной отчетности по исполнению годового бюджета за 2014 год.

Проанализировав представленные документы, судьёй обоснованно установленфакт предоставленияСметаниным В.А. заведомо недостоверных сведений бюджетной отчетности по исполнению годового бюджета за 2014 год, и соответственно, совершения им правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом установлено, что департамент финансов Кировской области в декабре 2014 года платежными поручениями от <дата> и <дата> осуще­ствил заимствование средств бюджетных и автономных учреждений в сумме <данные изъяты> на покрытие временного кассового разрыва областного бюдже­та.

В нарушение норм бюджетного законодательства РФ указанные операции по заимствованию средств отражены в бюджетном учете отделом бух­галтерского учета и отчетности департамента финансов Кировской области как поступление прочих неналоговых доходов по коду бюджетной классифи­кации «Прочие неналоговые доходы субъекта».

Несмотря на то, что Сметаниным В.А. непосредственно не подписывалось платежное поручение №, в регистре бюджетного учета - Главная книга за декабрь 2014 года - отражен остаток на конец периода по дебету счета - «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет» «минус» <данные изъяты>

В нарушение п. 11 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157 н (далее - Инструкция № 157 н) корреспонденция счетов, отраженная в Журнале операций с безналичными денежными средствами № 02 за декабрь 2014 года, не соответствует характеру фактически совершенных операций и содержит недостоверные данные о фактах хозяйственной деятельности.

Журналы операций, согласно Приложению №5 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 № 52н, подписываются главным бухгалтером учреждения или его заместителем, составившим Журнал операций.

Соответственно, отчет ф. , сформированный и подписанный Сметаниным В.А. как главным бухгалтером администратора доходов на основании данных регистров бюджетного учета, содержит недостоверные данные.

При формировании сводной бюджетной отчетности искаженные данные по доходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета перенесены главным бухгалтером - Сметаниным В.А. в отчет об исполнении бюджета ф. , который предусмотрен Инструкцией № 191н для финансового органа, а также в соответствии с пунктом 3 статьи 264.1 БК РФ является именно той формой бюджетной отчетности, за недостоверность сведений которой статьей 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Судья пришел к правильному выводу, что начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности - главный бухгалтер министерства финансов Кировской области Сметанин В.А. применительно к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является должностным лицом, субъектом административной ответственности, предусмотренной статьёй 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обязанность Сметанина В.А., как главного бухгалтера, осуществлять контроль за ведением бухгалтерского учета, достоверным составлением бюджетной отчетности и ответственность за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей обусловлены требованиями действующего законодательства, а также соответствующими локальными актами.

Сметанин В.А. возглавляет отдел бухгалтерского учета и отчетности департамента финансов Кировской области, выполняет в отделе организационно- распорядительные функции, осуществляет организацию работы отдела и несет ответственность за надлежащее выполнение сотрудниками отдела и собой непосредственно должностных обязанностей.

Материалы дела свидетельствуют, что при вынесении судьёй решения фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, подтверждаются представленными доказательствами, получившими правильную оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действия Сметанина В.А. как должностного лица правильно квалифицированы по статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Установив изложенные обстоятельства, судья пришел к обоснованному выводу о доказанности виныСметанина В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхи пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица о назначении административного наказания.

Оспаривая постановление должностного лица, Сметанин В.А. указал также на допущенные при рассмотрении жалобы судом процессуальные нарушения, выразившиеся в допуске к участию в деле лиц, полномочия которых не были надлежащим образом удостоверены.

Между тем, основания полагать о том, что участие представителя административного органа при рассмотрении жалобы привело к принятию необоснованного судебного акта, отсутствуют. Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих безусловную отмену состоявшегося акта, в ходе производства по настоящему делу не допущено.

Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в соответствии с санкцией статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу решения не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области Макарова Э.И. № от 09.09.2016, решение судьи Октябрьского районного суда г. Кирова Кировской области от 16.12.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела бухгалтерского учета и отчетности - главного бухгалтера министерства финансов Кировской области Сметанина В.А., оставить без изменения, жалобу Сметанина В.А. - без удовлетворения.

Судья

Кировского областного суда Е.А. Степанова